Этап занятия | Формируемые на данном этапе УУД |
1. Организационный момент | Регулятивные Волевая саморегуляция. |
2. Проверка домашнего задания. | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, соблюдение правил речевого этикета, отстаивание своей точки зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Личностные Самооценка. |
3. Актуализация знаний. | Регулятивные Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы. Волевая саморегуляция. Анализ полученной информации, обобщение и, как следствие, вывод. Целеполагание. Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. Личностные Осознание ценности знаний, как важнейшего компонента научной картины мира. |
4. Постановка проблемы. | Регулятивные Волевая саморегуляция. Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы. Умение составить самостоятельно план для данной модели задачи, следуя поставленной цели. Личностные Учебно-познавательный интерес, самоопределение, самосознание. |
5. «Открытие» учащимися нового знания. | Коммуникативные Умение работать в группе, ориентация на позицию партнера, выработка совместных действий, осуществление совместного контроля. Познавательные Восприятие, осознание, первичное обобщение и систематизация новых знаний. Усвоение способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению. |
6. Первичное закрепление. | Познавательные Умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
7. Самостоятельная работа с проверкой. | Регулятивные Контроль в форме сличения собственного и чужого результата с эталоном, коррекция. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения, коррекция. Личностные Личная ответственность. |
8. Подведение итогов, рефлексия. | Познавательные Умение целенаправленно воспринимать информацию, анализировать ее, делать на ее основе выводы о возможности использования полученных результатов в учёбе и жизни. Личностные Умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, осознанность учения. |
9. Информация о домашнем задании. | Регулятивные Волевая саморегуляция. Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности. |
Этап занятия, его цель | Действия педагога | Дидактический материал | Действия учащихся | Реализация здоровьесберегающих технологий |
Перед уроком проводится проверка гигиенических условий: температура – 18-220С; соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха 1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене); порядок в классе. |
1. Организационный момент Цель: Включение учащихся в продуктивную деятельность. | Приветствие. Проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности. Инструктаж по охране жизни и здоровья | Стенд по ОБЖ | В начале урока учащиеся рассаживаются (деление на 2 группы) Приветствие. Проверка готовности к уроку. | Создание комфортной обстановки, доброжелательный настрой. кратковременность |
2. Актуализация, знаний УУД Цель: самоопределение к деятельности, повторение, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся, необходимых для «открытия» нового знания. Мотивация принятия цели урока, решения 1 задачи урока. | Я прошу вас взглянуть на экран. Что вы видите? Как вы думаете, как данный отрывок из сказки связан с уроком информатики, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Определите тему урока. (Педагог поддерживает и подбадривает высказывания учеников) Какие задачи предстоит решить в ходе урока? (ответы учащихся) Учитель помогает: чтобы решить задачи урока необходимо вспомнить материал предыдущего урока | Компьютерная презентация, слайд № 1 Компьютерная презентация, слайды № 1 Слайд: №2 Компьютерная презентация, слайды №№2,3 (тема урока, задачи урока) | Обычно первая реакция – удивление и смех («не работает!»), затем задумываются, предлагают разные варианты Учащиеся отвечают: в сказке дается путь до Кощеевой иглы. В информатике есть понятие файл, вложенный файл и как до него добраться( Дети высказывают свою точку зрения, определяют тему Файловая система. Путь к файлу. и задачи урока (повторить информацию предыдущего урока и узнать как организовано хранение информации в компьютере) | Эмоциональная разрядка. Вид преподавания: аудиовизуальный. Вид учебной деятельности: анализ проблемной ситуации. Создание условий для эмоционального комфорта. |
3. Проверка домашнего задания в игровой форме Цель: Установить правильность и осознанность выполнения учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях. | Что нового вы открыли для себя на последнем занятии? Какие вопросы появились у вас при подготовке к сегодняшнему уроку? Напоминает учащимся правила работы в группе. (Учитель задает встречные вопросы, и, дополняя ответы ребят, акцентирует их внимание на огромном количестве цветов, используемых при растровом представлении графической информации) Управляет презентацией и определяет форму выполнения задания После ответа учащихся появляется правильный ответ. Учитель оценивает ответы учащихся, выдавая жетоны. От каждой команды учитель вызывает по 1 учащемуся для выполнения задания на доске. Конкурс капитанов (Кто быстрее). | Слайд №4 Слайды №№ | Учащиеся выбирают капитана Учащиеся отвечают на вопросы по 1 учащемуся для выполнения задания на доске. Конкурс капитанов. Учащиеся выполняют задание на карточках | Вид учебной деятельности: игра. Снятие тревожности при проверке домашнего задания (вызывать ребят по имени; при неудачном ответе ученика не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса, а попросить помочь ему; поддерживать ситуацию успешности, проявлять искренний интерес к ответу каждого учащегося; похвалить). |
| Учитель организовывает проверку | | Учащиеся проверяют свою работу |
Оценка выполнения первой задачи урока. Подведение итогов (промежуточная оценка ответов). |
Минутка здоровья (гимнастика «Хорошее настроение») |
Мотивация выполнения 2 задачи урока. | Переход к новой теме. Перед просмотром учащиеся получают карточку с заданием для анализа информации из ролика (Как организована информация в компьютере? Как нам удается найти нужную нам информацию?) Затем идет обсуждение полученных учениками ответов с использованием презентации и дополнениями учителя. | Фрагмент обучающего ролика о хранении информации в ПК, сравнение с библиотекой (1,35 мин). | По итогам просмотра ролика учащиеся отвечают на вопросы Ведут записи в тетради. | Актуализация собственного опыта учащихся. Ассоциативный ряд. |
«Открытие» нового знания Цель: первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритма выстраивания файловой системы | - Может ли пользователь упорядочить файлы, хранящиеся на компьютере? Каким образом? - На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой. Что напоминает данная схема? Прием «Мудрые совы» Генетический метод обучения (показ логики возникновения понятия в практической деятельности) Перед вами название файла. Как его найти? Ваши действия? (При необходимости учитель помогает определить порядок действий) Предлагаю сейчас поработать за компьютером парами. А чтобы ваш мозговой штурм прошел успешно, физминутка для улучшения мозгового кровообращения. | Возвращается 1 слайд | Учащиеся отвечают, говорят свои ассоциации с деревом, корнем, только наоборот. Учащиеся рисуют схему Ведут записи в тетради. Записывают в тетради: Путь к файлу - последовательность папок. | Вид преподавания: аудиовизуальный. Вид учебной деятельности: анализ схемы, таблицы. Представление материала в знаково-символических формах Экстроактивный режим (рассказ-объяснение) Прием «Мудрые совы» |
Физминутка ФМ для улучшения мозгового кровообращения. 1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. |
Первичное закрепление Цель: развитие умения представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку зрения. Применение новых знаний по изученному алгоритму. Творческое применение полученных знаний с переносом на другой языковой материал | Не забываем про правило «прямого угла» и упражнение «вдальсмотрящий» (Учитель напоминает о правилах поведения за ПК, делает замечания) Предлагаю заполнить таблицу и на доске. | Таблица, выполненная в Microsoft Word | Дети, работая в группах, заполняют таблицу в тетрадях. Таблица, выполненная в Microsoft Word Каждый заполняет по одной строчке таблицы, садится за парту. Комментируют выполнение | Вид преподавания: практическая работа. Вид учебной деятельности: парная работа, выполнение работ практикума. Правила поведения за ПК, здоровьесбережение зрения, осанки. |
Вторичное закрепление Цель: развитие умения представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку зрения. | Поработав в группах, вы пришли к каким-то результатам. Обобщим их, сделаем выводы. (При необходимости учитель задает наводящие вопросы) | Компьютерная презентация, слайды (выводы) | Группы учащихся представляют свои варианты ответов. Обсуждение. После обсуждения делаются основные выводы. | Вид преподавания: аудиовизуальный. Вид учебной деятельности: слушание и анализ выступлений своих товарищей. Двигательная активность - объединение в группы. |
Применение полученных знаний. Самостоятельная работа с проверкой Цель: самооценка и самоконтроль. Анализ ошибок. Создание ситуации успеха («Я справился!») | Давайте посмотрим, насколько полно и правильно вы усвоили то, о чем мы сегодня говорили. Предлагаю выполнить следующее задание. После его выполнения вы проверите… работу соседа. | Компьютерная презентация, слайды №№ 14 - 15 (задание) | Ученики вырабатывают критерии оценивания: «5» – нет ошибок «4» – одна ошибка «3» – две ошибки «2» – более двух ошибок. Выполняют задание и самостоятельно проверяют соседа по парте с обязательным выставлением оценки и анализом ошибок. | Вид преподавания: самостоятельная работа. Вид учебной деятельности: индивидуальная самостоятельная работа, анализ работы. Создание ситуации успеха. |
Подведение итогов, рефлексия. Цель: самооценка учащимися собственной деятельности. | Ребята, выскажите, пожалуйста, своё мнение о нашем занятии, дополнив понравившиеся вам данные фразы своими мыслями (на обратной стороне листа самооценки). Ребята делают записи на своих карточках. 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я понял, что… 5. теперь я могу… 6. я научился… 7. я смог… 8. я попробую… 9. меня удивило… 10. урок дал мне для жизни… 11. мне захотелось… Кто хочет, выскажите свои мысли вслух. Что нового для себя вы открыли на этом уроке, что было полезным? Где и как эти знания могут вам пригодиться в будущем? Достигли мы поставленной цели? Проанализируйте свою работу на уроке и её результат. Учащимся предлагается выбрать смайлик на рабочем столе соответствующий настроению. (Учитель комментирует оценки, полученные учениками на уроке.) | | Ученики высказывают свою точку зрения. Приводят примеры практического применения полученным знаниям. Дети осуществляют рефлексию, результат которой выражают смайликом на компьютере. | Вид преподавания: наглядный. Вид учебной деятельности: анализ работы. Двигательная активность. |
Информация о домашнем задании. Цель: стимулирование внутренней мотивации на познание нового. | (Ученикам предлагается дифференцированное домашнее задание, файл с задачами находится на рабочем столе) 1.Отобразите файловую структуру, содержащую следующие объекты и объедините их в группы (названия файлам и папкам определите самостоятельно) 2. Кроссворд на тему: Файлы. Файловая система. Молодцы! Спасибо за работу на занятии. | Компьютерная презентация, слайд № 27 Компьютерная презентация, слайд № 28 (задание на дом) | Учащиеся скачивают файл с домашним заданием. | Вид преподавания: аудиовизуальный. Вид учебной деятельности: построение гипотезы на основе полученных на уроке знаний. Создание внутренней мотивации на успех при выполнении домашнего задания. |