СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Главные члены предложения. Подлежащее"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку в 5 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Главные члены предложения. Подлежащее"»

Технологическая карта урока

разработала Самойлова Инна Борисовна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №4» города Калуги.

предмет, класс

Русский язык 5 класс

раздел, № урока

«Синтаксис и пунктуация», тема №8 «Главные члены предложения. Подлежащее»

цель

систематизировать ранее изученные сведения о главных и второстепенных членах предложения, углубить знания о грамматической основе предложения, способах выражения подлежащего

тип урока

урок систематизации знаний, умений, навыков

планируемые образовательные результаты

предметные: знать понятия «грамматическая основа предложения», «второстепенные члены предложения», «смысловая и грамматическая связь подлежащего и сказуемого», способы выражения подлежащего (именем существительным, местоимением, сочетанием слов); уметь разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; уметь находить в грамматической основе подлежащее, выраженное именем существительным, местоимением, сочетанием слов;

метапредметные: способность извлекать информацию из разных источников, пользоваться словарями;

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

методы и формы обучения

создание проблемных ситуаций; индивидуальная, парная, фронтальная работа

оборудование

М.Т. Баранов и др. «Русский язык» 7 кл., компьютер, мультимедийный проектор

наглядно-демонстрационный материал

презентация по теме урока, выполненная учителем, карточки для индивидуальных заданий, распечатки кроссворда, теста

основные понятия

подлежащее, сказуемое, главные и второстепенные члены


Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Вступительное слово:

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Начать урок без лишних слов.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Актуализация и пробное учебное действие

1. Индивидуальная работа по карточкам. (Приложение 1)

2. Синтаксическая пятиминутка.

- Постройте схемы предложений. Дайте характеристику каждого предложения

  • по цели высказывания;

  • по интонации;

  • по количеству главных членов.

Как-то неожиданно стемнело.

Откуда взялись облака?

Какой сильный дождь!

3. Творческая работа.

- Реклама прочно вошла в нашу жизнь. Рекламируя товары и услуги, люди используют разные виды предложений (по цели высказывания, по интонации). Попробуйте написать рекламное объявление на школьную тему. (Приложение 2)

- Какие предложения были использованы в рекламе?

- Чья реклама вам понравилась больше и почему?

Выполняют работу индивидуально на карточках.

Выполняют работу на доске и в тетрадях.








Выполняют работу самостоятельно.




Слушают и оценивают работу товарищей.

Личностные: выполняют известные и осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

1. Словарная работа.

- Отгадайте слова, зашифрованные в кроссворде. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- Какое слово выделено по вертикали? (Подлежащее.)

- Как вы думаете почему? (Это тема сегодняшнего урока.)

2. Запись темы урока: Главные члены предложения. Подлежащее.

3. Беседа по ранее изученному:

- Что вам известно о подлежащем из курса начальной школы?

4. Составление высказывания по опрным словам:

- Расскажите о подлежащем.

кто? что?

предмет

имя сущест.



тельное

Главный член предложения




местоимение




Подлежащее – то, что «подлежит» высказыванию, предмет мысли.

5. Работа с учебником – п. 31 с. 62.

- Прочитайте определение подлежащего, сравните с тем, которое вывели мы, что нового вы узнали об этом члене предложения?

6. Тренировочные упражнения.

  • «Найди ошибку»

- Прочитайте предложения, записанные на доске, найдите речевую ошибку.

В парке пожелтели листья на деревьях. Листья падали на землю и усыпали дорожки.

- Найдите подлежащее в каждом предложении: какой частью речи оно выражено в первом предложении? Какой частью речи должно быть выражено во втором? Почему?

  • Работа с таблицей «Способы выражения подлежащего».



Способы выражения подлежащего

Примеры

1.

Имя существильное в им. падеже


2.

Местоимение в им. падеже


3.



- Запишите в качестве примеров исправленные предложения.

Выполняют работу в парах, проверяют слова по образцу. Если значение или написание слова вызывает затруднение, обращаются к словарям.

Записывают тему урока в тетрадь, называют признаки подлежащего; учитель вешает на доску опорные слова, по которым учащиеся составляют монологическое

высказывание о подлежащем.

Проверяют своё определение по учебнику, находят известное и новое.


Находят речевую ошибку, определяют, чем выражено подлежащее в первом и во втором предложении, заполняют таблицу.







Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.


Познавательные: извлекают нужную информацию, систематизируют, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.


Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.


Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность индивидуально и в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Работа с текстом.

- Спишите текст, выделите грамматические основы предложений.


Прекрас_ый кустик.

Два листа д_ржались почти около земли. Три стебля росли прямо (в)верх и поддерживали (по) листу. Ещё один стебель д_ржал два белых цветка. Всё радовало глаз стройност_ю и разумност_ю.

