СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока информатики 9 класса "Электронные таблицы" с использованием ЦОР

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока информатики 9 класса "Электронные таблицы" с использованием ЦОР»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Пояснение к заданию. Заполнить один из этапов занятия с использованием цифровых ресурсов и/или платформ.

Готовый документ загрузить в свой диск и вставить ссылку в таблицу продвижения. (в крайнем случае отправить по почте)


ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Автор (ФИО)

Лиманская Марина Петровна



Предмет

информатика

Класс

9

Тема урока

Электронные таблицы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Наличие представлений об интерфейсе электронных таблиц, о типах данных, обрабатываемых в электронных таблицах; навыки использования электронных таблиц.


Общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией; навыки анализа пользовательского интерфейса используемого программного средства; навыки определения условий и возможностей применения программного средства для решения типовых задач.

Представление о сферах применения электронных таблиц в различных сферах деятельности человека.

Решаемые учебные проблемы

Образовательные:

повторить основные термины и понятия по теме «Электронные таблицы»;

рассмотреть правила размещения текстов, чисел и формул в ячейках электронных таблиц; рассмотреть режимы работы электронной таблицы.

Развивающие:

развивать коммуникативные навыки и технические умения; развивать умение оценивать результаты выполненных действий; развивать умение применять полученные знания при решении задач различной направленности.

Воспитательные:

формировать у обучающихся навыки общей культуры, навыки учебной деятельности;

воспитывать способность принимать решения и брать на себя ответственность в ходе групповой работы на уроке.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Электронная таблица Столбец Строка Ячейка Диапазон Строка заголовка Строка меню Рабочая область (лист) Строка состояния Строка ввода Книга Панель инструментов

Вид используемых на уроке средств ИКТ

ПК учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК обучающихся; табличный процессор MS Excel, программа презентационной графики MS Power Point; презентация «Электронные таблицы» из электронного приложения к учебнику «Информатика и ИКТ» под ред. Босовой Л.Л. и др.; раздаточный материал.

Образовательные интернет-ресурсы

Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

• развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;

• формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность учителя

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Здесь и везде используются:

Либо побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (развитие творчества).

Либо подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе (развитие логики).

- Что нужно узнать для решение проблемы?

Деятельность обучающихся

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

- Вспоминают изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум)

- Определяют, каких знаний нам не хватает, где и как их добыть (открыть)

Организационный этап
      1. Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я желаю всем нам сегодня плодотворной работы и полезного общения. Итак, начнем!
      2. - Посмотрите на экран (ярлык и окно программы Excel). Вам знакома эта программа?
      3. - Верно. Мы в ней уже работали в 8 классе. Тогда давайте попробуем определить тему нашего занятия. (Обработка числовой информации в ЭТ).
      4. - Откройте тетради и запишите тему урока – Электронные таблицы.
Запишите принятые сокращения: ЭТ – электронная таблица, ТП – табличный процессор.


2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы):

- Предъявляет ученикам (м.б. через задание) одновременно два противоречивых факта, мнения

- Задает вопрос (задание), которое выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их!

- Задает вопрос (задание), которое обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно).

- Дает задание не выполнимое вообще или при имеющемся уровне знаний и умений

- Какое вы заметили противоречие? Что удивило?// Как думали сначала, а как на самом деле? // Почему не смогли выполнить задание?

Деятельность обучающихся

- Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.

Проблемный вопрос: - Зачем нужны ЭТ, если можно создать таблицу в Word? - Что такое ЭТ, для чего она служит? (служит для организации табличных вычислений на компьютере). - Можете назвать области применения ЭТ в современном обществе?
      1. (в экономических расчетах; в бухгалтерских расчетах; в научно-исследовательской деятельности;
      2. в математике).



3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

• овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

• формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

Предоставляет "конфликтный" материал, создает готовность к предстоящей деятельности.

Деятельность обучающихся

Проявляют познавательную инициативу. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, формулировка эвристических вопросов, заданий. Осознание цели предстоящей деятельности.

