СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс. Технологическая карта урока по географии "Геологическое летоисчисление"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение нового материала, заполнение таблицы

Просмотр содержимого документа
«8 класс. Технологическая карта урока по географии "Геологическое летоисчисление"»

Тема: Геологическое летоисчисление и геологическая карта». (8 класс)

Цели урока:

  • повторить основные понятия темы: “Литосфера и рельеф”,

  • познакомить с науками, изучающими земную кору. Сформировать представление о геохронологической таблице, дать знания о геологическом летоисчислении.

  • рассмотреть биологическую эволюцию жизни на Земле, не углубляя данного вопроса, -развивать умения учащихся устанавливать причинно- следственные связи;

  • продолжить формирование представлений о меж предметных связях;

  • способствовать познавательной активности учащихся и интереса к изучаемым предметам при помощи новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, проектор, коллекция полезных ископаемых, физическая карта России, геохронологическая таблица, тектоническая карта России.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Историческая справка.

Учитель: Какие процессы влияют на формирование рельефа?

Современный рельеф планеты – это результат длительного геологического развития и влияния современных рельефообразующих процессов: внутренних (эндогенных) и внешних (экзогенных), в том числе и человека. Для понимания различий современного рельефа надо знать геологическую историю его формирования.

Учитель: Какие науки занимаются изучением строения и развития земной коры?

Строение и историю развити Земли по расположению горных пород изучает наука - геология. Многие годы геологи, изучая горные породы, пытались определить возраст Земли. Но еще недавно они были далеки от успеха. В начале 17 века архиепископ Армы Джеймс Ашер вычислил дату сотворения мира по Библии, и определил ее как 4004 г. до н. э. Но он ошибался более чем в миллион раз.

Учитель: Чему равен примерный возраст Земли? Сегодня ученые считают, что возраст Земли – 4600 миллионов лет. Он приблизительно равен возрасту Солнца и других планет.

Геология делится на отрасли:

  • Историческая геология – изучает закономерности строения и развития земной коры в течение геологического времени.

  • Геотектоника – учение о строении земной коры и формировании тектонических структур (складки, сбросы, трещины итд.)

  • Палеонтология – это наука о вымерших организмах, которые изучают, по окаменелостям, сохранившемся твердым скелетам итд.

  • Минералогия – наука, изучающая минералы.

  • Петрография – наука, изучающая горные породы.

  • Геохронология - изучает возраст, продолжительность, последовательность формирования горных пород. Геохронологический метод – основан на изучении последовательности расположения осадочных пород.


Учитель:

– Давайте вспомним, что называют осадочными горными породами?
– Объясните механизм образования осадочных пород (под воздействием погодных условий горные породы разрушаются, реки несут их обломки в озёра и моря, где из накапливающихся отложений образуются осадочные горные породы)
– Приведите примеры. ( Показать образцы)

Задание ОГЭ. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве у берега реки. Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.

А) кварцит

Б) известняк

В) песок

Учитель: Что даёт понять нам это задание? (Чем старше горная порода, тем глубже она залегает, чем моложе, тем ближе к поверхности).

III. Объяснение нового материала.

Учитель. На основе определения геологического возраста горных пород учёные составляют геохронологические таблицы – календарь Земли. (Учебник, с. )

Учитель. На с.69 мы найдём, как правильно читать геохронологическую таблицу?

Чтение таких таблиц начинают снизу по мере залегания горных пород.

Учитель. Как называется время, в течение которого формировалась земная кора? (геологическое время) Это время примерно равно возрасту Земли и составляет 4,5 млрд.лет.

Учитель. На какие промежутки времени разделена история Земли?

История Земли разделена на длительные промежутки времени – эры. Эры делятся на периоды, периоды на эпохи, эпохи – на века(Запись в тетрадь).

Названия эр греческого происхождения: 

  • архейская  – древнейшая, 

  • протерозойская  – ранняя, 

  • палеозойская  – древняя,

  • мезозойская -  средняя, 

  • кайнозойская  – новая.

