Название предмета: Информатика и ИКТ
Класс: 10
УМК (И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, 2010 г)
Тема урок: Информационные процессы в естественных и искусственных системах
Цель урока:
-
познавательные: познакомить учащихся с понятиями “естественные сичтемы”, “искусственные системы”, “управление”;
-
развивающие: способствовать формированию у школьников системного мышления для эффективной работы с информацией, определения естественных и искусственных систем;
-
воспитательные: экологическое воспитание, чувства ответственности за будущее.
Задачи урока:
Учащиеся должны знать:
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Техническое обеспечение урока: ПК, проектор
Содержание урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление
5. Контрольное тестирование
6. Итого урока
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
- Что такое система?
- Приведите примеры систем.
- Что такое структура?
- Приведите примеры структур.
- В чём суть системного эффекта?
- Что такое подсистема?
3. Объяснение нового материала
Естественные и искусственные системы
Существуют естественные системы, ил природные, т.е. созданные природой, и искусственные системы – созданные человеком.
Естественные системы
1.Космические системы.
2. Системы животных и растений.
3. Молекулярные и атомные системы
Искусственные системы
1.Система образования
2.Система здравоохранения
3.Система обороны страны
4.Система городского транспорта
5.Система телефонной связи
6.Банковская система
7.Человеческое общество:
Семьи
Нации
Партии
Трудовые коллективы
Расы
Материальные связи в естественных системах
1.Физические силы
2.Энергетические процессы
3.Генетические связи
4. Климатические связи
Материальные связи в искусственных системах
1.Техника
2.Строительные сооружения
3.Энергосистемы
4.Искусственные материалы
Информационные связи в естественных системах
Кроме материальных связей в живой природе существует другой вид связи – информационная связь.
Стая журавлей, летящая клином на юг. Журавли видят вожака, ведущего стаю, и следуют за ним в определенном порядке. Кроме того, журавли подают друг другу сигналы голосом. А это и есть информационная связь.
Информационные связи в искусственных системах
Для функционирования общественных (социальных) систем информационные связи имеют важнейшее значение.
Ни один коллектив, от семьи до государства, не может существовать без информационного обмена.
Технические информационные системы
К техническим информационным системам относятся системы телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения, компьютеры и компьютерные сети, сотовые системы связи. Это искусственные системы, созданные людьми для осуществления информационных процессов:
хранения, обработки и передачи информации.
Процесс осуществления передачи и приема SMS-сообщения посредством сотовой связи
Управление – планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определенного результата.
4. Закрепление
- Какие системы называются естественными?
- Какие системы называются искусственными?
- Приведите примеры материальных связей.
- Приведите примеры информационных связей.
- Что такое общественные системы?
- Что такое система управления?
- Что такое самоуправляемая система?
5. Контрольное тестирование
Тест проверки знаний по материалу параграфа состоит из 5-ти вопросов и вариантов ответов, время на выполнение – 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Затем количество правильных ответов суммируется, полученный результат (от 0 до 5 баллов) позволяет составить представление о качестве усвоения учащимся теоретического материала.
§5. Что такое система
1. Система – это
1. Сложный объект, состоящий из множества простых элементов;
2. Сложный объект, состоящий из взаимосвязанных элементов и существующий как единое целое;
3. Сложный объект, состоящий из взаимосвязанных элементов
2. Свойства системы:
1. Однозначность и достоверность;
2. Целостность и взаимозависимость элементов;
3. Целесообразность и целостность.
3. Выберите верное утверждение:
1. Свойства системы зависят от элементного состава и структуры;
2. При одинаковом составе системы с разной структурой обладают похожими свойствами;
3. Назначение системы зависит только от элементного состава.
4 Сущность системного подхода заключается в том, что:
1. Система упорядочивает и объединяет разрозненные простые элементы;
2. Простые элементы, объединенные в систему, получают новые качества;
3. Системе свойственны новые качества, не присущие ее составным частям
5. Подсистема – это
1. Часть элементарных объектов в составе системы;
2. Система, входящая в состав другой, более крупной системы.
3. Система, входящая в состав другой такой же системы.
§6. Информационные процессы в естественных и искусственных системах
1. Солнечная система – пример
1. Искусственной системы;
2. Естественной системы;
3. Материальной системы;
4. Не может рассматриваться как система
2. Выберите правильное утверждение: «Материальные и информационные связи характерны для:
1. Систем живой и неживой природы;
2. Только для искусственных систем, созданных человеком;
3. Для систем живой природы и искусственных систем, созданных человеком;
4. Для систем неживой природы
3. Человеческое общество – пример
1. Системы живой природы;
2. Искусственной технической системы;
3. Искусственной общественной системы;
4. Системы неживой природы
4. Информационными процессами в системе являются:
1. Обработка и передача информации;
2. Хранение, обработка и передача информации;
3. Кодирование и декодирование информации;
4. Хранение и передача информации.
5. Информационная связь в процессе управления – это:
1. Взаимодействие между управляющей системой и объектом управления;
2. Процесс передачи информации от управляющей системы к объекту управления;
3. Процесс передачи информации от объекта управления к управляющей системе.
4. Обработка информации, полученной от управляющей системы, объектом управления.
Ключи к тестам
§ | Номер вопроса |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
5 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 |
6 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 |
6. Итог урока
Домашнее задание §6