Учебник (УМК): Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2012. – 288 с.; Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.; История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.; Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Воспитательная: воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому народов других государств.
Образовательная: выяснить каковы были последствия нормандского завоевания для дальнейшего развития Англии, определить значение в становлении английской демократии важнейших событий принятия «Великой хартии вольностей» и создании английского парламента.
Развивающая: развитие умений находить, усваивать и применять исторический материал, способствовать совершенствованию навыков и умений путем мышления, памяти, восприятия и речи.
Приемы: беседа, рассказ, объяснение, показ иллюстративных пособий, практическая работа
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия |
Предметные | Научатся овладевать целостными представлениями о централизации государств Европы; применять понятийный аппарат (суд присяжных, хартия, книга страшного суда, реформы, верхняя и нижняя палата парламента) исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений, извлекая полезную информацию и фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считали Великую хартию вольностей началом своих свобод. Разобраться с такими персоналиями как, Вильгельм Завоеватель, Генрих I и Генрих II, сравнивая и анализируя их политику. |
Метапредметные | Личностные | Жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; нравственно-этическое оценивание; ориентация в социальных ролях и межличностных отношений; формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. |
Регулятивные | - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; - прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; - оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Познавательные | Общеучебные действия: - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - построение логической цепи рассуждений. |
Коммуникативные | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1.Оргмомент. | Создать у школьников направленность на учебную работу, психологически настроить на урок, создав доброжелательную обстановку. | Словесный метод. | Фронтальная работа. | Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И скорей урок начнем. | Слушают внимательно учителя, подготавливают рабочее место. | |
2.Проверка д/з. | Определить границы знания и незнания. | Словесный метод (объяснение). Практический метод (практическая работа). Наглядный метод. | Фронтальная работа, индивидуальная. | Учитель организует работу по карточкам (Вручает карточки двум учащимся, дает 2 мин на подготовку. После с учащимися проверяют задание. Просит остальных ребят оценить на сколько ясно и точно даны ответы). Приложение №1. Пока два учащихся работают с карточками, учитель предлагает остальным сыграть в игру «Путаница» (расставить буквы в нужном порядке и объяснить значение понятий: рообк, етикре, рашату, едершв, авслса). | Два учащихся выполняют задание по карточкам. Остальные играют в игру, предложенную учителем. Дают ответы: 1.Оброк – это одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами; 2.Еретик – это противник господствующего вероучения; 3.Ратуша – это здание городского самоуправления; 4.Шедевр – это образцовое произведение – высшее достижение искусства, мастерства; 5.Вассал – это феодал, получивший землю у другого феодала. После оценивают ответы учащихся по карточкам. | Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: умение структурировать знания; умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи. |
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний. | Актуализировать опорные знания и изученные способы действий, подготовить учащихся к изучению нового материала. | Словесный метод (объяснение). Наглядный метод. | Фронтальная работа. | Учитель дает задание, используя прием «Крепкий орешек». -Ребята, дело в том, что один английский средневековый горожанин оставил нам загадку. Мы должны разобраться и отгадать ее. Предлагает задание (Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его). Приложение №2. Задает вопрос: Что такое свобода? -Скажите, когда нам непонятно какое-либо слово, куда мы обращаемся? (словарь). Обращает внимание детей на экран, говорит о том, что определение понятия СВОБОДА взято из Толкового русского словаря В.И. Даля. (Кто такой В.