СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Иррациональные уравнения"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иррациональные уравнения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Иррациональные уравнения"»

Преподаватель: Белова Н.В.

Предмет: Математика

Дата: 25.02.2025

Группа: 11

Технологическая карта урока


Тема

Иррациональные уравнения

Цель

Ввести понятие иррационального уравнения и показать способ решения через проверку корней способом подставки в исходное уравнение.

Задачи

Развивающая: Способствовать развитию навыка решения иррациональных уравнений.

Воспитательная: Воспитывать навыки аккуратности и правильности оформления уравнения в тетрадях.

Тип урока

Урок объяснения нового материала

Применяемая технология

Информационно-коммуникативные технологии

Оборудование

Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники.

Основные

понятия

Иррациональные уравнения

Формируемые универсальные учебные действия



Предметные:

знать: методы решения иррациональных уравнений; методы проверки корней уравнения.

уметь: решать иррациональные уравнения.

Метапредметные:

познавательные – уметь ставить цели и находить пути решения; уметь анализировать текст учебника;

регулятивные – осознавать качество и уровень учебного материала;

коммуникативные – уметь формулировать и аргументировать собственные суждения; работать индивидуально и в группе; уметь слушать учителя и других учащихся;

Личностные: уметь грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; формирование ответственного отношения к учению; развитие настойчивости в достижении поставленной цели; формирование позитивной самооценки.

Источники информации

1. Ш.А. Алимов Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия – учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 2023;




Структура урока


Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Инициализация

- приветствие

- постановка учебных задач урока

приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей


Актуализация опорных знаний


-сообщение о работе

-раздача заданий на слайдах в проекторе (устный опрос)

-сообщение критерии

отвечают на вопросы

Мотивация (актуализация субъектного опыта обучающихся)

учитель на слайде показывает несколько уравнений и решения этих уравнений

слушают учителя

и называют тему урока

Изучение нового материала


учитель объясняет новый материал

приложение №1.

слушают учителя, задают вопросы, решают совместно

Закрепление полученных знаний

объяснить задания, озвучить критерии оценок

Выполняют задания: приложение №2.

выполняют задания

Подведение итогов урока, рефлексия


Подведение итогов урока, проверка учебной работы на уроке.

Для рефлексии:

  1. Н а уроке было комфортно и все понятно -

  2. Н а уроке немного затруднялся, не все понятно –

  3. Н а уроке было трудно, ничего не понял -

Слушают свои оценки

Домашнее задание

дает задание на дом: выучить конспект, подготовится тестовому контролю


Записывают д/з




Приложение №1

Иррациональными уравнениями называются уравнения, в которых переменная содержится под знаком корня или знаком возведения в дробную степень.

Для того, чтобы решить иррациональное уравнение, необходимо:

  1. Уединить одно из выражений с корнем в одной части и избавиться от знака корня (возвести в соответствующую степень обе части уравнения и упростить его), повторять эту процедуру, пока все корни не уйдут или пока решение не станет очевидным;

  2. Решить получившееся рациональное уравнение;

  3. Для проверки подставить получившиеся корни уравнения в исходное уравнение.

Примеры:

Избавляемся от корней. Поскольку корень второй степени, то обе части уравнения возводим в квадрат и упрощаем:

2х+1=9

Решаем полученное уравнение

2х=9-1

2х=8

х=4

проверка: подставляя вместо х=4 получим верное равенство.

Ответ : 4


Решая иррациональное уравнение, обязательно надо проводить проверку полученных корней!


Как и раньше возводим в квадрат обе части:

2х-5=4х-7

Решаем уравнение

2х-4х=5-7

-2х=-2

х=1

Проверка, подставим 1 в исходное уравнение:

Вот это да! Ничего тебя тут не смущает?

Под квадратным корнем у нас отрицательное число!

Как же так вышло?

А это говорит о том, что это посторонний корень для исходного уравнения.

Да, это корень уравнения 2x−5=4x−7, но оно-то не исходное, его мы получили после преобразований!

В ответе пишем «нет решения».


После возведения обеих частей в квадрат имеем:

, упрощаем и решаем квадратное уравнение по теореме Виета

Х1=3

Х2=-4

У нас два корня, пробуем их подставить в исходное для проверки.

Подставляем 3, √9=3, 3=3 – подходит.

Подставим −4, получим √16=−4 не подходит

Но ведь 4≠−4! Что же получается, −4 – посторонний корень.

получается и в нашем примере с иррациональным уравнением, в результате преобразования мы можем найти все корни, но могут примешаться и посторонние.

Их надо отфильтровать проверкой, проверив, будет ли соблюдаться равенство исходного уравнения при их подстановке.

  • Если показатель степени четный, т.е. мы берем корень квадратный или корень 4 степени и т.д.;

  • Если подкоренное выражение отрицательно, то корень не имеет смысла (не существует);

  • Если подкоренное выражение равно нулю, то корень тоже равен нулю;

  • Если подкоренное выражение положительно, то значение корня существует и положительно.

Если показатель степени нечетный ( √3  √5...), то корни определены при любом значении подкоренного выражения.

При этом корень отрицателен, если подкоренное выражение отрицательно; равен нулю, если подкоренное выражение равно нулю; положителен, если покоренное выражение положительно.

Приложение №2.

Выполните упражнения

№1. Решите иррациональные уравнения:

5