СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории: "Образование Древнерусского государства" 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме: "Образование Древнерусского государства". К учебнику истории России под редакцией Андреева И.Л., Фёдорова И.Н. 2016 г.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории: "Образование Древнерусского государства" 6 класс»

Технологическая карта урока

Учебный предмет:

история

Класс

6

Тема

Урок 40 «Образование Древнерусского государства»

Тип урока

комбинированный

Применяемые технологии

методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Цель темы

рассмотреть предпосылки складывания государства у славян; охарактеризовать степень участия варягов в создании государства и систему управления

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Научатся: называть причины появления государства у восточных славян, характеризовать теории происхождения Древнерусского государства, а также его внутреннюю организацию;

  2. Получат возможность продолжить формирование следующих умений: высказывать собственное мнение, суждения по поводу исторических событий, применяя знания истории; определять исторические понятия; устанавливать причинно-следственные связи исторических событий;

делать выводы на основе различных видов исторических источников; работать с исторической картой

познавательные: умение анализировать полученную информацию, применять ее на практике, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения. работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы;

регулятивные: умение организовать свою деятельность в течение урока и при выполнении групповой практической работы; умение принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

коммуникативные: умение взаимодействовать с людьми, работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой;

выражать положительное отношение к процессу познания;

адекватно понимать причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к истории как науки.


Основные понятия

Дань, полюдье, уроки, погосты, языческая реформа, капище. Персоналии: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир.

Ресурсы

Основные

Дополнительные

Учебник истории России (под ред. И.Л. Андреева, Н.И. Федорова)


Компьютер, проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал для фронтальной и групповой работы.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент







Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.



Приветствуют учителя.




Регулятивные: взаимодействовать с учителем во время приветствия.

Личностные:

стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


(Фронтальная работа)

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Подводит учащихся к теме урока. Помогает сформулировать цели урока.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Слушают и обсуждают тему урока, задают вопросы к теме урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Личностные: слушать собеседника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Актуализация знаний


(Фронтальная работа)

Учитель обращает внимание на форму проведения урока. (фронтальная работа)

1. Что заставляло восточных славян стремиться к единству?

2. Покажите на карте и расскажите о развитии Хазарского каганата. Какое влияние хазары оказали на славян?

3. Покажите на карте и расскажите о развитии государства Волжской Булгарии. Как складывались взаимоотношения между славянами и булгарами?


Отвечают на вопросы, работают с картой учебника, высказывают собственное мнение.


Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Изучение нового материала.

(Индивидуальная работа)



























(Индивидуальная работа)























(Индивидуальная работа)











(Поисковый метод)


Первичное закрепление

(Индивидуальная работа)



















Самостоятельное добывание знаний и их систематизация.


(Поисковый метод)










(Работа в парах)









Осмысление и закрепление изученного.

(Индивидуальная работа)








Рефлексия.


(Беседа)







Домашнее задание.

Предлагает работу с текстом учебника с.39-40.

Задаёт вопросы:

1. При каких обстоятельствах норманны (варяги) появились на территории, которую занимали славянские племена?

2. Покажите на карте территорию, где появились варяги.

3. Кого стали называть русами? Как называли варяжских вождей? (Термин «конунг» (князь) учащиеся записывают в тетрадь.)

4. С какой целью славянские племена приглашали варяжских князей?

При необходимости корректирует ответы обучающихся.


Учащиеся отвечают на вопросы, работают с новыми понятиями. Работают с картой.

(наглядный метод)













Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно

с учителем обнаруживают

и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию

из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.








Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно

с учителем обнаруживают

и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию

из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности






































Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию

из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности


Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Личностные: следуют в поведении моральным нормам. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала, оценивают свое состояние.








П.1. Первые князья.

Далее организует работу с историческим источником: «Повесть временных лет».

Знакомит учащихся с сюжетом призвания Рюрика в Новгород, предлагает прочитать документ с. 48 и ответить на вопросы

Задаёт вопросы:

1. Как складывались отношения между варягами и славянскими племенами вначале IX в.?

2. С какой целью славяне позвали варягов в свои земли?

3. Покажите на карте города и племена, куда пришли править варяги. 4. Как вы думаете, почему летописец называет варяг «находниками»?

П.2.Объединение земель восточных славян.

Учитель знакомит учащихся с сюжетом объединения Новгорода с подвластными ему землями и Киева Олегом в 882 г.

Организует работу с док-м 2 с. 49,

Задаёт вопрос: зачем и почему Олег убил Аскольда и Дира?

Учитель характеризует внутреннюю и внешнюю политику Олега.


П.3. Первые законы древнерусского государства.

Предлагает продолжить заполнять таблицу с. 43- 44. И записать новые понятия в тетрадь: дань, полюдье, погосты, уроки.

Организует работу с док-м с. 50.

Рассказывает материал.

Задаёт вопросы:

1. Каким образом произошло объединение Новгорода и Киева под властью Олега?

2. Покажите на карте земли славянских союзов, которые Олег освободил от хазарской зависимости.

3. Каким образом было организовано управление в Древнерусском государстве?

Какую роль в укреплении государственности у славян играло полюдье?