И. Даль? На каких уроках вам удалось узнать о нем?). Задает вопрос: А лично для вас, что значит свобода? -Горожанин, который нам оставил загадку, хотел донести до нас то, как важна была ему свобода (Как вы думаете, была ли ему предоставлена свобода?). Ответ на этот вопрос мы получим, когда изучим новый материал. Просит назвать, затем записать в тетради тему урока («Что англичане считают началом своих свобод»). -Сегодня мы с вами отправимся по следам завоеваний Англии, выясним к каким мерам приходили короли для утверждения своей полноты власти, познакомимся с первой конституцией Европы, по которой была дарована свобода определенным слоям населения, а также узнаем, как влиял английский парламент на дела в государстве. -Перед вами на партах лежат рабочие листы. В течение урока вы будите фиксировать новый материал в них для представления целостной картины. Приложение №3. | Прослушав инструктаж по выполнению задания, выполняют его. Дают ответ: свобода. Отвечают на вопрос, что такое свобода. Свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Слушают учителя, отвечают на его вопросы (Лично для меня свобода – это когда я распоряжаюсь сам своим временем, ни от кого не завишу). Размышляют над вопросом. Называют, а затем записывают тему урока «Что англичане считают началом своих свобод». Слушают речь учителя, о том, чему будет посвящен урок. Знакомятся с рабочими листами. | Личностные: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи. |
4.Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. | Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, к побуждению к самостоятельной исследовательской деятельности (новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования), организовать ситуацию решения учебной задачи, систематизировать полученную информацию. | Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение). Наглядный метод (карта). Практический метод (практические работы). | Фронтальная работа, индивидуальная. | -В середине XI века Англия осталась без короля: Эдуард Исповедник не оставил наследника, но обещал трон Англии своему кузену из Франции – Герцогу Нормандскому Вильгельму. Однако такое положение дел не устраивало английское дворянство, и Граф Вессекский Гарольд был коронован в Йорке. Вильгельм, чувствуя себя обманутым, собрал армию, чтобы завоевать Англию. Обращает внимание учащихся на слайд (портрет Вильгельма). -Он был полным, крупным человеком с суровым лицом – был молчалив, рассудителен и упрям. Он мог долго тайно вынашивать свои планы и выжидать подходящий случай, чтобы осуществить задуманное. - Вильгельм собрал армию из своих вассалов и французских рыцарей, чтобы завоевать Англию. (Учитель обращается к карте). Войско герцога переправилось через Ла-Манш и высадилось на южном берегу Англии. Здесь произошла битва при Гастингсе, решившая судьбу страны. Предлагает ребятам прочесть п1.Нормандское завоевание, начавшийся со слов «У большинства крупных…». Перед этим дает вопросы, на которые учащимся необходимо ответить после прочтения. Вопросы: 1.Назовите главные последствия нормандского завоевания Англии (укрепление королевской власти и начало формирования централизованного государства). 2.Для чего была написана и какое значение для Вильгельма Завоевателя имела «Книга страшного суда»? (цель – взять на учет всех жителей и все земельные владения Англии; значение ее составления в том, что усиливается контроль и власть нового короля). Просит учащихся в своих рабочих листах зафиксировать последствия нормандского завоевания Англии: 1.Усиление королевской власти. 2.Начало образования централизованного государства. 3.Усиление феодального гнета (была проведена перепись земель и населения, стали полнее учитываться доходы населения). - Англия после нормандского завоевания первой стала являть собой образ централизованной монархии в правление таких королей как Генрих I и Генрих II Плантагенет. Во времена правления Генрих II были проведены важные реформы. Предлагает прочесть самостоятельно п2.Борьба короля с крупными феодалами. Генрих II и его реформы. Проговаривает с учащимися основные реформы Генриха II. Просит зафиксировать их в рабочий лист. -Генрих II много сил отдал на то, чтобы подчинить государство своей власти. -В начале XIII века разразился продолжавшийся несколько десятилетий тяжелый кризис. Сын Генриха II Иоанн достаточно жестко обходился с баронами: отбирал у них земли, изгонял из страны и даже казнил. Все это вызывало у них сильное недовольство. Кроме того, Иоанн, потерпел ряд неудач войне с французским королем Филиппом II и в результате потерял большую часть владений во Франции. Естественно, что бароны подняли мятеж. В 1215 году Иоанн вынужден был подписать грамоту с требованиями восставших, которая получила название «Великая хартия вольностей». Организует работу с документом. После задает вопросы по документу: 1.Чьи интересы защищает этот документ? (Интересы крупных феодалов и духовенства) 2.В чём феодалы пытаются ограничить короля? (В сборе щитовых денег и других налогов). Что такое щитовые деньги? Зачем они были нужны? 3.Кто имеет право быть в совете королевства? (Архиепископы, аббаты, графы, и старшие бароны). Дайте определения понятиям. 4.Какое значение имеет ст.39? (Защищает от произвола личные и имущественные права свободных людей, гарантирует разбирательство по законам страны) 5.