      1. - Как вы думаете, какие цели и задачи вы можете перед собой поставить на сегодняшнем уроке?
      2. - Я предлагаю построить наш разговор следующим образом:

Повторить, что такое электронная таблица.

Рассмотреть интерфейс Exel 2013.

Учиться вносить данные в таблицы и производить вычисления.

Учиться оформлять таблицы, используя шаблоны.


- Уверена, на уроке вы откроете для себя что-то новое и интересное.



4. ЭТАП планирования работы.

Основные задачи учителя.

Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;

• определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;

  • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;

Деятельность учителя

Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного I объекта, предложение учащимся самим составить план.

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Обобщение результатов наблюдения, составление плана предстоящей деятельности, выбор средств, необходимых для открытия "нового" знания.

- Давайте составим план нашей работы.

Как мы можем познакомиться с функциями эл.таблиц? Что нужно сделать для этого?


5 ЭТАП Изучение нового материала.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

• воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

• формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

• формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

• овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

• формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

• воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Отличается ли наш вывод от правила в учебнике?

Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи?

Демонстрирует коллективно составленный алгоритм.

Деятельность обучающихся

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.

Обнаруживают закономерности, обобщают результаты наблюдения, составляют план действий - алгоритм. Представляют составленный алгоритм от группы.

Выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике. Внесение изменений в индивидуальные алгоритмы.

      1. Послушайте информацию о том, кем и когда были созданы первые ЭТ.
      2. Как известно, первые компьютеры специально создавались для выполнения различных вычислений. Но начало широкого применения компьютеров в повседневной жизни не было связано с расчетами, которые представители многих профессий (экономисты, бухгалтеры, конструкторы) до конца прошлого века выполняли вручную. Почему? Как вы можете объяснить такое противоречие.

Идею электронных таблиц впервые сформулировал американский учёный австрийского происхождения Рихард Маттезих, опубликовав свою стать-исследование в 1961 г.

Начало созданию электронных таблиц как отдельного ПО было положено в 1979 году, когда два студента, Дэн Бриклин и Боб Френкстон, на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц, которая получила название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования. Эта электронная таблица стала очень популярной в деловых кругах.

      1. Первая версия Excel предназначалась для операционной системы Mac и была выпущена в 1985г., а первая версия для Windows была выпущена в ноябре 1987 года.
      2. Excel был первым табличным процессором, позволявшим пользователю менять внешний вид таблицы (шрифты, символы и внешний вид ячеек).
      3. Будучи впервые объединёнными в Microsoft Office в 1993 году, Microsoft Word и Microsoft PowerPoint получили новый графический интерфейс для соответствия Excel, главного стимула модернизации ПК в то время.

Среди продуктов этого класса можно назвать  SuperCalc, Microsoft MultiPlan, Quattro Pro, Lotus 1-2-3, OpenOffice.org Calc и другие.


Кстати, а вы знаете как переводится слово excel с английского языка? – Превосходить, отличаться, превосходно что-то делать.

Ребята, мы познакомимся с понятиями электронная таблица, столбец, строка, ячейка, диапазон, строка заголовка, строка меню, рабочая область (лист), строка состояния, строка ввода, книга, панель инструментов.

Для этого воспользуемся ЦОР ЯКласс


https://www.yaklass.ru/p/informatika/9-klass/obrabotka-chislovoi-informatcii-13600/elektronnye-tablitcy-13530/re-d95c1892-5ea4-4248-8132-e19010aa11e0


https://www.yaklass.ru/p/informatika/9-klass/obrabotka-chislovoi-informatcii-13600/elektronnye-tablitcy-13530/TeacherInfo




6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создание ситуации успеха для каждого. Индивидуальная работа по устранению ошибок.

- Если на уроке одно новое знание (понятие, закономерность, правило) то открытие осуществляется в один шаг, но в разных формах: через побуждающий или подводящий диалог, через решение продуктивного задания и вывод:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске)

- Если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме



Деятельность обучающихся

- Вступают в диалог (пассивных можно вытаскивать фразами «объясни, как ты понял, что сказал Миша..»

