I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися Что такое террор? Как вы считаете, можно ли с помощью террора решить проблемы развития страны? | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. Применять полученные знания. Выражать собственное отношение к тем или иным явлениям и процессам | Фронтальная Работа Беседа. Работа с текстом | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Включение в учебный процесс Постановка учеб- ной задачи урока |
II. Актуализация знаний | 7 | 1. Беседа | Приведите из курса всеобщей истории примеры политики, основанной на терроре. Как была устроена система управления государством в странах Европы в этот период? Чем вам запомнилась деятельность Ивана IV в начале его правления? Заполните схему «Управление Русским государством в конце XVI в.» (см. дополнительный материал). Какие права и привилегии имели бояре? | Актуализировать знания из курса всеобщей истории. Сравнивать системы управления разных государств. Заполнять схему, давать описание её элементов и взаимосвязей (под руководством учителя) | Беседа. Работа с источником, картой | Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. | Устный рассказ. Беседа |
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Беседа. Работа с учебником 2. Рассматривают слайд и отвечают на вопросы 3. Работа с картой 4. Работа с учебником 5. Работа с учебником 6. Работа с учебником | Объясните термин «опричнина». Сравните с определением, данным в словаре. Какова судьба проведённых Избранной радой реформ? В чём были принципиальные разногласия участников Избранной рады и царя? Как сложились судьбы членов Избранной рады? Используя карту, покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. Сравните расположение земель опричнины и земщины. Предположите, как относились к проводимой политике разные социальные группы населения России? Прочтите п. 4 параграфа. Как «прославилось» опричное войско в походе на Новгород и Псков? Почему оно не смогло дать отпор набегу крымского хана? На основе имеющихся знаний, текста учебника (п. 5) и анализа фрагментов труда В. О. Ключевского «Курс русской истории» (см. рубрику «Изучаем документ») ответьте на вопросы: согласны ли вы с оценкой опричнины, которую даёт автор документа? Как действия опричников влияли на повседневную жизнь людей? Как В. О. Ключевский оценивает деятельность Ивана IV? Можно ли считать его позицию объективной? Объясните свои выводы | Определять происхождение термина, понятие. Определять мотивы и поступки людей, давать им оценку с гуманистических позиций. Определять по карте исторические объекты, делать обобщающие выводы. Моделировать возможное отношение различных групп к тем или иным историческим явлениям. Устанавливать причинно-следственные связи исторических явлений и процессов. Определять позицию авторов исторических источников. Подтверждать примерами значение деятельности правителя, положительные и отрицательные последствия | Беседа. Работа с учебником Работа с картой Дискуссия. Индивидуальная работа Дискуссия | Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания | 1. Устные ответы. 2. Записи в карте 3. Устные Ответы 4. Записи в рабочих тетрадях 5.Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Работа с учебником | Каковы были основные направления деятельности и итоги правления Ивана IV? Сравните их с деятельностью Ивана III. Каково значение опричнины в истории России? Раскройте на примерах противоречивость личности Ивана IV. Почему его прозвали Грозным? *Примите участие в дебатах: «Иван IV — выдающийся государственный деятель России». Приведите доводы за и против данного суждения. *Историки, публицисты высказывают разные точки зрения о причинах, характере и последствиях опричнины. Познакомьтесь с их мнениями, представленными в рубрике «Историки спорят». Определите свою позицию. Воспользуйтесь дополнительной информацией (литература, Интернет) и примите участие в дискуссии. | Определять основные направления деятельности и итоги правления. Сравнивать и оценивать итоги деятельности правителей. Выявлять мотивы поступков людей, давать им оценку в соответствии с нравственными гуманистическими ориентирами. Участвовать в дискуссии (дебатах). Аргументировать точку зрения с помощью примеров. Перечислять различные толкования, исторические версии с опорой на дополнительные сведения. Участвовать в дискуссии «Иван Грозный в оценках современников и потомков». Выявлять затруднения при выполнении заданий, оценивать результаты своей познавательной деятельности | 1.Фронтальная работа с текстом | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Устные ответы. Дискуссия 2. Работа с текстом. Записи в контурных картах |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: 1. Как отразилась на личности Ивана Грозного болезнь, обрушившаяся на него по возвращении из Казанского похода? 2. Каковы причины разрыва царя со своими сподвижниками? Согласны ли вы с утверждением самого Ивана IV о том, что его бывшие сподвижники А. Ф. Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его жены Анастасии Романовны? Почему царь легко поверил подобным слухам? 3. Как сложились судьбы членов Избранной рады? 4. Какие земли вошли в опричнину и почему? 5. Каковы основные итоги опричнины? Работаем с картой: 1. На карте покажите территории, вошедшие в состав опричнины. Назовите наиболее крупные города, которые находились на этих территориях. 2. Сравните расположение и экономический потенциал земель опричнины и земщины. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Показывают на карте территорию России в период правления Ивана Грозного | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание | 2 | § 10 учебника. | Конкретизирует домашнее задание Мини-проекты: Задание 3 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». Задание 4 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем») | Записывают домашнее задание | Индивидуальная работа | | |