III. Актуализация знаний, полученных на прошлом уроке | Фронтальная проверка вопросов теста, вызвавших затруднения. | Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Зачитывает цитату, обращает внимание на ядерный взрыв. «Сегодня я узнал новое слово: ядерная бомба. Это было похоже на яркую вспышку, как будто сам Бог фотографировал». Что вы знаете о ядерном оружии? Почему ядерное оружие является одним из самых мощных? | Обдумывают цитату. Вдумываются в проблему Высказывают свое мнение и аргументируют точку зрения. |
V. Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока. | Постановка проблемы: «Почему при использовании ядерного оружия выделяется огромное количество энергии? Можете ли вы дать полный ответ на этот вопрос? Что же мы должны узнать сегодня на уроке? | Высказывают свое мнение и аргументируют точку зрения. Осознают, что знаний не достаточно для ответа на вопрос. Отвечают на вопрос учителя. Формулируют цели. |
VI. Изучение нового материала. | Ядро устойчиво. В его состав входят протоны и нейтроны. Нейтрон частица нейтральная, а протон частица имеющая заряд. Как они могут удерживаться вместе в ядре? С помощью каких сил? Значит, существуют силы, удерживающие их вместе? Как их называют? Что нужно совершить, чтобы разделить частицы в ядре? А чем должны обладать атомные ядра? (Какой-то энергией, чтобы не была нарушена связь при образовании ядер из частиц) Как можно назвать эту энергию? (Такую энергию называют «энергией связи») Нужно нам разобраться, что это за энергия? Запишите, пожалуйста, тему урока: «Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер» Какие задачи нам нужно решить сегодня на уроке? Для решения всей стоящей перед нами проблемы я предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию в институт ядерной физики. Предлагает посетить две лаборатории: научно-исследовательской и вычислительной техники. В первой лаборатории мы – исследователи выполним задания на выявления новой величины. («дефект масс» и выполняют лабораторные работы).  Проблемный вопрос: Как же расщепить ядро на отдельные нуклоны Вывод новой формулы , сравнение энергий (сравнение выхода энергии в химических процессах и процессах превращения ядер, горение угля и расщепление ядра гелия). Проблемный вопрос: Почему ядро устойчиво (устойчивость ядер характеризует физическая величина, называемая удельной энергией связи), вывод формулы Еуд. = Е св./А. | Выдвигают версии, отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетради – число и тему урока. Формулируют задачи урока. Выполнения задания, поиск информации, получение результата, совместный вывод. Записывают новую формулу. Предполагают, что нужна энергия. Записывают формулу. Делают обобщающие выводы по сравнению выделения энергии от различных источников. Высказывают свои предположения. Записывают формулу, формулируют вывод. |
VII. Первичное закрепление. | Предлагает пройти в экспериментально-практический зал и разобрать решение задачи на вычисление энергии изотопа водорода - дейтерия. Дано: 1 2Н Найти: Есв -? Совместное решение с преподавателем. Обсуждение хода решения (стр.243 учебника). Самостоятельная работа в парах: определить энергию связи углерода 126C. Предлагает проверить решение задачи по слайду презентации. | Разбирают решение задачи по примеру учебнике. Записывают решение в тетради. Совместно в парах решают задачу. Проверяют правильность решения по презентации. |
VIII. Домашнее задание. | Комментирует домашнее задание: § 57, задача на нахождение дефекта масс и энергии связи лития (73 Li). Молодцы, ребята, теперь вы – практические специалисты начального уровня в области ядерной физики. Оцените вашу работу на уроке сегодня. | Слушают и записывают домашнее задание. Самооценивание работы на уроке. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Ставит перед учащимися вопросы: Что узнали нового? Чему научились? Достигли ли цели, которую ставили для себя в начале урока? Предлагает учащимся продолжить предложение: Я узнал… Я научился… Теперь я могу… Я затруднялся… Мне понравилось… | Отвечают на вопросы преподавателя |