СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний с указанием планируемых результатов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов".»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятием «фразеологизмы»; совершенствовать умения объяснять значения фразеологических оборотов; способствовать развитию умения употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «фразеологизмы»; научатся объяснять значения фразеологических оборотов; употреблять в письменной и устной речи устойчивые обороты; безошибочно списывать текст с доски и учебника; пользоваться словарями; находить в тексте многозначные слова и омонимы; подбирать синонимы и антонимы

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Проявлять потребность в сохранении культуры русской речи и уважительное отношение к людям посредством языка; осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т. д.; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

1

2

3

4

I. Организация начала урока

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

– Проверим готовность к уроку.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Приготовьте свои ушки и глазки,

Чтобы они могли всё видеть,

Слышать и запоминать

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока)

Слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Какие словари русского языка вы знаете? Для чего необходимы словари?

– Прочитайте отрывок из стихотворения Я. Козловского в задании 70. Назовите омонимы. Объясните, что обозначают эти слова.

– Запишите звуками выделенное слово.

– Какая игра у вас самая любимая? Расскажите, как вы играете в нее.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.



Называют омонимы. Объясняют значения слов-омонимов.

(См. РМ, Приложение 1.)


Записывают слово звуками: ход – [хот].

Выделять существенную информацию

из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соот-

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте слова и назовите одинаковый звук.

Гусли, гитара, гармонь, горн.

Выполняют чистописание. Записывают буквосочетания. Списывают пословицу, подчеркивают орфограммы.

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Сегодня будем работать над написанием букв «Г», «г».

– Спишите, продолжив закономерность.

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы.

гг Г ггг Г гггг Г



Глядит лисой, а пахнет волком.

ветствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте кроссворд и прочитайте новое словарное слово.

Вопросы к кроссворду:

1. Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей.)

2. На репье он очень ловко 

Треплет цепкие головки, 

Сыплет семечки на пол 

Птичка бойкая … (щегол).

3. На лугу она живет

И всё время спать зовет!

– Пить-пирю, спать пора!

Так до самого утра!

Кто такую птичку знает?

Кто загадку отгадает? (Перепёлка.)

Отгадывают кроссворд. Читают ключевое слово.


1 в

о

р

о

б

е

й









2 щ

е

г

о

л

3 п

е

р

е

п

ё

л

к

а





Продолжение табл.

1

2

3

4


– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики.








– Подберите синонимы к слову «ещё»

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.

н



а



р



е

щ

ё

ч



и



е



Подбирают синонимы к словарному слову. Составляют предложения с этим словом.

(См. РМ, Приложение 2.)


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте письмо и подумайте, жители какого словаря могли его написать. (Жители фразеологического словаря.)

– Почему вы так решили? (В тексте много фразеологических оборотов.)

– Это письмо написали жители страны Фразеологии. Прочитайте тему урока.

– Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

1. Узнать, что такое фразеологизм.

2. Понять, для чего мы используем в речи фразеологизмы.

3. Научиться правильно употреблять фразеологизмы в речи и объяснять их значение.

4. Ознакомиться с фразеологическими словарями.

Читают письмо от жителей страны Фразеологии.

«Заруби себе на носу: сегодня тебе придется работать засучив рукава. В случае временной неудачи

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое

Продолжение табл.

1

2

3

4


свои мысли. Предлагаю вам сегодня на уроке отправиться в путешествие, окунуться в мир слов, и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникнете в тайны истории и происхождения слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями. В письме есть еще и какой-то рисунок. Рассмотрите его. Что необычного видите? Эта дверь за семью замками. А что означает выражение «за семью замками»?

– Жители страны Фразеологии очень хорошо спрятали за этой дверью сюрприз. Чтобы его получить, необходимо выполнить все задания, преодолеть семь преград в виде замков на этой двери

не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счете тебя ждет успех!»

Объясняют значение фразеологизма «за семью замками».

высказывание

в устной форме

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа в группах

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

Первый замок.

– Нас ожидает первая преграда. Это стихотворение

В. Суслова «Как работает слово?», из которого нужно выписать как можно больше устойчивых выражений.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры тут можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Из стихотворения В. Суслова «Как работает слово?» выписывают устойчивые выражения.

