СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Гармонические колебания"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Гармонические колебания"»

Предмет: Физика

Класс: 9

Урок № 37 Дата:

Тема:

Гармонические колебания

Цель :

  • формирование представлений о колебаниях, как о физических процессах;

  • выяснение условий возникновения колебаний;

  • формирование понятия о гармоническом колебании, характеристиках колебательного процесса;

Планируемый результат

Предметные умения

УДД

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности


Основные понятия

Примеры гармонических колебаний. Общие черты гармонических колебаний.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы




Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный

Учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор и экран,

лабораторное оборудование


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия

Формируемые

способы

деятельности

Организация внимания учащихся

Здравствуйте ребята. Проверьте готовность к уроку: учебник, пенал, аккуратность расположения предметов на парте. Оцените свое рабочее место.

Чтобы наша работа была успешной на уроке, вспомним законы урока: не выкрикивать, быть терпеливым, дать возможность высказаться своим товарищам, уважать друг друга.

Регулятивные.Включение в ритм работы.

Личностные. Самоопределение, настрой на урок.

Коммуникативные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.



Актуализация ранее изученного

продолжите фразу:

1.Движение, при котором тело попеременно откланяется то в одну, то в другую сторону от

положения равновесия, называется…

2.Основной признак этого движения….

3.Математическим маятником называется….

4. Пружинным маятником называется….

5. Нитяной маятник – это…

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Этап постановки целей и задач урока

Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока.

Просит сформулировать и

записать в тетрадях вопросы по данной теме. Организует беседу по составленным учениками вопросам. Подводит итог беседы.

Посмотрите на колебания математического и пружинного маятников (демонстрируются колебания). Абсолютно ли точно повторяются колебания? ( Нет.)

Почему? Выясняется, что мешает сила трения. Так что же такое колебание?

Колебания – это движения, которые точно или приблизительно повторяются с течением времени

Почему так долго продолжаются колебания? На пружинном и математическом маятниках объясняется при помощи учащихся превращение энергии при колебаниях.

Выясним условия возникновения колебаний. Что нужно, чтобы начались колебания?

Нужно толкнуть тело, приложить к нему силу. Чтобы колебания длились долго, нужно уменьшить силу трения, условия записываются в тетрадь.

Колебаний встречается очень много. Попробуем их классифицировать.

Рассматривают

рисунки.

Выдвигают

предположения о

теме урока.

Осуществляют

актуализацию

личного опыта.

Записывают

вопросы в

тетрадь.

Отвечают на вопросы

Выделять

существенную

информацию из

текста вопросов и

ответов.

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Слушать

собеседника,

строить понятные

для собеседника

высказывания.

Участвовать в

диалоге, отвечать на

вопросы, слушать и

понимать речь

собеседника.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Умение слушать

в соответствии с

целевой

установкой.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу,

дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

полученного

задания.

Открытие новых знаний

Среди всех видов колебаний выделяют особый вид колебаний – гармонические.



Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

 Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

Информацию анализировать и оценивать её достоверность.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.


Первичное закрепление во внешней речи

Задает вопросы по обсуждаемой проблеме.

Учитель анализирует ответы учащихся.

Отвечают на

вопросы.

Осознанно и

произвольно строить

речевое

высказывание в

устной форме.

Структурировать

знания, выделять

существенную

Взаимодействуют

с учителем и

учащимися во

время опроса во

фронтальном

режиме.

Получать

необходимую

информацию,

отстаивать свою

точку зрения в

диалоге.

Взаимодействовать

с одноклассниками.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачу.

Итог урока

Отвечают на вопросы

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Участвуют в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимать на слух ответы учащихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Контроль правильности ответов учащихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний учащихся

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

§26

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Рефлексия (целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, анализ всего процесса изучения материала)

Организует обсуждение

достижений. Предлагает

определить уровень

своих достижений,

наметить перспективы работы.

Участвуют в

беседе по

обсуждению

достижений,

отвечая на

вопросы, делают

выводы.

Анализировать

степень усвоения

нового материала

Выслушивают

одноклассников,

озвучивают своё

мнение

Строить понятные

для собеседника

высказывания

Оценивают

уровень личных

достижений,

уточняют

пробелы в

знаниях.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи,

осуществлять

самоконтроль,

планировать

будущую

деятельность.

Анализ активности учащихся



Дополнение к уроку:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




• Задание для группы 1.

Цель: Выяснить, опытным путем, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его массы?

Оборудование: штатив с муфтой, нить, набор грузов, секундомер.

Задание для группы 2.

Цель: Выясните, зависит ли период колебаний нитяного маятника от амплитуды колебаний.

Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

• Задание для группы 3.

Выяснить, зависит ли период колебаний нитяного маятника от его длины.

Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, сантиметровая лента, секундомер.

• Задание для группы 4.

Цель:Изучить по учебнику тему «Период колебаний нитяного маятника»



1 вариант выписывает примеры затухающих колебаний.

2 вариант выписывает примеры незатухающих колебаний.

  1. колебания листьев на деревьях во время ветра;

  2. биение сердца;

  3. колебания качелей;

  4. колебание груза на пружине;

  5. перестановка ног при ходьбе;

  6. колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия;

  7. колебания поршня в цилиндре;

  8. колебание шарика на нити;

  9. колебание травы в поле на ветру;

  10. колебание голосовых связок;

  11. колебания щёток стеклоочистителя (дворники в машине);

  12. колебания метлы дворника;

  13. колебания иглы швейной машины;

  14. колебания корабля на волнах;

  15. размахивание руками при ходьбе;

  16. колебания мембраны телефона.





7