3. Охарактеризуйте внутреннюю и внеш­нюю политику первых князей Олега и Игоря. Выделите общие и различные черты.

П.4. Укрепление международного положения Руси.

Предлагает самостоятельную работу с учебником стр.44-45, ответить на вопросы, заполнить таблицу:

1.Охарактеризуйте политику Святослава.

2.Почему княгиня Ольга и киевская знать укоряли Святослава за его постоянные военные походы?

3. Как византийский император смог победить князя Святослава?


П.5. Языческие боги славян и первые русские князья.

Организует самостоятельную работу в парах с учебником стр.45-47 и предлагает ответить на вопрос:

как отнеслись к языческой реформе Владимира славяне и соседние народы?

Консультирует обучающихся.


Обобщает полученные сведения.

Проводит закрепление материала:

1.Какие задачи стояли перед первыми русскими князьями?

2.Каким образом их решали Олег, Игорь, Ольга и Святослав?

3.Какой из князей вам более симпатичен и почему?



Задаёт вопросы: (Метод контроля)

Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтересовало?

-КАК ВЫ оцениваете свою работу?


Конкретизирует домашнее задание: выполнить контурную карту стр.2-3. Домашнее задание: § 4—5, вопросы и задания. Дополнительное задание: подготовить сообщение о взаимоотношениях Руси и Византии в X в.


Самостоятельно работают с текстом учебника и с текстом документа.

Заполняют таблицу. (Практический метод)


Изучают исторических личностей: Рюрик, Трувор, Синеус, Кий, Щек, Хорив.

Кратко записывают основные направления политического курса князей.

Отвечают на вопросы

Устно работают с историческим документом.

Работают с картой. (Наглядный метод)

Читают, отвечают на вопросы к документу.








Изучают исторических личностей:

Олег, Аскольд, Дир. Кратко записывают основные направления политического курса князей.Дату учащиеся записывают в тетрадь.

Устно работают с историческим документом: чтение.

Отвечают на вопросы

Составляют таблицу с. 42-43., опора на иллюстрацию с. 43 (Практический метод)

Отвечают на вопросы к документу.


(Индивидуальная работа)

Составляют таблицу с. 43-44, опираясь на иллюстрацию с. 43

Записывают понятия в тетрадь, работают с текстом параграфа и словарём в конце учебника.



(Фронтальная работа)

Отвечают на вопросы, используя полученные знания.


















(Поиск ответов на вопросы)

Самостоятельно в парах работают с текстом учебника стр.44-45. Отвечают устно на вопросы и продолжают заполнять таблицу в тетради. (Практический метод)









(Поисковый метод)

Самостоятельно в парах работают с текстом учебника стр.45-47. Изучают исторических личностей: Ярополк, Владимир. Отвечают устно на вопросы и продолжают заполнять таблицу в тетради.



(Поисковый метод)

Завершают составление таблицы.

Анализируют полученную информацию. Отвечают на вопросы. Подводят итог теме.



Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.



(Фронтальная работа)

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке, эмоциональное состояние.







(Индивидуальная работа)

Записывают домашнее задание.





Приложение 1.

Таблица «Внутренняя и внешняя политика первых князей Древнерусского государства»


Князья и годы правления

Внешняя политика (оборона, походы, договоры)

Внутренняя политика (реформы и преобразования)

Олег

(879—912)

Походы на Византию: 907 г. — получили бога­тую дань с византийцев; 911г. — подписали с Византией первый мирный договор. Походы на хазар

Усилил обороноспо­собность (построены новые укрепления); установил общие для всех территорий налоги;

укреплял города; присоединил новые земли: древлян (883), днепровских северян(884) и радимичей (885), освободив их от дани хазарам

Игорь

(912—945)

Совершил военный поход на хазар в 91 3 г. (неудачно — почти вся дружина князя была уничтожена).

Впервые возникла угро­за со стороны печене­гов. В 915 г. удалось заключить союз с печенегами, которые в последующие пять лет не совершали набегов на русские земли.

941 г. — совершил не­удачный поход на Царь-

Подавил сопротив­ление древлян, отка­завшихся платить дань после смерти Олега.

В ходе полюдья 945 г. был убит древ­лянами за попытку собрать больший размер дани

Ольга

(945—957)

Укрепляла междуна­родное положение Киевской Руси: установлены мирные отношения с Византией (приняла христианство); произведен обмен посольствами с герман­ским императором Оттоном 1

Жестоко подавила восстание древлян, продемонстрировав власть.

Провела первую налоговую рефор­му: ввела фиксиро­ванный размер дани (уроки) и определи­ла места сбора дани (погосты). Создавала станови­ща в Древлянской земле, обеспечива­ющие безопасность

Святослав

(957—972)


















Расширял границы государства:

с 964 г. — совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Север­ный Кавказ и Балканы, освободил славянские племена от дани хазарам.

965 г. — разгромил Хазарский каганат.

968 г. — по просьбе византийского импера­тора воевал с Дунай­ской Болгарией и захва­тил ряд городов.

970—971 гг. — война с Болгарией и Визан­тией. Возвращаясь из похода в Киев в 972 г., был встречен печенега­ми и убит в неравном бою

Пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управля­ющих своими сыновьями
































10