СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории "Образование Древнерусского государства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование Древнерусского государства в 9–10 вв. представляло собой сложный процесс, в котором взаимодействовали как внутренние (общественная эволюция местных, прежде всего вост.-славянских племён), так и внешние факторы (активное проникновение в Восточную Европу военно-торговых дружин варягов – выходцев из Скандинавии).

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории "Образование Древнерусского государства"»


Технологическая карта урока истории в 6 классе

Тема урока

Образование Древнерусского государства

Цель урока


Сформировать у учащихся представление о процессе образования государства у восточных славян;

Раскрыть предпосылки, причины и этапы становления государства, роли участия в этом варяжских князей;

Тип урока

Комбинированный

Образовательные ресурсы

Учебник «История России» 6 класс, Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.;

Рабочая тетрадь к учебнику;

Презентация:

Мультипликационный фильм по А.С. Пушкину: «Песнь о Вещем Олеге»;

Карта: «Образование Древнерусского государства середина IX-начало X века»;

Высказывание историка Н.М. Карамзина:

«Князья варяжские не завоевали нашего отечества, но были избраны славянами, управлять государством» -оформление на доске.

Песня: «Слава богам и предкам»

«Откуда есть пошла Русская земля»-отрывок стихотворения Н.Заболоцкого

Личностно значимая проблема

Первые варяжские князья были завоевателями или создателями славянского государства?

Действительно ли Древнерусское государство возникло как результат самостоятельного развития славянского общества или как следствие влияния «норманской теории» происхождения государства у славян?

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия

Дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище;

Личности

Рюрик, Олег, Аскольд, Дир, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир;

Хронология

862-879гг- правление Рюрика;

879-912гг-правление Олега,

882 г-убийство Аскольда и Дира, перенос столицы в Киев;

907-911гг-заключение торговых договоров Руси с греками;

912-945гг-правление Игоря;

945-964гг-правление Ольги;

964-972гг-правление Святослава;

972г-убийство Святослава печенежским ханом Куря;

980-1015гг-правление Владимира Святославовича;

980г-языческая реформа в Киеве;

План урока

1.Первые князья

2.Объединение земель восточных славян

3.Первые законы Древнерусского государства

4.Укрепление международного положения Руси


Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД


Метапредметные УУД


Личностные УУД


Получат возможность добывать и критически оценивать информацию, систематизировать историческую информацию из истории Древнерусского государства;

Научатся определять термины: дань, полюдье, уроки, погосты, капище;

Получат возможность научиться: показывать на карте торговый путь «из варяг в греки», первые русские горо­да, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источ­ников;

-высказывать своё собственное мнение по данной проблеме;

-делать выводы и обобщения;

-давать характеристику историческому деятелю;


Развивать читательские компетенции, развивать умение применять модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.


Дают оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей;

Формируют основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей национальной и культурной принадлежности на основе прошлого и настоящего).


Организационная структура урока

Этапы урока


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия и контроля

1. Организационный момент


1 мин

Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на уроке. Надеюсь, что наше сегодняшнее занятие будет интересным, продуктивным и полезным.

Приветствуют учителя и настраиваются на урок;

Фронтальная работа с классом

2. Актуализация опорных знаний по изученной теме:

«Первые государства на территории Восточной Европы».


8 мин

Организация повторения пройденной темы:

− Ребята, на предыдущем занятии мы рассмотрели происхождение восточных славян на восточно-европейской равнине, их быт и взаимоотношения с соседними народами.


Работа с картой

Назовите и покажите на карте государства, которые были соседями славян?




Какие племенные союзы славян вы знаете?




Назовите занятие хазар и булгар?



Почему эти государства вступили в конфликт друг с другом?



Знакомятся с правилами работы;






Показывают и называют государства геополитически граничащие с восточными славянами в I тыс. до.н.э.-до середины VI в. нашей эры;

Показывают территории заселённые восточными славянами;

Называют племенные союзы;

Называют ремесла: кочевое скотоводство, садоводство, обработка металла;

Устанавливают причины вражды: борьба знати, захват территорий;

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

3. Сообщение новой темы урока Мотивация учебной деятельности

2 мин

Сейчас послушаем отрывок стихотворения «Откуда есть пошла Русская земля» Н. Заболоцкого:

Помним мы Отечества историю?

Почему так названа страна?

Много есть гипотез и теорий

Русь-Россия с древности она

Говорят от Рюриков, от шведов,

От сарматских Русь пошла племён,

Ну а я вот думаю, что предок

Рослым был, отважен и силен…


Вы прослушали отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке (учащиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока).

