Технологическая карта урока
Учитель математики
МКОУ СОШ № 1 ст. Змейская
Пастернак Наталья Юрьевна
Предмет: геометрия.
Тема урока: Решение задач по теме «Параллельные прямые».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Участники: 7 класс.
Общедидактическая цель урока: организация деятельности обучающихся по обобщению знаний иумений, осмыслению связей и отношений в объектах изучения.
Образовательный аспект:
- обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные прямые»;
- формирование умения анализировать имеющиеся сведения;
- совершенствование навыков применения полученных знаний в различных ситуациях;
- формирование умения структурировать информацию, выделять главное и проводить умозаключения;
- формирование у обучающихся умения решать задачи по теме «Параллельные прямые».
Развивающий аспект:
- развитие умений и навыков по решению задач на применение признаков и свойств параллельных прямых;
- развитие умения анализировать предложенные условия, обобщать и делать выводы;
- развитие способностей самостоятельной деятельности;
- развитие познавательного интереса к предмету;
- развитие произвольного внимания, произвольной памяти, письменной и устной математической речи;
- развитие вычислительных навыков, логического, абстрактного мышления;
- развитие навыков само- и взаимоконтроля;
Воспитательный аспект:
- воспитание ответственности, настойчивости, самостоятельности;
- воспитание положительного эмоционального отношения к геометрии;
- воспитание рациональной организации времени;
- формирование организованности, дисциплинированности;
- формирование коммуникативных качеств личности: умение выслушать собеседника и высказать свое мнение;
- формирование личностных качеств: точность и ясность словесного выражения мысли.
Цель для обучающихся:
- развивать умения проводить доказательства в задачах;
- развивать умения проводить и обосновывать собственное решение задачи.
Планируемый результат: обучающиеся самостоятельно анализируют условие задачи, составляют устный и письменный ответ на поставленную задачу.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- образовательные (формирование познавательных УУД): научить применять полученные знания в различных ситуациях, определять основную информацию для самостоятельного создания и использования алгоритмов деятельности;
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, полно и точно выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи, воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
- развивающие (формирование регулятивных УУД): развитие мыслительных операций, письменной и устной математической речи, произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, рефлексия способов и условий действия, анализ объектов и синтез.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.
Регулятивные УУД: планирование своей деятельности, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка качества и уровня усвоения результатов и саморегуляция.
Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование.
Основные понятия: секущая, накрест лежащие углы, односторонние углы, соответственные углы, определение параллельных прямых, признаки параллельности двух прямых, свойства параллельных прямых.
Оборудование урока:
- мультимедийное сопровождение урока «Решение задач по теме «Параллельные прямые»(презентация);
- раздаточный материал.
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1. Организационный момент | «Человек… родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править…, не дана ему от рождения: она приобретается учением», ‑ сказал Николай Иванович Лобачевский. Последуем совету великого ученого, будем учиться применять полученные знания. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
2.Формулирование темы урока. Постановка целей урока. Мотивация обучающихся. | 1. Расшифруйте анаграммы ослопктьс (плоскость) ярмыеп (прямые) ен сепересяютка (не пересекаются) лепаарльеын (параллельные) ущексяа (секущая) рентвунтние (внутренние) лоуг (угол) Составить фразу по ключевым словам. Дайте определение всем известным понятиям. Подвожу обучающихся к формулированию темы и целей урока с помощью вопросов: 1) О каких линиях идет речь ? 2) Ребята, а что позволяет нам применять полученные в курсе геометрии знания на практике? 3) Как тогда сформулировать тему нашего урока? Запишите ее в тетради. Запись темы урока на доске. 4)Какие цели можно поставить перед собой? | Выполняют задание 1) О параллельных прямых. 2) Задачи. 3) Решение задач по теме «Параллельные прямые». Записывают тему урока в тетради. 4) Обучающиеся формулируют цели урока. Знать: определение параллельных прямых, свойства параллельных прямых, признаки параллельности прямых. Уметь: решать задачи на применение признаков и свойств параллельных прямых. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций) Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). Регулятивные УУД (целеполагание). Личностные УУД (самоопределение,смыслообразование). |
3. Актуализация знаний обучающихся. | Закончи предложение Параллельными называются прямые… Перпендикулярными называются прямые, которые… Если прямые перпендикулярны третьей, то они между собой… Аксиома – это утверждение, которое…. Теорема- это утверждение, справедливость которого… | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения. Аргументируют ответ. Высказывают предположения. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, осознанное высказывание, формирование мыслительных операций) Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической формами речи). |