(По В. Солоухину.)

- Докажите, что перед вами текст.

- С какими орфограммами вы встретились?

- Что связывает союз И во втором предложении?

- Чем выражены подлежащие в первом, втором, третьем предложениях? Как не ошибиться в определении подлежащего?

- Дополните таблицу «Способы выражения подлежащего».




Записывают текст в тетрадь, обозначая графически орфограммы. В каждом предложении подчеркивают грамматическую основу, указывают, чем выражено подлежащее. Проверяют написанное по образцу (самооценка).

Узнают, что подлежащее может быть выражено сочетанием слов, заносят примеры в таблицу.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Включение в систему знаний и повторение

1. Обобщение полученных сведений.

- Что входит в грамматическую основу предложения?

- Какими членами предложения, как правило, выражается подлежащее? Сказуемое?

- Каким способом мы пользуемся, если подлежащее определить трудно?

2. Домашнее задание:

  • п. 31 (выучить определение подлежащего и способы его выражения), упр. 157, 158 (базовый уровень);

  • найти в произведениях художественной литературы предложения с разными способами выражения подлежащего (повышенный уровень).

Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.





Записывают в дневники домашнее задание.

Регулятивные:

самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Рефлексия

Тест.

- Какие задания показались трудными?

- В чём была причина ошибки?

Выполняют тест, при подведении итогов используют взаимопроверку, находят ошибки, корректируют.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

















Приложение 1

Карточка 1.

Ф.И._________________________________________


1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения.

М_росит. Ветер срывает с дерев_ев омытые дождём лист_я. Они падают в грязь.


Ни_ко над землёй ползут серые облака. В лощинах дымится туман.


2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________




Карточка 2. Ф.И._________________________________________

1. Вставьте пропущенные орфограммы. Подчеркните главные члены каждого предложения.


В__черело. Быстро сгущались сумерки. На высоком небе ро__ко проступали первые


звёздочки. Деревья сл__вались в одну тёмную массу. Стояла мёртвая тиш__на.


2. Постройте схему односоставного предложения: __________________________________________


Приложение 2

Варианты реклам, написанных обучающимися:

  • Вам надоел старый учебник истории? Мы предлагаем вам красочный, чётко напечатанный учебник в меховой обложке с 3D картинками! Читайте эту занимательную и интересную книгу! Она увлечёт вашего ребёнка в Древний мир людей и животных.

Хотите приобрести прямо сейчас? Тогда обращайтесь в издательство «Школьник»!

  • Ваш ребёнок не может ходить с прямой спиной? Тогда этот рюкзак для Вас! Рюкзак «Спинопрям» может Вашим детям не сутулиться и не горбатиться. Носите наше изделие! Пусть Ваш ребёнок ходит с правильной осанкой. Покупайте «Спинопрям» в магазине «Ваше здоровье»!

Приложение 3






1















2














3
















4












5















6


















7













8















9












10















Запишите слова по горизонтали:

1. Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику. 2. Городской безрельсовый электрический транспорт. 3. Шкаф для одежды. 4. Фейерверк в ознаменование торжественной даты, события. 5. Комната для занятий, работы. 6. Рисунок, изображающий природу. 7. Сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний и с трибунами для зрителей. 8. Известие. 9. Преграда. 10. Человек, занимающийся спортом.

Приложение 4

Тест «Подлежащее»

1 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

  1. Много подробностей мы узнали о жизни животных.

  2. Шесть мышей в подвале сели пряжу прясть.

  3. Через несколько дней я заметил оживление в гнезде.

  4. Мои друзья часто навещали меня.


2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

  1. В доме у нас жил ёжик.

  2. Ребята с трудом отыскали тропинку.

  3. Они перепрыгивали с ветки на ветку.

  4. У неё в клюве трепыхалась рыбка.


3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

  1. Из распахнутых ворот солнце красное встаёт.

  2. У папы три капли упали со шляпы.

  3. В конце ноября выпал первый снег.

  4. На снегу виднелись многочисленные следы.


2 вариант

1. В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

  1. Ночью я вышел на улицу.

  2. Меня поразило невиданное зрелище.

  3. В полной тишине на звёздном небе они увидели светящийся занавес.

  4. При свете луны они видели тёмные макушки деревьев.


2. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?

  1. Медвежонок неуверенно делает шаг в мою сторону.

  2. В один миг вся семейка исчезает в кустах.

  3. Он подходит ко мне всё ближе.

  4. Лягушонок недавно очнулся от зимней спячки.


3. В каком предложении подлежащее выражено сочетанием слов?

  1. Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.

  2. Невдалеке послышался шум крыльев.

  3. У щенка на чёрной спинке тают белые снежинки.

  4. Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!