Учитель. Сегодня на уроке мы разберём таблицу, которая дана в учебнике на с.70-72. (Заполнять вы её будете дома). И сопоставим эту таблицу с геологической картой учебника.

Учитель. На с.69 прочитайте, что такое геол.карты.

Откройте таблицу на с.72, приступаем к разбору.

Эра

Период

Эпоха складчатости

Формирование рельефа

Полезные ископаемые

Развитие жизни

AR

На всей земле вулканизм, горообразование, формирование земной коры

Железная руда, гранит

Жизнь в океане, 1-клеточные и бактерии

PR

Байкальская

Горы Прибайкалья и Забайкалья

Железо, графит, строит. Материалы (гипс, гнейс, известняк)

PZ

Кембрий

Байкальская

Опускание поверхности и образование морей

Железо, алюминий, марганец, каменная соль

Морские беспозвоночные

Ордовик

Каледонская


Вулканизм, сокращение площади морей


Первые наземные беспозвоночные

Силур

Саяны, Алтай

Нефть, газ, фосфориты, медь, золото

Рыбы

Девон

Герцинская

Уменьшение площади морей, жаркий климат, возникновение пустынь

Нефть, газ

Наземная растительность – древовидные хвощи и папоротники

Камено- угольный

Начал форм-ся Урал. Влажный и жаркий климат, появл.болот

Кам.уголь, нефть, медь, золото, вольфрам

Лесная раст-ть. Земноводные

Пермь

Урал.

Каменные и калийные соли, нефть, газ, гипс

Исчезновение каменоугольных лесов, появление голосеменных растений. Пресмыкающиеся.

MZ

Триас

Мезозойская

Поднятие материков, отступание морей. Разрушение Урала, Алтая, Саян

Соль, кам.уголь.

Динозавры. Первые цветковые.

Юра

Формирование лит.плит. Появление современных материков

Кам.уголь, нефть, фосфориты

Птицы

Мел

Хребты: Верхоянский, Черского, Джугждур, Сихотэ-Алинь

Уголь, нефть, фосфориты, кам.соль, железо, аллюминий

Млекопитающие. Вымерли динозавры

KZ

Палеоген

Альпийская

Разрушение мез.гор

Бурый уголь, нефть, гор.сланцы, фосфориты

Покрытосеменные растения. Птицы и млекопитающие

Неоген

Кавказ, горы Камчатки, Каспий становится озером

Бурый уголь, нефть, янтарь, кам.соль, гранит, мрамор, бокситы

Развитие высших растений, чел.обезьяны.

Четвертичный

Ледн.периоды и межледниковья

Глина, песок, торф, алмазы, золото

Человек



Вопросы:

– Покажите по карте Курильские острова и полуостров Камчатка.
– Назовите самый большой вулкан России.
– Покажите Кавказские горы и самую высокую вершину России.

Среди полезных ископаемых выделяют фосфориты, бурые угли, бокситы, алмазы, драгоценные камни.

В четвертичный период наступает оледенение. В этот период наблюдается чередование повышения и понижения температур. В России насчитывают 3 оледенения: Окское, Днепровское, Валдайское. Последняя послеледниковая эпоха длится 10 тысяч лет.

Рефлексия.

  1. Наука, изучающая строение и историю развития Земли, называется…(геология).

  2. Учение о строении земной коры и движениях ее называется - … (геотектоника)

  3. Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород …(геохронология)

  4. Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это …(эры)

  5. Самая древняя эра - …(архейская)

  6. Мы живем в эру новой жизни …(кайнозойскую)

  7. Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов, важнейших геологических событиях, этапах развития жизни, называется …(геохронологическая)

  8. По таблице найдите период, в который произошло древнее оледенение (четвертичный или антропогеновый)

  9. Самое древнее горообразование называется (байкальская складчатость)

  10. Самые молодые горы образовались в …(альпийскую) складчатость.

  11. В этот период появился человек (неоген)

  12. Эра с наибольшим количеством периодов (палеозой)



Домашнее задание: с.70-72 таблица (снизу вверх).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!