Немало воды утекло.

Сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

Как с гуся вода.

Воды в рот набрал.

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию

Продолжение табл.

1

2

3

4


Вот был я мальчишкой, да детство прошло.

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы вправе сказать наперёд:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет!»

А гуси и утки – сухие всегда.

Заметили люди: «Как с гуся вода».

Случилось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе! Воды в рот набрал!

Лентяй отдыхает, а время идет –

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду! Ты дело давай!»

Работать впустую!.. Что скажут потом?

На дело, мол, воду носить решетом!

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».

Под камень лежачий вода не течет.

Воду в ступе толочь.

Довольно лить воду.

Воду носить решетом.



Второй замок. Задание «С головы до ног».

– Теперь вам предстоит выполнить работу по рядам. Необходимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».

Работают в группах. Подбирают фразеологизмы,

в которых имеются слова «голова», «глаз», «ноги».



Продолжение табл.

1

2

3

4




Голова

Глаз

Ноги

Человек с головой.

Морочить голову.

Вскружить голову.

Потерять голову.

Не сносить головы.

Отвечать головой.

Как снег на голову.

Голова идет кругом.

Сломя голову

Мозолить глаза.

Хлопать глазами.

Говорить в глаза.

Пускать пыль
в глаза.

Глазом не моргнуть.

С глазу на глаз.

Хоть глаз выколи.

Открыть глаза.

Как бельмо
в глазу

Со всех ног.

Встать на ноги.

Встать с левой ноги.

Падать с ног.

Потерять почву под ногами.

Сбиться с ног.

Идти в ногу.

Путаться под ногами.

Ног под собой не чуять




Третий замок.

– Закончите фразеологизм, используя слова-названия животных.

Делить шкуру неубитого … .

Купить … в мешке.

Набито как в бочке … .

Дуется как … на крупу.

Смотрит как … на новые ворота.

Ловить … в мутной воде.

Пускать … в огород.

Как … языком слизала.

Вставляют пропущенные слова-названия животных. Объясняют фразеологизмы.


– Делить шкуру неубитого медведя.

– Купить кота в мешке.

– Набито как в бочке селедки.

– Дуется как мышь на крупу.

– Смотрит как баран на новые ворота.

– Ловить рыбу в мутной воде.

– Пускать козла в огород.

– Как корова языком слизала.


Продолжение табл.

1

2

3

4


Четвертый замок. Задание «Фразеологизмы
и рифмы».

– И снова в путь. Для того чтобы овладеть навыками рифмовки, нам необходимо подобрать нужные слова и добавить их в загадки.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

«Водой не разольешь».

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь медвежью услугу.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни уши вянут.

У маленького Паши

Ботинки просят каши.

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Подбирают рифмы-фразеологизмы к стихам-загадкам.

Объясняют фразеологические обороты.

Водой не разольешь – неразлучны, всегда вместе.

Еле волочить ноги – очень медленно передвигаться.

Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неудобства, неприятности, вред.

Кто в лес, кто по дрова – нестройно, неслаженно.

Уши вянут – очень неприятно слушать что-либо.

Ботинки просят каши – требуют починки.

Держать в ежовых рукавицах – быть строгим

в обращении с кем-либо, не делать поблажек.

Взять ноги в руки – быстро собраться с силами, энергично взяться за какое-либо дело


Продолжение табл.

1

2

3

4


Как это принято у змей,

Кусают за ногу гадюки.

А потому при встрече с ней

Берите, дети, ноги в руки



V. Первичное закрепление знаний. 

Задание «Фразеологический зверинец».

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Пятый замок. Задание «Фразеологический зверинец».

– Ну, а сейчас мы посетим фразеологический зверинец. Закончите фразеологизмы, основанные на сходстве человека и животного, пользуясь картинкой-подсказкой. Что обозначают эти выражения?

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Заполняют таблицу «Фразеологический зверинец».

Хитер как …

лис

Белая …

ворона

Труслив как …

заяц

… лапчатый

гусь

Изворотлив как …

уж

Нем как …

рыба

Упрям как …

осел

Надут как …

индюк

Голоден как …

волк


Осознанно
и произвольно строить речевое высказывание в уст-

ной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществ-

Рисунки-шутки.

