Тема: Геологическое летоисчисление и геологическая карта». (8 класс)
Цели урока:
повторить основные понятия темы: “Литосфера и рельеф”,
познакомить с науками, изучающими земную кору. Сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении.
рассмотреть биологическую эволюцию жизни на Земле, не углубляя данного вопроса, -развивать умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи;
продолжить формирование представлений о меж предметных связях;
способствовать познавательной активности учащихся и интереса к изучаемым предметам при помощи новых информационных технологий.
Оборудование: компьютер, проектор, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, геохронологическая таблица, тектоническая карта России.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Историческая справка.
Учитель: Какие процессы влияют на формирование рельефа?
Современный рельеф планеты – это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных), в том числе и человека. Для понимания различий современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.
Учитель: Какие науки занимаются изучением строения и развития земной коры?
Строение и историю развити Земли по расположению горных пород изучает наука - геология. Многие годы геологи, изучая горные породы, пытались определить возраст Земли. Но еще недавно они были далеки от успеха. В начале 17 века архиепископ Армы Джеймс Ашер вычислил дату сотворения мира по Библии, и определил ее как 4004 г. до н. э. Но он ошибался более чем в миллион раз.
Учитель: Чему равен примерный возраст Земли? Сегодня ученые считают, что возраст Земли – 4600 миллионов лет. Он приблизительно равен возрасту Солнца и других планет.
Геология делится на отрасли:
Историческая геология – изучает закономерности строения и развития земной коры в течение геологического времени.
Геотектоника – учение о строении земной коры и формировании тектонических структур (складки, сбросы, трещины итд.)
Палеонтология – это наука о вымерших организмах, которые изучают, по окаменелостям, сохранившемся твердым скелетам итд.
Минералогия – наука, изучающая минералы.
Петрография – наука, изучающая горные породы.
Геохронология - изучает возраст, продолжительность, последовательность формирования горных пород. Геохронологический метод – основан на изучении последовательности расположения осадочных пород.
Учитель:
– Давайте вспомним, что называют осадочными горными породами?
– Объясните механизм образования осадочных пород (под воздействием погодных условий горные породы разрушаются, реки несут их обломки в озёра и моря, где из накапливающихся отложений образуются осадочные горные породы)
– Приведите примеры. ( Показать образцы)
Задание ОГЭ. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
А) кварцит
Б) известняк
В) песок
Учитель: Что даёт понять нам это задание? (Чем старше горная порода, тем глубже она залегает, чем моложе, тем ближе к поверхности).
III. Объяснение нового материала.
Учитель. На основе определения геологического возраста горных пород учёные составляют геохронологические таблицы – календарь Земли. (Учебник, с. )
Учитель. На с.69 мы найдём, как правильно читать геохронологическую таблицу?
Чтение таких таблиц начинают снизу по мере залегания горных пород.
Учитель. Как называется время, в течение которого формировалась земная кора? (геологическое время) Это время примерно равно возрасту Земли и составляет 4,5 млрд.лет.
Учитель. На какие промежутки времени разделена история Земли?
История Земли разделена на длительные промежутки времени – эры. Эры делятся на периоды, периоды на эпохи, эпохи – на века. (Запись в тетрадь).
Названия эр греческого происхождения:
архейская – древнейшая,
протерозойская – ранняя,
палеозойская – древняя,
мезозойская - средняя,
кайнозойская – новая.
Учитель. Сегодня на уроке мы разберём таблицу, которая дана в учебнике на с.70-72. (Заполнять вы её будете дома). И сопоставим эту таблицу с геологической картой учебника.
Учитель. На с.69 прочитайте, что такое геол.карты.
Откройте таблицу на с.72, приступаем к разбору.
Эра | Период | Эпоха складчатости | Формирование рельефа | Полезные ископаемые | Развитие жизни |
AR | На всей земле вулканизм, горообразование, формирование земной коры | Железная руда, гранит | Жизнь в океане, 1-клеточные и бактерии |
PR | Байкальская | Горы Прибайкалья и Забайкалья | Железо, графит, строит. Материалы (гипс, гнейс, известняк) |
PZ | Кембрий | Байкальская | Опускание поверхности и образование морей | Железо, алюминий, марганец, каменная соль | Морские беспозвоночные |
Ордовик | Каледонская | Вулканизм, сокращение площади морей | | Первые наземные беспозвоночные |
Силур | Саяны, Алтай | Нефть, газ, фосфориты, медь, золото | Рыбы |
Девон | Герцинская | Уменьшение площади морей, жаркий климат, возникновение пустынь | Нефть, газ | Наземная растительность – древовидные хвощи и папоротники |
Камено- угольный | Начал форм-ся Урал. Влажный и жаркий климат, появл.болот | Кам.уголь, нефть, медь, золото, вольфрам | Лесная раст-ть. Земноводные |
Пермь | Урал. | Каменные и калийные соли, нефть, газ, гипс | Исчезновение каменоугольных лесов, появление голосеменных растений. Пресмыкающиеся. |
MZ | Триас | Мезозойская | Поднятие материков, отступание морей. Разрушение Урала, Алтая, Саян | Соль, кам.уголь. | Динозавры. Первые цветковые. |
Юра | Формирование лит.плит. Появление современных материков | Кам.уголь, нефть, фосфориты | Птицы |
Мел | Хребты: Верхоянский, Черского, Джугждур, Сихотэ-Алинь | Уголь, нефть, фосфориты, кам.соль, железо, аллюминий | Млекопитающие. Вымерли динозавры |
KZ | Палеоген | Альпийская | Разрушение мез.гор | Бурый уголь, нефть, гор.сланцы, фосфориты | Покрытосеменные растения. Птицы и млекопитающие |
Неоген | Кавказ, горы Камчатки, Каспий становится озером | Бурый уголь, нефть, янтарь, кам.соль, гранит, мрамор, бокситы | Развитие высших растений, чел.обезьяны. |
Четвертичный | Ледн.периоды и межледниковья | Глина, песок, торф, алмазы, золото | Человек |
Вопросы:
– Покажите по карте Курильские острова и полуостров Камчатка.
– Назовите самый большой вулкан России.
– Покажите Кавказские горы и самую высокую вершину России.
Среди полезных ископаемых выделяют фосфориты, бурые угли, бокситы, алмазы, драгоценные камни.
В четвертичный период наступает оледенение. В этот период наблюдается чередование повышения и понижения температур. В России насчитывают 3 оледенения: Окское, Днепровское, Валдайское. Последняя послеледниковая эпоха длится 10 тысяч лет.
Рефлексия.
Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется…(геология).
Учение о строении земной коры и движениях ее называется - … (геотектоника)
Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород …(геохронология)
Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)
Самая древняя эра - …(архейская)
Мы живем в эру новой жизни …(кайнозойскую)
Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется …(геохронологическая)
По таблице найдите период, в который произошло древнее оледенение (четвертичный или антропогеновый)
Самое древнее горообразование называется (байкальская складчатость)
Самые молодые горы образовались в …(альпийскую) складчатость.
В этот период появился человек (неоген)
Эра с наибольшим количеством периодов (палеозой)
Домашнее задание: с.70-72 таблица (снизу вверх).