| – Теперь будем искать признаки цивилизации у древних греков. 2 3 – Рассмотрите карту на с. 123. – Что можете сказать о территории, которую занимала Древняя Греция? 2 – На каком полуострове располагалась? 2 – Каковы особенности береговой линии этого полуострова? 2 – Наличие полноводных рек. – Природные условия. – Какой вывод можно сделать о хозяйственной деятельности древних греков? 3 – Итак, мы с вами нашли признаки цивилизации у древних греков в хозяйственной деятельности. – Сравните с хозяйственной деятельностью народов Древнего Востока. Что заметили? 2 3 – Какие ещё признаки цивилизации мы можем выделить у древних греков? 2 – Сравните с цивилизациями Древнего Востока. Что заметили? 2 3 – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 3 – Обратимся ещё раз к карте на с. 123. – Определите, в каких частях Греции располагались центры цивилизации во II тысячелетии до н.э.? 2 – В этот период особенно выделились два центра греческой цивилизации: город Кносс на острове Крит, где проживало догреческое коренное население, и Микены на полуострове Пелопоннес, где проживали греки-ахейцы. | Работая с картой и текстом учебника, делают вывод, 3 что Древняя Греция занимала территорию Балканского полуострова, главной особенностью которого является гористая местность. На территории Древней Греции нет полноводных рек, следовательно, нет ирригационного земледелия, однако береговая линия изрезана различными бухтами, что свидетельствует о хорошо развитой морской торговле. 2 1 – В сфере управления – царская власть, в сфере культуры – письменность иероглифами. Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. 3 – Сравнивая признаки цивилизации Древней Греции с цивилизациями Древнего Востока, мы можем выделить много общего, например, в сфере управления и культуре. Однако в хозяйственной деятельности есть различия. У древних греков больше развита была морская торговля, нежели ирригационное земледелие. 1 Индивидуально, самостоятельно работают с картой. 2 | 1. Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы. 2. Выявлять причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами. |
| – Докажите, что в обоих обществах люди взошли на ступень цивилизации. 3 – Для этого выполните задания по вариантам. – Первый вариант – задание к п. 1 (с. 124), второй вариант – задание к п. 2 (с. 127). По итогам выполнения задания применяем ТОУУ – Проверьте правильность выполнения задания. – Оцените себя, применяя алгоритм самооценки. 5 | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом учебника и приходят к выводу, что на карте и рисунках видно: в обоих обществах существуют города – центры хозяйственной деятельности и культуры. При описании и того и другого общества называются цари, воины, чиновники, налоги – это всё признаки государства. И в том и в другом обществе есть знать, которая жила во дворцах, простые земледельцы, общинники и рабы, значит, произошло расслоение общества. На с. 126 есть изображение бронзового диска с критскими письменами, а в тексте упоминается письменность Микен. Те же самые признаки цивилизации мы наблюдали и у народов Древнего Востока. Жители Микенского царства точно так же, как и египтяне, создавали гробницы и обожествляли царя. Все эти факты позволяют сделать вывод о схожести цивилизации Древней Греции с цивилизациями Древнего Востока. 3 1 | |
| Показываем слайды с изображениями памятников культуры Крита и Микен, а также памятников Древнего Египта, Междуречья, Китая, Индии парами, так, чтобы можно было заметить разницу в изображении строений. | С помощью наводящих вопросов учителя ученики делают вывод, что культура Древней Греции имела свои особенности, отличные от цивилизаций Древнего Востока. 3 1 | |
VII. Применение нового знания. | – О жизни древнейшего населения Греции мы узнаём не только по находкам археологов, но и из мифов, читая о добрых и злых великанах, чудовищах, богах, которые вмешиваются в жизнь людей. – Чем же могут помочь историку мифы? – В них идёт речь о борьбе человека с неблагоприятными для проживания условиями Греции, занятиях населения, орудиях труда, оружии и о многом другом, что происходило на самом деле. – Давайте попробуем определить, где правда, а где вымысел. 3 4 Можно предложить ученикам высказать свои предположения о том, во что верили, что любили и ненавидели, перед чем преклонялись и что осуждали древние греки. – Чем привлекают нас до сих пор греческие мифы? Может быть, потому, что находим в этих произведениях примеры высокой человеческой любви, верности, смелости и многих других прекрасных качеств? | Работают с текстом учебника на с. 126 и делают вывод, что явные выдумки в этом мифе –человекобык Минотавр и волшебный меч. Однако из этого мифа можно сделать два бесспорных вывода о жизни греков: у них было развито мореплавание и кораблестроение, Греция была подчинена царю Крита и платила ему дань. 3 4 1 | |