СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Информационные процессы в естественных и искусственных системах "

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по информатике по теме "Информационные процессы в естественных и искусственных системах". 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Информационные процессы в естественных и искусственных системах "»

Название предмета: Информатика и ИКТ


Класс: 10


УМК (И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, 2010 г)


Тема урок: Информационные процессы в естественных и искусственных системах


Цель урока:

  • познавательные: познакомить учащихся с понятиями “естественные сичтемы”, “искусственные системы”, “управление”;

  • развивающие: способствовать формированию у школьников системного мышления для эффективной работы с информацией, определения естественных и искусственных систем;

  • воспитательные: экологическое воспитание, чувства ответственности за будущее.


Задачи урока:

Учащиеся должны знать:

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления


Техническое обеспечение урока: ПК, проектор


Содержание урока

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление

5. Контрольное тестирование

6. Итого урока

Ход урока


1. Оргмомент


2. Актуализация знаний

- Что такое система?

- Приведите примеры систем.

- Что такое структура?

- Приведите примеры структур.

- В чём суть системного эффекта?

- Что такое подсистема?

3. Объяснение нового материала

Естественные и искусственные системы

Существуют естественные системы, ил природные, т.е. созданные природой, и искусственные системы – созданные человеком.


Естественные системы

1.Космические системы.

2. Системы животных и растений.

3. Молекулярные и атомные системы


Искусственные системы

1.Система образования

2.Система здравоохранения

3.Система обороны страны

4.Система городского транспорта

5.Система телефонной связи

6.Банковская система

7.Человеческое общество:

Семьи

Нации

Партии

Трудовые коллективы

Расы

Материальные связи в естественных системах

1.Физические силы

2.Энергетические процессы

3.Генетические связи

4. Климатические связи


Материальные связи в искусственных системах

1.Техника

2.Строительные сооружения

3.Энергосистемы

4.Искусственные материалы


Информационные связи в естественных системах

Кроме материальных связей в живой природе существует другой вид связи – информационная связь.

Стая журавлей, летящая клином на юг. Журавли видят вожака, ведущего стаю, и следуют за ним в определенном порядке. Кроме того, журавли подают друг другу сигналы голосом. А это и есть информационная связь.


Информационные связи в искусственных системах

Для функционирования общественных (социальных) систем информационные связи имеют важнейшее значение.

Ни один коллектив, от семьи до государства, не может существовать без информационного обмена.


Технические информационные системы

К техническим информационным системам относятся системы телеграфной и телефонной связи, радио и телевидения, компьютеры и компьютерные сети, сотовые системы связи. Это искусственные системы, созданные людьми для осуществления информационных процессов:



хранения, обработки и передачи информации.


Процесс осуществления передачи и приема SMS-сообщения посредством сотовой связи

Управление – планомерное воздействие на некоторый объект с целью достижения определенного результата.


4. Закрепление

- Какие системы называются естественными?

- Какие системы называются искусственными?

- Приведите примеры материальных связей.

- Приведите примеры информационных связей.

- Что такое общественные системы?

- Что такое система управления?

- Что такое самоуправляемая система?


5. Контрольное тестирование

Тест проверки знаний по материалу параграфа состоит из 5-ти вопросов и вариантов ответов, время на выполнение – 5 минут. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Затем количество правильных ответов суммируется, полученный результат (от 0 до 5 баллов) позволяет составить представление о качестве усвоения учащимся теоретического материала.

§5. Что такое система


1. Система – это

1. Сложный объект, состоящий из множества простых элементов;

2. Сложный объект, состоящий из взаимосвязанных элементов и существующий как единое целое;

3. Сложный объект, состоящий из взаимосвязанных элементов


2. Свойства системы:

1. Однозначность и достоверность;

2. Целостность и взаимозависимость элементов;

3. Целесообразность и целостность.


3. Выберите верное утверждение:

1. Свойства системы зависят от элементного состава и структуры;

2. При одинаковом составе системы с разной структурой обладают похожими свойствами;

3. Назначение системы зависит только от элементного состава.


4 Сущность системного подхода заключается в том, что:

1. Система упорядочивает и объединяет разрозненные простые элементы;

2. Простые элементы, объединенные в систему, получают новые качества;

3. Системе свойственны новые качества, не присущие ее составным частям


5. Подсистема – это

1. Часть элементарных объектов в составе системы;

2. Система, входящая в состав другой, более крупной системы.

3. Система, входящая в состав другой такой же системы.


§6. Информационные процессы в естественных и искусственных системах


1. Солнечная система – пример

1. Искусственной системы;

2. Естественной системы;

3. Материальной системы;

4. Не может рассматриваться как система


2. Выберите правильное утверждение: «Материальные и информационные связи характерны для:

1. Систем живой и неживой природы;

2. Только для искусственных систем, созданных человеком;

3. Для систем живой природы и искусственных систем, созданных человеком;

4. Для систем неживой природы


3. Человеческое общество – пример

1. Системы живой природы;

2. Искусственной технической системы;

3. Искусственной общественной системы;

4. Системы неживой природы


4. Информационными процессами в системе являются:

1. Обработка и передача информации;

2. Хранение, обработка и передача информации;

3. Кодирование и декодирование информации;

4. Хранение и передача информации.


5. Информационная связь в процессе управления – это:

1. Взаимодействие между управляющей системой и объектом управления;

2. Процесс передачи информации от управляющей системы к объекту управления;

3. Процесс передачи информации от объекта управления к управляющей системе.

4. Обработка информации, полученной от управляющей системы, объектом управления.

Ключи к тестам

§

Номер вопроса

1.

2.

3.

4.

5.

5

2

3

1

3

2

6

2

3

3

2

1


6. Итог урока

Домашнее задание §6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!