СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока информатики 8 кл "Работа с диапазонами. Принцип относительной адресации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит технологическую карту урока, подробное описание хода урока и практическую работу по финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики 8 кл "Работа с диапазонами. Принцип относительной адресации"»

Урок информатики в 8 классе.

19.04.2022 г.

Учебный предмет

Информатика

Класс

8

Тема урока

« Электронные таблицы. Работа с диапазонами ячеек. Относительная адресация »

Образовательное учреждение

МКОУ СОШ №17

Учитель

Савицкая Е.Г.

Цели:






Задачи:

Формирование понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;

Формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, развитие навыков работы в электронных таблицах с диапазонами ячеек, понимать принцип относительной адресации, выполнять сортировку таблицы.


Развивать цифровую грамотность обучающихся;

Развивать стремление к изучению нового материала;

Развивать навыки оценки и самооценки.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

Предметные: расширить представления о возможностях электронных таблиц MS EXCEL; познакомиться с понятиями «диапазон ячеек», «относительная адресация» Метапредметные: понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке.

Личностные: имеют навыки сотрудничества в различных ситуациях, отзывчивы к затруднениям одноклассников, готовность прийти на помощь, заботятся о своем здоровье.

Методы и формы обучения

Метод активного обучения, парная, индивидуальная.

Основные термины и понятия

«диапазон ячеек», «принцип относительной адресации», «функции обработки диапазона», «сортировка таблицы»

Образовательные ресурсы

Учебник «Информатика 8 класс», автор Семакин И. Г., примерная рабочая программа основного общего образования «Информатика» базовый уровень

Наглядно-демонстрационный материал

Учебник, заранее созданные на каждом компьютере на прошлых уроках файлы с таблицей 4.3 из §20

Оборудование

Компьютеры с установленным приложением MS EXCEL



Этапы урока:

  • Самостоятельная практическая работа. 5 мин

  • Постановка проблемы 1 мин

  • Изучение нового материала. 25 мин

  • Физминутка 1-2 мин

  • Разбор задачи по финансовой грамотности 10 мин

  • Задание на дом. Рефлексивно-оценочный этап. 2-3 мин

Средства обучения: Учебник, компьютеры, программа EXCEL, инструкции к практической работе.

Демонстрации: задания, инструктажи к заданиям, показ правильных ответов.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, диалог, работа с текстом, использование ИКТ-технологии.


Методы: наглядный, словесный, метод активного обучения.




Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Познавательная


Коммуникативная


Регулятивная


Организационный

Здоровается, проводит

краткий инструктаж по технике безопасности при работе с ПК;

Здороваются, слушают, отвечают на вопросы

Соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ;

иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики;


Общение с учителем и в коллективе

Умение соблюдать инструкции и ТБ

Мотивационно–ориентировочная часть

Решение задачи. Постановка проблемы, определение цели, задач урока, плана урока,.


Решают задание на компьютерах. Слушают учителя, выявляют проблему,

записывают тему урока

выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);

Изучение нового материала с элементами практической работы

Объясняет новую тему, по ходу просит выполнить на компьютере задания

Слушают, задают вопросы, выполняют инструкции учителя и практическое задание по ходу объяснения

строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

Работать по инструкции, делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.

Физминутка

Проводит физминутку

Выполняют физические упражнения

Понимание необходимости физических упражнений


выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;

Задание на финансовую грамотность

Ставит задачу, раздает техкарты, объясняет правила заполнения таблицы, консультирует, следит на правильностью заполнения таблицы и выполнения задания

Слушают учителя, выполняют инструкции

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи

умение ориентироваться в понятиях.

Поиск необходимой информации;

построение логических рассуждений;

использование информации для достижения цели;

анализ и синтез.



учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

Задание на дом

Рефлексивно-оценочный этап

Дает задание на дом


Объявляет оценки с комментариями

Слушают пояснения учителя по выполнению домашней работы, записывают в дневник

Высказывают согласие или несогласие с оценками, мотивируют это. Отвечают на вопросы:

Сегодня на уроке я узнал…..

Особенно легко для меня было…

Особенно тяжело для меня было…


формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям



Ход урока

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих.

– Доброе утро, уважаемые ученики и гости. Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии. Предлагаю улыбнуться друг другу для того, чтобы взять позитивный настрой на сегодняшний урок.

Прежде, чем приступить к выполнению заданий на нашем уроке, нам необходимо вспомнить и повторить правила ТБ при работе в кабинете информатики (Повторение ТБ, учитель спрашивает, ученики отвечают.)

2.Актуализация знаний

– На прошлых уроках мы познакомились с электронными таблицами и электронным процессором для их обработки. Как он называется? (MICROSOFT EXCEL) – Правильно, молодец!

Для закрепления темы предлагаю сейчас выполнить задание №6 с. 144 нашего учебника.

(Просит ученика прочитать задание.) Все понятно? Сколько будет строк? (11). А столбцов? (4) –Молодцы!

Открываем новую таблицу и начинаем выполнять задание. Не забудьте про автозаполнение!

Учащиеся составляют таблицу, вносят свои данные.