Кто будет следить за соблюдением хартии вольностей? (Совет из 25 баронов). -С подписанием Хартии беспорядки в стране не прекратились. Король решил расправиться с непокорными противниками, но умер, не завершив борьбу. Бароны не остановились на достигнутом, а власть не стала крепче при сыне Иоанна — Генрихе III. Заручившись поддержкой рыцарства и горожан, бароны подняли мятеж, в результате которого король Генрих III и принц Эдуард попали в плен. Судьбу страны должен был решить представительный орган, созванный противником короля графом Монфором в 1265 г. Этот орган назывался парламент. После того, как погиб Монфор, противостояние закончилось, и власть короля восстановилась. Королем стал Эдуард I, сохранивший и использовавший завоевание гражданского противостояния — парламент. Предлагает прочесть п.5.Английский парламент влияет на дела в государстве. В рабочих листах составить схему парламента. Предлагает для обобщения изученного составить ленту времени. На ней обозначить самые важные события и правление королей по порядку. | Слушают рассказ учителя о Вильгельме Завоевателе. Обращают внимание на слайд. Слушают о том, какой был Вильгельм. Следят за рассказом учителя, рассматривают карту (битва при Гастингсе). Читают п1., после отвечают на вопросы. Вносят записи в рабочий лист. Слушают учителя. Читают п.2, записывают реформы в рабочий лист. Работают с историческим источником. Отвечают на вопросы к нему. Читают п.5., изображают схему парламента в рабочих листах. | Личностные: жизненное, профессиональное самоопределение; нравственно-этическое оценивание; ориентация в социальных ролях и межличностных отношений. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи. |
5.Первичное закрепление. | Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий, установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать, организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону. | Словесный метод (объяснение, беседа). Практический метод (практическая работа). Наглядный метод. | Фронтальная работа. | -Ребята, теперь нам предстоит выяснить насколько хорошо вы усвоили новый материал. Предлагаю вашему вниманию викторину. В конце, наши эксперты (Дмитрий и Ксения) дадут оценку вашим ответам и определят «знатока Англии», вручив заслуженный значок. Вопросы викторины: 1.В каком сражении XI века англосаксы оказались побеждены нормандцами? 1) при Азенкуре,2) при Гастингсе,3) при Креси,4) при Орлеане. 2.Что называли в Англии в XI веке «Книгой Страшного суда»? 1) сборник законов о налогах,3) Библию, 2) книгу записи долгов, 4) результаты переписи населения и его имущества. 3.Как называют до сих пор английского королевского чиновника, управляющего округом, графством? 1) шерифом,2) бароном,3) лордом,4) графом 4.Что такое «Великая хартия вольностей»? 1) призывы Робин Гуда к крестьянам, 2) список требований восставших баронов королю, 3) список требований восставших крестьян (йоменов), 4) указ короля об освобождении крестьян от зависимости. 5.Установите соответствие: понятие - определение а/ «щитовые деньги», 1/ место принятия законов, б/ суд присяжных, 2/ плата вместо военной службы рыцаря, в/ парламент, 3/ «участие в разборе дела. | Слушают учителя, затем играют в викторину. Учащиеся в роли экспертов, оценивают работу, определяют знатока-историка Англии. Ключ к викторине: 1.-2; 2.-4; 3.-1; 4.-2; 5-(а-2; б-3; в-1). | Личностные: личностное самоопределение. Регулятивные: оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи. |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Повторить и закрепить ранее изученное на уроке. | Словесный метод (беседа). | Фронтальная работа. | -Молодые исследователи, с какими новыми понятиями вам удалось столкнуться на уроке? О каких важных событиях вы узнали? - Вам необходимо по очереди называть термины, персоналии, встретившиеся на уроке. Например, первый говорит: я сегодня узнал понятие … , который означает... Второй должен повторить кратко то, что сказал первый, и назвать свое слово или имя исторического деятеля. Третий - повторить два предыдущих ответа и свое добавить. | Слушают учителя. Проводят контроль усвоения знаний с помощью приема «снежный ком». | Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формой речи. |
8.Информация о д/з, инструктаж по его выполнению. | Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике; проверить понимание выполнения домашнего задания. | Словесный метод (объяснение). | Фронтальная работа. | Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Просит записать его в дневники. Параграф 19 (вопросы); Сравнить Генеральные штаты во Франции и английский парламент. Задание со * - доклад об одном из исторических деятелей Англии XI-XIIIвв. | Записывают домашнее задание в дневники. Задают вопросы по поводу домашнего задания. | |
9.Рефлексия (подведение итогов занятия). | Организовать рефлексию и самооценку учащихся. | Словесный, наглядный метод. | Фронтальная работа. | Учитель предлагает дать оценку своей деятельности. Для этого предлагает выбрать фразу, представленную на экране, а затем закончить ее, аргументировав свой ответ. "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…". Выставляет оценки за урок. | Определяют на сколько хорошо работали на протяжении урока, дав самооценку своей деятельности, используя прием неоконченных фраз. Получают оценки от учителя. | Личностные: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание. Регулятивные: оценка. Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |