Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (Фронтальная работа) | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Подводит учащихся к теме урока. Помогает сформулировать цели урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. | Слушают и обсуждают тему урока, задают вопросы к теме урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать. | Личностные: слушать собеседника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Актуализация знаний (Фронтальная работа) | Учитель обращает внимание на форму проведения урока. (фронтальная работа) 1. Что заставляло восточных славян стремиться к единству? 2. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Какое влияние хазары оказали на славян? 3. Покажите на карте и расскажите о развитии государства Волжской Булгарии. Как складывались взаимоотношения между славянами и булгарами? | Отвечают на вопросы, работают с картой учебника, высказывают собственное мнение. | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания |
Изучение нового материала. (Индивидуальная работа) (Индивидуальная работа) (Индивидуальная работа) (Поисковый метод) Первичное закрепление (Индивидуальная работа) Самостоятельное добывание знаний и их систематизация. (Поисковый метод) (Работа в парах) Осмысление и закрепление изученного. (Индивидуальная работа) Рефлексия. (Беседа) Домашнее задание. | Предлагает работу с текстом учебника с.39-40. Задаёт вопросы: 1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена? 2. Покажите на карте территорию, где появились варяги. 3. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.) 4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей? При необходимости корректирует ответы обучающихся. | Учащиеся отвечают на вопросы, работают с новыми понятиями. Работают с картой. (наглядный метод) | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое состояние. |
П.1. Первые князья. Далее организует работу с историческим источником: «Повесть временных лет». Знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ с. 48 и ответить на вопросы Задаёт вопросы: 1. Как складывались отношения между варягами и славянскими племенами вначале IX в.? 2. С какой целью славяне позвали варягов в свои земли? 3. Покажите на карте города и племена, куда пришли править варяги. 4. Как вы думаете, почему летописец называет варяг «находниками»? П.2.Объединение земель восточных славян. Учитель знакомит учащихся с сюжетом объединения Новгорода с подвластными ему землями и Киева Олегом в 882 г. Организует работу с док-м 2 с. 49, Задаёт вопрос: зачем и почему Олег убил Аскольда и Дира? Учитель характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега. П.3. Первые законы древнерусского государства. Предлагает продолжить заполнять таблицу с. 43- 44. И записать новые понятия в тетрадь: дань, полюдье, погосты, уроки. Организует работу с док-м с. 50. Рассказывает материал. Задаёт вопросы: 1. Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега? 2. Покажите на карте земли славянских союзов, которые Олег освободил от хазарской зависимости. 3. Каким образом было организовано управление в Древнерусском государстве? Какую роль в укреплении государственности у славян играло полюдье? 3. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику первых князей Олега и Игоря. Выделите общие и различные черты. П.4. Укрепление международного положения Руси. Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.44-45, ответить на вопросы, заполнить таблицу: 1.Охарактеризуйте политику Святослава. 2.Почему княгиня Ольга и киевская знать укоряли Святослава за его постоянные военные походы? 3. Как византийский император смог победить князя Святослава? П.5. Языческие боги славян и первые русские князья. Организует самостоятельную работу в парах с учебником стр.45-47 и предлагает ответить на вопрос: как отнеслись к языческой реформе Владимира славяне и соседние народы? Консультирует обучающихся. Обобщает полученные сведения. Проводит закрепление материала: 1.Какие задачи стояли перед первыми русскими князьями? 2.Каким образом их решали Олег, Игорь, Ольга и Святослав? 3.Какой из князей вам более симпатичен и почему? Задаёт вопросы: (Метод контроля) Что мы изучали сегодня на уроке? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Каким образом вы их преодолели? Что в новом материале вас заинтересовало? -КАК ВЫ оцениваете свою работу? Конкретизирует домашнее задание: выполнить контурную карту стр.2-3. Домашнее задание: § 4—5, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить сообщение о взаимоотношениях Руси и Византии в X в. | Самостоятельно работают с текстом учебника и с текстом документа. Заполняют таблицу. (Практический метод) Изучают исторических личностей: Рюрик, Трувор, Синеус, Кий, Щек, Хорив. Кратко записывают основные направления политического курса князей. Отвечают на вопросы Устно работают с историческим документом. Работают с картой. (Наглядный метод) Читают, отвечают на вопросы к документу. Изучают исторических личностей: Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князей.Дату учащиеся записывают в тетрадь. Устно работают с историческим документом: чтение. Отвечают на вопросы Составляют таблицу с. 42-43., опора на иллюстрацию с. 43 (Практический метод) Отвечают на вопросы к документу. (Индивидуальная работа) Составляют таблицу с. 43-44, опираясь на иллюстрацию с. 43 Записывают понятия в тетрадь, работают с текстом параграфа и словарём в конце учебника. (Фронтальная работа) Отвечают на вопросы, используя полученные знания. (Поиск ответов на вопросы) Самостоятельно в парах работают с текстом учебника стр.44-45. Отвечают устно на вопросы и продолжают заполнять таблицу в тетради. (Практический метод) (Поисковый метод) Самостоятельно в парах работают с текстом учебника стр.45-47. Изучают исторических личностей: Ярополк, Владимир. Отвечают устно на вопросы и продолжают заполнять таблицу в тетради. (Поисковый метод) Завершают составление таблицы. Анализируют полученную информацию. Отвечают на вопросы. Подводят итог теме. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. (Фронтальная работа) Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние. (Индивидуальная работа) Записывают домашнее задание. |