- С чего начинается формула? (с =) Помним, что формулу пишем 1 раз, а потом ее протягиваем в остальные ячейки.

Вижу результат вашей работы. В каждом месяце вы получили, сколько рублей необходимо заплатить за электроэнергию. А какую еще задачу можно решить с помощью этих данных (Сколько нужно оплатить за электроэнергию за весь год) Правильно, молодцы, а как это сделать? (Сложить все числа в последнем столбце) Ну конечно! Выполняйте.

Ученики записывают в последнюю строку формулу суммы 12 чисел.

-Скажите, а если вам нужно сложить 100, 1000 чисел, вы тоже будете их так складывать? (Нет, это слишком долго)

А как же быть? Ведь очень часто приходится иметь дело с большими массивами чисел…

Ученики говорят, наверное, есть какой-то способ…

-Совершенно верно! Табличный процессор позволяет выполнять некоторые операции с группой ячеек, которую называют диапазоном

Таким образом, ставится проблема, которую надо решить на уроке:– Давайте запишем в тетради тему нашего урока Работа с диапазонами ячеек

3. Объяснение нового материала

– Прочитайте информацию на с. 145 2 и 3 абзацы, выпишите в тетрадь обозначение диапазонов и некоторые функции.

(Ученики выписывают указанную информацию)

Теперь дорешаем нашу задачу про оплату за электричество. Поставьте курсор в ту ячейку, где у вас была сумма к оплате за год. Выделите ячейки с D2 по D13. На вкладке Формулы найдите значок Σ, нажмите на него. Что получилось? (То же самое число!)

Вот видите, всего несколько кликов и вы получили результат! Закройте и сохраните эту таблицу в своей папке под именем Задание6.

А теперь давайте продолжим работу с таблицей 4.3, которую вы сохранили в свои папки на прошлых уроках. Откройте ваши файлы.

(Ученики открывают электронные таблицы) Выполните задание на с. 145-146: найдите общую выручку.

–Видите, как все просто! Как электронные таблицы облегчают вычисления !

Читаем дальше. … Кто понял, что такое Принцип относительной адресации? Правильно! Запишите определение в тетрадь.

А что еще можно делать с числами в электронной таблице? (Ученики высказывают предположения) Да. Их еще можно располагать по возрастанию или убыванию. И не только числа, но и текстовые величины. Поэтому у электронных таблиц есть функция Сортировка. Выполните, пожалуйста, задание на сортировку нашей таблицы по убыванию в строке Продано. Что мы увидели в результате? (какой продукт пользуется большим спросом. Это йогурт.) Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили сегодняшний материал

4. Физминутка (делается через 20 минут после начала урока)

5. Решение практической работы на финансовую грамотность.

– У нас еще осталось время. Выполним задание на развитие финансовой грамотности. Я вам даю технологические карты для практической работы. Выполняйте работу, следуя инструкциям. Приступайте…

Учащиеся выполняют задания. Учитель наблюдает, помогает при возникновении затруднений.

– Заканчиваем выполнение работы…

6. Рефлексивно-оценочный этап

Наш урок подходит к концу. Пора записать д/з и подвести итоги:

–Дома прочитаете § 22 и ответьте на вопросы с. 149.

- Я хочу послушать ваше мнение об уроке, что вам понравилось, какие были затруднения и как с ними можно справиться ….

Вы показали хорошее знание электронных таблиц. Особенно хорошо справились с работой следующие обучающиеся…

Выставление оценок

На этом наш урок закончен. Всем большое спасибо! До свидания!












Приложение1

Технологическая карта

Выполните с помощью табличного процессора MICROSOFT EXCEL задачу «Расчет месячной зарплаты работников компьютерного отдела»

Данные представлены в таблице 1:

A

B

C

D

E

F

G

H

I

J

ФИО

Ставка

Надбавка

30%

Ставка с надбавкой

% премия

Премия

Начислено

Подоходный налог 13%

К выдаче

1

Антипов А. И.

19000



10





2

Богданов М. З.

18000



10





3

Воронова И. В.

16000



10





4

Гайворон И. Н.

19000



20





5

Денисова С. С.

14000



10





6

Занин И. П.

21000



20





7

Калинина Е. А.

25000



30





8

Лесных В. А.

19000



20





9

Машкин П. П.

15000



20





10

Октавиан Е. Р.

18000



10







Выполните задание . следуя инструкции:

  1. Заполните электронную таблицу, согласно данным в таблице 1;

  2. Заполните столбец Надбавка, используя формулу =C2*0.3 и протяните ее до конца таблицы;

  3. Заполните столбец Ставка с надбавкой, используя формулу =C2+D2 и протяните ее до конца таблицы;

  4. Заполните столбец Премия, используя формулу = E2*F2 и протяните ее до конца таблицы;

  5. Заполните столбец Начислено, используя формулу = E2+G2 и протяните ее до конца таблицы;

  6. Заполните столбец Подоходный налог, используя формулу =H2*0.13 и протяните ее до конца таблицы;

  7. Заполните столбец К выдаче, используя формулу =H2-I2 и протяните ее до конца таблицы;

  8. Найдите общую сумму начисления и выплат работникам отдела и выполните сортировку по убыванию заработной платы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!