«Средняя общеобразовательная школа №4» города Калуги.
предмет, класс | Русский язык 5 класс |
раздел, № урока | «Синтаксис и пунктуация», тема №8 «Главные члены предложения. Подлежащее» |
цель | систематизировать ранее изученные сведения о главных и второстепенных членах предложения, углубить знания о грамматической основе предложения, способах выражения подлежащего |
тип урока | урок систематизации знаний, умений, навыков |
планируемые образовательные результаты | предметные: знать понятия «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого», способы выражения подлежащего (именем существительным, местоимением, сочетанием слов); уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное именем существительным, местоимением, сочетанием слов; метапредметные: способность извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями; личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы обучения | создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, фронтальная работа |
оборудование | М.Т. Баранов и др. «Русский язык» 7 кл., компьютер, мультимедийный проектор |
наглядно-демонстрационный материал | презентация по теме урока, выполненная учителем, карточки для индивидуальных заданий, распечатки кроссворда, теста |
основные понятия | подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Вступительное слово: Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок. Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки. Я настроился, готов Начать урок без лишних слов. | Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия. |
Актуализация и пробное учебное действие | 1. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1) 2. Синтаксическая пятиминутка. - Постройте схемы предложений. Дайте характеристику каждого предложения Как-то неожиданно стемнело. Откуда взялись облака? Какой сильный дождь! 3. Творческая работа. - Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Рекламируя товары и услуги, люди используют разные виды предложений (по цели высказывания, по интонации). Попробуйте написать рекламное объявление на школьную тему. (Приложение 2) - Какие предложения были использованы в рекламе? - Чья реклама вам понравилась больше и почему? | Выполняют работу индивидуально на карточках. Выполняют работу на доске и в тетрадях. Выполняют работу самостоятельно. Слушают и оценивают работу товарищей. | Личностные: выполняют известные и осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений. | 1. Словарная работа. - Отгадайте слова, зашифрованные в кроссворде. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) - Какое слово выделено по вертикали? (Подлежащее.) - Как вы думаете почему? (Это тема сегодняшнего урока.) 2. Запись темы урока: Главные члены предложения. Подлежащее. 3. Беседа по ранее изученному: - Что вам известно о подлежащем из курса начальной школы? 4. Составление высказывания по опрным словам: - Расскажите о подлежащем. кто? что? предмет имя сущест.
тельное Главный член предложения местоимение Подлежащее – то, что «подлежит» высказыванию, предмет мысли. 5. Работа с учебником – п. 31 с. 62. - Прочитайте определение подлежащего, сравните с тем, которое вывели мы, что нового вы узнали об этом члене предложения? 6. Тренировочные упражнения. - Прочитайте предложения, записанные на доске, найдите речевую ошибку. В парке пожелтели листья на деревьях. Листья падали на землю и усыпали дорожки. - Найдите подлежащее в каждом предложении: какой частью речи оно выражено в первом предложении? Какой частью речи должно быть выражено во втором? Почему? | Способы выражения подлежащего | Примеры | 1. | Имя существильное в им. падеже | | 2. | Местоимение в им. падеже | | 3. | | | - Запишите в качестве примеров исправленные предложения. | Выполняют работу в парах, проверяют слова по образцу. Если значение или написание слова вызывает затруднение, обращаются к словарям. Записывают тему урока в тетрадь, называют признаки подлежащего; учитель вешает на доску опорные слова, по которым учащиеся составляют монологическое высказывание о подлежащем. Проверяют своё определение по учебнику, находят известное и новое. Находят речевую ошибку, определяют, чем выражено подлежащее в первом и во втором предложении, заполняют таблицу. | Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: извлекают нужную информацию, систематизируют, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность индивидуально и в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа с текстом. - Спишите текст, выделите грамматические основы предложений. Прекрас_ый кустик. Два листа д_ржались почти около земли. Три стебля росли прямо (в)верх и поддерживали (по) листу. Ещё один стебель д_ржал два белых цветка. Всё радовало глаз стройност_ю и разумност_ю. (По В. Солоухину.) - Докажите, что перед вами текст. - С какими орфограммами вы встретились? - Что связывает союз И во втором предложении? - Чем выражены подлежащие в первом, втором, третьем предложениях? Как не ошибиться в определении подлежащего? - Дополните таблицу «Способы выражения подлежащего». | Записывают текст в тетрадь, обозначая графически орфограммы. В каждом предложении подчеркивают грамматическую основу, указывают, чем выражено подлежащее. Проверяют написанное по образцу (самооценка). Узнают, что подлежащее может быть выражено сочетанием слов, заносят примеры в таблицу. | Личностные: осознают свои возможности в учении. Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки. |
Включение в систему знаний и повторение | 1. Обобщение полученных сведений. - Что входит в грамматическую основу предложения? - Какими членами предложения, как правило, выражается подлежащее? Сказуемое? - Каким способом мы пользуемся, если подлежащее определить трудно? 2. Домашнее задание: п. 31 (выучить определение подлежащего и способы его выражения), упр. 157, 158 (базовый уровень); найти в произведениях художественной литературы предложения с разными способами выражения подлежащего (повышенный уровень). | Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры. Записывают в дневники домашнее задание. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Рефлексия | Тест. - Какие задания показались трудными? - В чём была причина ошибки? | Выполняют тест, при подведении итогов используют взаимопроверку, находят ошибки, корректируют. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
1. Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику. 2. Городской безрельсовый электрический транспорт. 3. Шкаф для одежды. 4. Фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. 5. Комната для занятий, работы. 6. Рисунок, изображающий природу. 7. Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и с трибунами для зрителей. 8. Известие. 9. Преграда. 10. Человек, занимающийся спортом.
1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?
1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?
2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?