Предмет | География |
Тема урока | Транспорт России |
Класс | 9 |
Учитель | Бозина Наталья Ивановна |
Учебник | А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким. 9 класс. География России. Хозяйство и географические районы. М., Дрофа, 2019 год. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Вид урока | Смешанный урок |
Цель урока | Ученик получит представление о транспортной системе как о составляющей части инфраструктурного комплекса и значении его в развитии |
Задачи урока | -активизировать познавательные интересы учащихся с помощью различных технологий; -развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний; -формировать умение находить и обрабатывать информацию; -формировать умение работать в группе, умение планировать работу, уважать мнение других. |
Планируемые результаты | Личностные: -развивать умение формулировать и обосновывать свою точку зрения; -формировать у учащихся осознанное понимание значения транспорта для человека и хозяйства страны. Метапредметные: -умение устанавливать причинно-следственные связи между видом транспорта и его значением в хозяйстве; -умение делать выводы о достоинствах и недостатках различных видов транспорта; -умение выделять главное в тексте; -работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество, находить общее решение. Предметные: -объяснять существенные признаки понятия «транспорт», использовать его для решения учебных задач; -приводить примеры различных видов транспорта, и его значения в хозяйстве; -проводить самостоятельный поиск информации. |
Техническое обеспечение | Ноутбук, проектор, экран, беспроводная мышь |
Технологии, методы и приёмы | ТРКМ (вызов, осознание, рефлексия), ИКТ, приёмы: «Удивляй», «Проблемная ситуация», «Кластер» |
Виды деятельности на уроке | Создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; групповая работа; самостоятельная работа, творческая работа, игра, исследовательская работа. |
Оборудование и материалы | Презентация, «Маршрутные листы» |
Этапы урока | Длительность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Технологии, методы, приёмы; оборудование |
1.Организационный этап | 1 мин | –Здравствуйте, ребята! Прошу занять свои места. Сегодня мы с вами будем работать в одной связке. По словам Л.Н.Толстого, все мы на свете друг другу нужны. В данный момент вы мне очень нужны. Надеюсь, что и я смогу заинтересовать вас. | Дети приветствуют учителя. | Технология развития критического мышления Цитирование высказывания |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 3 мин | Изучая хозяйство России, вы уже знаете, что распространение отраслей промышленности по территории нашей страны неравномерное. На размещение отраслей промышленности и сельское хозяйство оказывают влияния различные факторы и один из ведущих – транспортный. Почему? Давайте представим ситуацию, когда крупный предприниматель решает вложить свои финансы в развитие хозяйства Дальневосточного экономического района – построить либо крупный металлургический комбинат, либо предприятие пищевой промышленности. С чего он начнёт решать свои проблемы? С оценки, как туда добраться. Опять – роль транспорта. Тема сегодняшнего урока? Исходя из темы урока, сформулируйте цель урока. Ответьте на вопросы: 1. Почему в России главной бедой транспортного комплекса является качество дорог? 2. Докажите, что нехватка дорог является фактором, сдерживающим развитие экономики России. В конце нашего урока, постарайтесь ответить на поставленные вопросы | Учащиеся отвечают: Россия самая большая страна, дальность перевозок… Транспорт России Затрудняются ответить | Прием “Удивляй” Проблемная ситуация |
3. Актуализация знаний | 5 мин | Я произношу слово «Транспорт», а вы мне скажите какие у вас возникают ассоциации на это слово. Какие виды транспорта имеются в России? Каково значение транспорта в России? Какие грузы какими видами транспорта предпочительно перевозить? | Движение, груз, дорога, работа Перечисляют | Прием «Кластер» |
4. Первичное усвоение новых знаний | 12 мин | Задание по рядам. Характеристика основных видов транспорта по алгоритму: Группа №1: железнодорожный транспорт России Группа №2: автомобильный транспорт России Группа №3: авиационный транспорт России Группа №4: морской транспорт России Группа №5: речной вид транспорта России Группа №6: трубопроводный транспорт России | Работают на маршрутных листах Алгоритм на маршрутных листах | Работа с учебником, работа в группах |
5. Первичная проверка понимания | 10 мин | Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Прошу представить работу групп. | Делают презентацию своих работ, обсуждают, оценивают, заполняют оценочные листы | Выступления |
6. Первичное закрепление | 10 мин | Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке? Где, что и как нужно строить? Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей? Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей? Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда? Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом? Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России? Сможете ли вы ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Как наш населенный пункт связан с основными транспортными магистралями страны? | Отвечают на вопросы, работают по карте | Дискуссия |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 мин | Домашнее задание: 1 уровень – п.13, 2 уровень - п.13, составить таблицу «Влияние природных условий на транспорт» 3 уровень – п.13, подготовить сообщения «Транспорт и экология» (автомобильный, железнодорожный, морской, авиационный) | | |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | 2 мин | У каждого на парте есть ещё свои рюкзачки. Укажите на них, что вы делали на уроке с наибольшим удовольствием? - Оценивал (а) работу группы. - Работал (а) самостоятельно. - Отвечал (а) на вопросы. | Оценивают свою работу | |