- Выполняют задания на новый материал (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

Принципиально важно при этом :

1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1.Осмыслить задание. 2.Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3.Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4.Мысленно сформулировать ответ. 5.Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …, потому что во-первых…, во вторых…».

Задание №1 а) Назовите и покажите элементы интерфейса программы Excel (Строка заголовка, Строка меню, Панель инструментов, Строка ввода, Рабочая область, Строка состояния)
б) Назовите и покажите основные элементы ЭТ (Столбец, Строка, Ячейка, Диапазон, Лист, Книга)
      1. Задание № 2

Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой и называется активной.

а) Назовите адрес активной ячейки.


Во время работы с электронными таблицами часто требуется работать с несколькими ячейками. Эти ячейки образуют диапазон.

б) Назовите выделенные диапазоны.


      1. в) Выделяя следующие диапазоны, назовите в них количество ячеек
      2. C4:F4 (4)
      3. B8:B12 (5)

D15:G18 (16)

Задание № 3

Создайте таблицу согласно инструкции (Шаг 1 и 2), заполнив необходимые ячейки текстовой информацией.

Шаг 1. Создание таблицы


A

B

C

D

1

Сведения об учениках школы, изучающих информатику


2

Класс

Мальчики

Девочки



Шаг 2. Форматирование таблицы


A

B

C

D

1

Сведения об учениках школы, изучающих информатику


2

Класс

Мальчики

Девочки



Задание № 4

Выполните организацию вычислений (Шаг 3, пункты 1-3)

Шаг 3. Организация вычислений

  1. Выделите диапазон A3:C7. Задайте формат ячейки числовой, число десятичных знаков – 0.

  2. Внесите числовую информацию в таблицу из образца. Информацию по 9 классу заполните самостоятельно.

  3. Дополните таблицу «Сведения об учениках школы, изучающих информатику» столбцом «Всего учеников» и строкой «Итого».


A

B

C

D

1

Сведения об учениках школы, изучающих информатику

2

Класс

Мальчики

Девочки

Всего учеников

3

5

6

10


4

6

11

4


5

7

3

6


6

8

8

6


7

9




8

Итого





- Как программа понимает, что в ячейку вписывается формула, а не текст или число?

Формула – это выражение, задающее некоторую последовательность действий по преобразованию данных.

Формула может включать в себя числа, имена ячеек, функции и знаки математических операций. Однако в формулу не может входить текст.

Ввод формулы заканчиваем нажатием клавиши {Enter}.


Задание № 5

Вычислите количество учеников, изучающих информатику в нашей школе (Шаг 3, пункт 4).

Ответ: 63



A

B

C

D

1

Сведения об учениках школы, изучающих информатику

2

Класс

Мальчики

Девочки

Всего учеников

3

5

6

10

16

4

6

11

4

15

5

7

3

6

9

6

8

8

6

14

7

9

7

2

9

8

Итого

35

28

63



7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу?

- Используя свои новые знания … (дается задание на продуктивное применение – рассказ, рисунок, схема и т.п.)

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Наличие учебных мотивов на уроках, ситуаций или проблем, которые приводят к постановке учебных задач, активность учащихся, направленная на их решение, дают знания, которые помогают учащимся выстроить новые знания, в своем опыте и изменить прежний опыт, и они (знания) являются средством изменения самого ученика.

Давайте подведем итоги нашего занятия.

    1. Для чего используются ЭТ? (определять последовательность вычислительных операций; выполнять различные преобразования исходных данных;. представлять полученные результаты в графической форме)

    2. Что такое табличный процессор? (программа для организации табличных вычислений на компьютере)

    3. Назовите основной элемент ЭТ?

    4. Как определяется адрес ячейки?

    5. Какая информация может храниться в ячейках?


Используя следующие фразы, что вы можете сказать о сегодняшнем уроке:

я узнал… 

было интересно… 

было трудно… 

я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел…

Как вы оцениваете сегодня свою работу?

я научился… 
у меня получилось … 
я смог… 
я попробую… 
меня удивило… 
занятия дали мне для жизни… 
мне захотелось…


8 ЭТАП Домашнее задание. Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.

Запишите домашнее задание – п. 5, № 10, 15, с. 11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!