4.Обобщение и систематизация знаний. | 1 . Работа по рисунку: Как называются углы, образованные двумя прямыми и секущей? Дайте им всем определение. Перечислите признаки параллельности двух прямых. Перечислите свойства параллельных прямых. 3. Индивидуальная работа учащихся (3 учащихся на местах, 1 ученик - за доской выполняют задания одного варианта. Проверку осуществляют совместно всем классом) | Выберите правильный ответ: 1. Прямые a и b - параллельные, с-секущая. соответственные односторонние накрест лежащие 2. Дано: не знаю | | 3. Дано: m || n, не знаю | | 4. Параллельны ли прямые a и b, если (см. рисунок) да не знаю нет | | Отвечают на вопросы. Формулируют признаки параллельности прямых. Отвечают устно, а затем с помощью презентации проверяют правильность своих ответов. Свойства параллельных прямых. Формулируют свойства параллельных прямых. Обучающиеся в течение трех минут самостоятельно отвечают на вопросы. Взаимопроверка. Самооценивание. Отвечают на вопросы. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения задачи, структурирование знаний, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование). Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи). Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Личностные УУД (смыслообразование). |
5 Применение знаний и умений в новой ситуации. | Решите задачи по готовым чертежам у доски: | | Дано: a || b, c - секущая Найти: Дано: p , m, n -прямые Доказать:m || n | | Решение занимательной задачи. 1. , , F=61 , . Параллельны ли КМ и СF? | Высказывают свои предположения. Один обучающийся выполняет на меловой доске, все остальные – в тетрадях. Отвечают на вопрос. Решение задачи с комментированием (1 обучающийся оформляет решение на доске, остальные – в тетрадях). Работа в микрогруппах. Высказывают свои предположения. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации для решения проблемы, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование). Коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли). Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, составление плана выполнения задания совместно с учителем). Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета). |
6.Физкультминутка | Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! | Класс выполняет задания. | |
7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Диктант. (Учащиеся выполняют на листочках). Заполните пропуски в формулировке признаков, свойств углов при пересечении параллельных прямых секущей Две прямые на плоскости называются параллельными, если они… Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма … Назовите на данном рисунке углы: | внутренние накрест лежащие… соответственные… односторонние… смежные (две пары)… вертикальные (две пары)… | Если один из внутренних накрест лежащих углов при параллельных прямых и секущей равен 34°, то другой угол равен… Если две параллельные прямые пересечены третьей, то соответственные… Если один из односторонних углов при параллельных прямых и секущей равен 150°, то другой равен… Будут ли прямые параллельными, если односторонние углы равны по 30° и 120° Ответы к диктанту | Две прямые на плоскости называются параллельными, если они не пересекаются. Если две параллельные прямые пересечены третьей, то сумма внутренних односторонних углов равна 180° 3 и 6; 4 и 5 – накрест лежащие 1 и 6; 2 и 5; 3 и 8; 4 и 7 – соответственные 3 и 5; 4 и 6 – односторонние 1 и 2; 2 и 3 – смежные 2 и 4; 1 и 3 – вертикальные 4. 34° 5. Углы равны 6. 30° 7. Нет, т.к. их сумма не равна 180° | | Выполняют индивидуально. Отвечают на вопросы. Высказывают предположения. Выполняют взаимопроверку. | Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное применение полученных знаний, рефлексия способов действия, анализ и синтез). Коммуникативные УУД (умение слушать, оценивать, корректировать ответы одноклассников, полно и точно выражать свои мысли.) Регулятивные УУД (планирование последовательности действий, контроль, коррекция, саморегуляция). Личностные УУД (проявление познавательного интереса к изучению предмета) |
8.Домашнее задание. | Ответить на вопросы для повторения; задание на выбор: - составить кроссворд по теме "Параллельные прямые" (10-15 слов) придумать 10-15 анаграмм составить 5-8 ребусов. | Выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей. | Личностные УУД (нравственный аспект поведения). |
9.Подведение итогов. Рефлексия. | 1)Продолжите фразы: На уроке мы повторили… Сегодня мы узнали… Было интересно… 2)Прошу обучающихся назвать: - самый интересный момент урока; - самый интересный инструмент; - самую интересную задачу. 3)Подведение обучающихся к самооценке деятельности на уроке. У каждого из вас на партах лежат оценочные листы. Подсчитав средний балл, поставьте каждый себе оценку за урок, учитывая результаты графического диктанта, ответы у доски и устные ответы. 4) Резюме урока. Закончить наш урок хотелось бы такими словами: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (Д. Пойа). | Продолжают фразы. Отвечают на вопросы. Самооценивание. | Регулятивные УУД (оценка, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи). Личностные УУД (нравственно- этическая ориентация, смыслообразование). |