Запись в тетради:

Тема: Образование Древнерусского государства»

Опираясь на полученные знания, формулируют тему урока;






Записывают тему в тетрадь;

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно.

Коррекция постановки изучаемой темы

4. Изучение нового материала.


1. Первые князья




5 мин

Работа по вопросам:

Давайте вспомним из истории средних веков:
1. Кто такие норманны и как их называли на Руси? (варягами)

2. При каких обстоятельствах варяги оказались на территории славянских племён?

3. Покажите на карте славянские города, в которых обосновались варяги?

Работа со словарём:

Найдите и выпишите в тетрадь значение слова-«дань»?

4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей?

Далее учитель знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, читает документ и предлагает ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы;




Устанавливают причины следственной связи;



Работают по карте;


Записывают значение слова-дань;







Планирование своей деятельности.


2. Объединение земель восточных славян.

(Мозговой штурм)






















5мин

Показ сюжета мультфильма «Песнь о Вещем Олеге»

Вопросы учителя:

5. Почему в песни А.С. Пушкина Олег назван Вещим?

Работа с учебником:

Прочитайте пункт 2 стр. 42-43 учебника

6. С какой целью Олег перенёс столицу из Новгорода в Киев? Что это даёт ему?

7. Какое историческое событие описано?

(насильственный захват власти Олегом, убийство Аскольда и Дира)

Учитель характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега.

8. Найдите в учебнике, что означает путь «из варяг в греки»?

Работа с картой:

9. Покажите на карте, торговый путь «из варяг в греки»?

10.Какие страны он соединил?

(Скандинавские страны, Русь, Византию)



Физкультминутка

Изучение исторических личностей: Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князя

Отвечают на вопросы;

Устная работа с параграфом: чтение, ответы на вопросы;




Отвечают на вопросы

Записывают в тетради исторические личности: Олег, Аскольд, Дир;


Показывают по карте торговый путь «из варяг в греки»;

Называют и показывают географические названия;

Оценка учебной деятельности.






Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


3. Первые законы Древнерусского государства

8 мин

-Учитель даёт характеристику правления Игоря

Работа со словарём:

11. Найдите значение понятия «полюдье»?

Работа с документом: стр. 48 учебника.

12. За что древляне убили князя Игорь?

(жадность, корысть)

13. Чем была обусловлена жестокость Ольги по отношению к древлянам?

(потеряла мужа, отца для ребёнка, личная трагедия)

14. Как вы считаете, прав ли был Игорь в отношении древлян, взымая дань дважды?


Работа со словарём:

15. Значение понятия «уроки» и «погосты»?


Работают со словарём: понятие «полюдье»;


Анализируют документ и отвечают на вопросы;


Устанавливают причины следственной связи между произошедшими событиями;


Дают собственную оценку событиям;


Работают со словарём: понятия «уроки» и «погосты»;




Осуществляют взаимоконтроль. По мере необходимости исправляют и дополняют.


4. Укрепление международного положения Руси

4 мин

Учитель, используя карту и иллюстрации, характеризует внутреннюю и внешнюю политику Святослава. Учащиеся заполняют таблицу.

16. Почему княгиня Ольга и киевская знать укоряли Святослава за его постоянные военные походы?


Изучение исторических личностей: Святослав Игоревич. Записывают основные направления деятельности князя. Отвечают на вопросы;

Осуществляют совместные действия.



5. Закрепление изученного материала.

4 мин

Блиц –вопросы:

1. Древнерусское государство возникло как результат длительного самостоятельного развития славянского общества. Утверждается (центристской) теорией.

2. Объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани называется (полюдье).

3. Варяги образованнее и организованнее славян так признают представители более развитого мира. Утверждается (норманнской) теорией.

4. Во главе дружины стоял военачальник – (князь).

5. Отрицается варяжское происхождение первых русских князей. Утверждается (славянской) теорией.

6. Имя варяжского князя, приглашенного править на Русь? (Рюрик)

7. Назовите два крупных восточнославянских объединения, в которых правили приглашенные князья? (Север-Новгород; юг-Киев)


Ученикам задаются вопросы по изученному материал;


Ученики дают правильный ответ;

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

6. Подведение итогов урока.

1 мин

Выставление оценок. Комментирование отметок.


Самостоятельное оценивание работы на уроке. Комментирование допущенных ошибок.


7. Домашнее задание


1 мин

Конкретизирует домашнее задание: §5, вопросы и задания к теме

Записывают

домашнее

задание § 5.


8. Рефлексия

1мин

Ребята, что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?


Называют основные моменты урока




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!