СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Имя существительное". Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Имя существительное". Урок русского языка в 5 классе»

Тема урока: «Имя существительное как часть речи. ( Повторение изученного в V классе)»

Цели:

- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);

- совершенствовать навыки морфологического разбора;

- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;

- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок актуализации знаний и умений.


Оборудование: конверты с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов, презентация.


Технологическая карта урока:

Этап урока, время

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Цель этапа

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика)

I. Организационный момент

Слово учителя. Приветствие.

Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке.

- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник? Ваш дневник? Тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.


Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.



II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности


1.Беседа с классом.

Синтаксическая пятиминутка.

Включение учащихся в деятельность

А начнем мы наш урок с традиционной синтаксической пятиминутки.

(У доски уч-ся выполняется синт. разбор пр-я)

Байкал-жемчужина нашей планеты.

Почему мы поставили тире между подлежащим и сказуемым? (Главные члены данного пр-я выражены именами сущ-и в и.п.).

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на урок

Отвечает вслух, дополняют друг друга ребята. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками



2.Объявление темы и целей урока



Мы неслучайно сегодня разобрали предложение, где главными членами являются имена сущ-е. Как вы думаете о чем пойдет речь сегодня на уроке, какова его тема? (Да, вы правы: «Имя существительное - как часть речи»).

Объясните, почему вы так считаете? (Потому что на прошлом уроке мы начали изучение раздела Морфологии, которая изучает части речи).

Итак, ребята, подумайте верно ли утверждение: «Имя сущ-ое-удивительная часть речи»?

Предположите, что было бы, если не было сущ-х? (Мы не смогли бы назвать окружающие нас предметы и явления. Имя сущ-ое-это самая многочисленная часть речи). Запишите тему урока: «Имя сущ-ое-удивительная часть речи».

- А теперь давайте определим цели нашего урока! (1. Вспомнить все, что знаем об имени существительном как части речи. 2. Расширить свои знания об имени сущ-м. 3. Выявить морфологические и синтаксические признаки имени сущ-го.4. Определить роль имен сущ-х в речи).

Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи.

Формулируют тему урока.

Фиксируют возникшее затруднение.

Отвечают на вопросы,

строят понятные для

партнера

высказывания; в сотрудничестве с учителем и одно­классниками делают вывод

П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор

III. Домашнее задание



1.Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного.

2.Составить кроссворд по теме «Имя -существительное».

3. Выполнить упр.197.




IV.Актуализация

и пробное учебное действие

Путешествие по городу «Имя сущ-ое»

Повторение изученного материала. Выявление затруднений в групповой деятельности каждого учащегося.

Для чего необходимы имена существительные? (Как мы уже сказали для того, чтобы называть предметы и явления, окружающие нас).

С именем существительным мы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

-А чтобы нам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие по городу «Имя сущ-ое». А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут). Я предлагаю вам пройти наш маршрут, разделившись на 5 групп. На столах у вас лежат конверты с заданиями, на них указан номер группы.

Маршрутный лист (на доске)

№ группы

Остановка

1

«Опознавательная»

2

«Теоретическая »

3

«Морфологическая»

4

«Синтаксическая»

5

«Эвристическая»

6

«Проверочная»

1 остановка «Опознавательная»: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести

1) Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда.

2) Учебный час, посвященный отдельному предмету

3) Театральное представление или то, что представляется взору, привлекает взор.

4) Это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей»

5) С древнегреческого языка это слово означает «весь водный покров Земли»

6) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения

7) Синоним слов «работа, занятие»

8) Часть суток от захода до восхода солнца

- Какие словари помогли мне подготовить данное задание?

Какое «спрятанное» слово получилось? (сущность)

- Какое оно имеет отношение к существительному? (То, что сущ-ет и отвечает на вопрос кто? Что? Является именем сущ-м).

- Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева:

Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!

2 остановка «Теоретическая»

1. Прочитайте слова: ребенок, Байкал, доброта, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, туман, милосердие, дождь, стрельба, микроб, сливки, беседа, искренность, свежесть, снег, прыжок, кошка, Белгород, спектакль, собачка, книга.

