Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: каким образом, разобщенность греческих полисов и самих греков сделала Грецию легкой добычей для Филиппа Македонского. Тест по блоку | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Недолго был расцвет греческих полисов. Еще при жизни Перикла в самой Греции начались междоусобные войны. Сначала между Афинами и Спартой: они соперничали из-за главенства над Элладой. В этой войне победила Спарта. Но потом против Спарты выступили другие полисы Греции. Казалось, войнам не будет конца… Настали страшные времена. Лилась кровь, греки убивали греков. Войны разрушали селения, вырубали оливковые рощи и виноградники, вытаптывали пшеничные и ячменные поля. Разорялись земледельцы и ремесленники, а их имущество скупали богачи. Военные столкновения полисов друг с другом и раздоры между богачами и бедняками ослабляли Элладу. Между тем усиливался северный сосед Эллады – Македонское царство. В середине 4-го века до н.э. во главе Македонии – маленькой горной страны на севере Балканского полуострова – встал умный и энергичный царь Филипп. Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его маленького сына Александра стал крупнейший ученый Греции Аристотель. Знатные македоняне свободного говорили и писали по-гречески. Филипп создал большую и боеспособную амию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В бою первые 6 рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд – перед собой, а войны остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться. Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни – эти страшилища шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников. Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом. Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осёл, нагруженный золотом. Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задание. Класс делится на 4 группы. Прочитайте пункт параграфа 2 и ответьте на вопросы карточки-задания. Задание для 1 группы: - Назовите причины, результаты и последствия битвы при Херонее. - Объясните, что стало решающим в битве при Хиронее. Задание для 2 группы. - Сосчитайте, сколько лет разделяет победу греков при Саламине и битву при Херонее. - Определите, что стало причинами нарастания отрицательных явлений в Афинах и Греции. Задание для 3 группы. - Почему итог битвы при Херонее был предопределен? - Назовите не менее трех отличий сражений греков при Марафоне, Фермопилах, Саламине и Херонее. Задание для 4 группы - рассмотрите рисунки на тему сражения при Херонее и объясните, почему греки оказались побежденными? - в чем похожи Фемистокл и Демосфен? Укажите, какой след они оставили в истории Греции и мировой истории. Задание. Прочитайте пункт параграфа 3 «Приход к власти Александра» и ответьте устно на вопросы: -каким способом Филипп пытался объединить македонян и греков? - проанализируйте, кому из них это было выгодно? - предположите, кто был заинтересован в убийстве Филиппа? -почему юный царь Александр решил продолжить начатую его отцом подготовку к походу на персов? Запишите в тетрадь: Македония – маленькая горная страна на севере Балканского полуострова 338 г. до н.э. – битва при Херонее | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять, каким образом разобщенность греческих полисов и самих греков сделала Грецию легкой добычей для Филиппа Македонского Работать с исторической картой: определять местоположение Древней Македонии в 4 в. До н.э., показывать завоевания Филиппа Македонского Перечислять заслуги Филиппа II перед Македонией Называть причины, результаты и последствия битвы Херонее Составлять словесный портрет Александра Македонского и называть основные качества его характера | Устный опрос |