Шестой замок. Рисунки-шутки.

– Ну а сейчас самое интересное задание. На экране вы увидите рисунки-подсказки, с помощью которых нужно отгадать фразеологизм.

По рисункам записывают фразеологизмы: яблоку негде упасть, водить за нос, водой не разлить, кот в мешке. (См. РМ, Приложение 3.)

Продолжение табл.

1

2

3

4

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 74).

Седьмой замок.

– Прочитайте отрывок из произведения Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Что показалось вам забавным?

– В русском языке есть устойчивые сочетания слов –

фразеологизмы. Объясняя их значение, мы имеем в виду смысл всего словосочетания в целом, а не отдельных слов. Выражение «глаза на лоб полезли» употребляется в разговорной речи тогда, когда нужно передать, что человек очень удивлен происходящим или испытывает сильную боль или испуг.

Читают и выполняют задание. Формулируют вывод.

лять контроль по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 75).

– Прочитайте. Объясните значение выделенных сочетаний слов (фразеологизмов).

– Выпишите из предложений через запятую фразеологические обороты.

– Какой из них противоположен по смыслу словосочетанию «во весь дух»?

Объясняют значение выделенных сочетаний слов.




– Черепашьим шагом.


Тест по теме «Фразеологизмы»

Проводит тест по теме «Фразеологизмы».

– О каком человеке так говорят?

1. У него денег куры не клюют:

а) бедный;

б) богатый.

2. Он сухим выйдт из воды:

а) ловкий;

б) робкий.


Выполняют тестовые задания.

Ключ: 1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б


Продолжение табл.

1

2

3

4


3. Семи пядей во лбу:

а) умный;

б) глупый.

4. У него семь пятниц на неделе:

а) ненадежный;

б) надежный.

5. Он перебивается с хлеба на квас:

а) богатый;

б) бедный




VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Работа в тет-

ради (зада-

ние 71).

Организует работу в рабочей тетради.

(См. РМ, Приложение 4.)






– Прочитайте задание 71. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Выполняют задания в рабочей тетради.







Вставляют пропущенные слова.

(См. РМ, Приложение 5.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону

Работа в тет-

ради (зада-

ние 72).

– Прочитайте задание 72. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.

Вставляют пропущенные слова.

(См. РМ, Приложение 5.)

Работа в тет-

ради (зада-

ние 73)

– Прочитайте стихотворение Я. Акима в задании 73. Подчеркните строчки, в которых слово «нос» входит в устойчивое выражение. Объясните смысл

этих выражений (фразеологизмов).

Находят фразеологизмы со словом «нос» и объясняют их значения.

(См. РМ, Приложение 5.)

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Составьте и запишите предложение, употребив

в нем любое из этих устойчивых сочетаний

Записывают предложение с фразеологизмом


VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Что же такое фразеологизмы?

– Как узнать значение фразеологизма, если оно нам не известно?

– Для чего служат фразеологизмы в речи?

– Чем фразеологизм похож на слово, чем отличается от словосочетания?

– Какую роль выполняют фразеологизмы в русском языке?

– В русском языке много фразеологизмов со словом «нос». Какие вам уже известны?

– Объясните значение слова «нос». (Часть лица человека.)

– Что произошло со словом «нос» во фразеологизме? Сохраняет ли слово свое значение в обороте?

(Его значение утратилось.)

– Кто такие оптимисты? (Оптимист – неунывающий человек, с верой и надеждой глядящий в будущее.)

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.










Называют фразеологизмы со словом «нос»:

задирать нос – гордиться,

водить за нос – обманывать,

клевать носом – засыпать,

остаться с носом – потерпеть неудачу,

встретиться нос к носу – близко,

зарубить на носу – хорошо запомнить

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Окончание табл.

1

2

3

4


– Предлагаю с помощью фразеологизмов придумать девиз для оптимистов.

– Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологических оборотов: «не покладая рук», «ни шатко ни валко», «через пень колоду», «засучив рукава», «тяп да ляп», «в поте лица».

– Сегодня вы не сидели сложа руки, а работали

в поте лица!



Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задания 74–75 в рабочей тетради, упражнение 76 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!