2. Обсудите в группе и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

названия людей и животных (ребенок, девочка, юноша, собачка)

географические названия (Россия, Байкал, Белгород)

названия явлений природы (туман, дождь ,снег)

названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)

названия качеств человека(доброта , милосердие, искренность)

название действий ( бег, прыжок, стрельба)

названия признаков (свежесть, белизна, синева)

названия вещей (книга, стол, окно, ножницы).

Таким образом, какой вывод мы можем с вами сделать? (имя сущ-е обозначает не только предмет).

3 остановка «Морфологическая»

1. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь,

2. Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж,
Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку.

3. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли

Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта

Вывод: назовите морфологические признаки существительных (род, одуш./неодуш., собст./нариц., склонение, число, падеж). Как вы думаете, какие из них постоянные, какие непостоянные?

4 остановка «Синтаксическая»

-Определите, какую роль играет слово фрукты в приведенных предложениях.

Фрукты в этом году поспели рано. На рынке мы увидели фрукты со всех континентов. Апельсин-это сочный новогодний фрукт. Под самыми красивыми фруктами виднелись менее спелые.

- Составьте предложение с обобщающим словом фрукты при однородных членах, расставьте знаки препинания и составьте схему.

Вывод: расскажите о синтаксической роли существительного

-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Свои знания сравните по таблице в учебнике

Просмотр таблицы в учебнике стр. 191

-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту.

Физминутка: я буду называть имена сущ-е, если в слове есть Ь вы приседаете, если нет, то остаетесь в исходном положении.

Дочь, точка, мышь, клеточка, дичь, тишь, камыш, ночь.

4. «Эвристическая»

Организует работу по выявлению роли существительных в речи. Прочитайте несколько строк из стихотворения А. Фета.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

         Свет ночной. Ночные тени,

         Тени без конца

         Ряд волшебных изменений

         Милого лица.

- Слов какой части речи больше всего использует поэт?

- Сколько существительных в этом стихотворении?

Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении?

В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6

прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Научная справка: ученые подсчитали, каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов.

Вывод:

Поэт насыщает поэтические тексты именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи.

- Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку?

- Как вы это определили?

- А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма множественного числа винительного падежа)

Конечная остановка «Проверочная».

Итак, мы с вами завершили 1 этап нашего путешествия по городу «Имя сущ-е», на последующих уроках мы будем его продолжать. А сейчас я предлагаю вам проверить свои знания, полученные во время путешествия.

Тест “Имя существительное”

1.Найдите неверное утверждение.

А.Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
Б.Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Укажите имя существительное

А.смелость Б. смело В. смелый

3.Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

“Берёзы украшают леса”:

а)подлежащим; б) дополнением; в)обстоятельством.

4.Определить род существительных: честность, правда, книги.

5.Как называются существительные, называющие неживой предмет?

6. Какое утверждение ошибочно?

1) у существительного есть только 2 склонения

2) н.ф. существительного – И.п., ед.ч.

3) имена собственные пишутся с заглавной буквы

4) существительное изменяется по числам и падежам

Самопроверка

Ответы

  1. Б

  2. А

  3. Б

  4. женский

  5. неодушевленные

  6. 1

«5»- 5 правильных ответов;

«4»- 4 правильных ответа;

«3»- 3 правильных ответа

6.Выставление оценок.

На доске подсчитать кол-во оценок.

Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам)

Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют. Ответы записывают на листе, решают кроссворд.




























Определяют слово «сущность»


Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).





















Имена существительные называют предметы, живые существа, явления природы, события, действия как предмет, признаки как предмет, качество людей.




















Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение;

непостоянные: падеж, число
















Определяют синтаксическую роль сущ-х.






















Закрепление знаний о сущ-м.


Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.


Определение роли существительных в речи



Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух.

Выписывают имена существительные в тетрадях.














Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам.

Правильный ответ: соловья – одушевленное, отвечает на вопрос кто? Соловей

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

V. Включение

в систему знаний и повторение

Морфологический разбор

Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание

Обращение к учебнику (упр. 197) - У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор.

- Разбор слова цветок. (1 пр-е в тексте).



Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта.

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________


П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

VI. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная беседа по во­просам; моно­логические вы­сказывания

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

- У кого в гостях мы сегодня побывали?

- Удалось ли нам доказать утверждение, что существительное – удивительная часть речи?

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Довольны ли своей работой?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понра­вился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - кар­точку с грустным лицом

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей

Определяют свое эмо­циональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта)

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!