СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории в 10 классе "Начальный период Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 10 классе "Начальный период Великой Отечественной войны"»


Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)


Тема урока

Начальный период Великой Отечественной войны

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ комбинированный

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные: формировать историко-географический образ, включая представление о ходе сражений; - проявлять уважение к истории Отечества; - формировать устойчивый познавательный интерес к изучаемой теме.

Метапредметные

Регулятивные: -вырабатывать способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность; -вырабатывать умения работать с учебной информацией; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; -осуществлять самоконтроль и самооценку;

- делать выводы из сформулированных знаний.

Коммуникативные: проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками; -формировать умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;

Предметные знать основные события, даты, периодизацию: 1941, 22 июня – нападение гитлеровской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 г.- 18 ноября 1942 г.; 19 ноября 1942 г. – декабрь 1943 г.;январь 1944 г. – 9 мая 1945 г.развивать умения изучать и систематизировать информацию из различных источников; - осваивать общие принципы постановки и решения познавательных задач, выявлять причины исторических событий, объяснять факты; - вырабатывать умения давать оценку историческим событиям и процессам.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): план «Барборосса», блицкриг, ГКО, ставка Верховного главнокомандования, блокада

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) учебник, карта, интернет – ресурсы https://hist.reshuege.ru/test?filter=all&extra_id=235&sort=hard

https://learningapps.org/view1440940


3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Фронтальная работа.

Показ видео сообщения о начале ВОВ (Речь Молотова о начале ВОВ).

Учитель задаёт вопросы:

-Ребята, как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить на уроке?

-Какие вопросы мы должны рассмотреть?

Учащиеся смотрят видео, формулируют тему, задачу и основные вопросы урока.

Ребята записывают тему урока в тетрадь.


Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Индивидуальная работа

https://learningapps.org/view1440940


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Фронтальная работа.

Учитель:

- Изучив, тему «Начальный период ВОВ» какие цели мы достигнем?

- Как ответим на проблемный вопрос: «Почему начало войны стало катастрофическим для СССР?»

Учащиеся формулируют цель урока, дают предположительный ответ на ключевой вопрос урока.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Групповая работа. (Аквриум)

Для того, чтобы изучить эти вопросы мы будем работать с учебником и с документами, которые лежат у вас на партах, а также с видеоматериалами и по ходу работы вы должны записать себе основные понятия и заполнить событийную таблицу. Для этого на одной странице тетради записываем основные понятия на другой оформляем таблицу.

Задание 1. Изучить документы из воспоминаний Жукова К.Г. «Надеясь на свою «мудрость» он перемудрил себя» и ответить на вопросы: 1.Был ли уверен Сталин, что начнется война СССР с фашистской Германией?

2. Был ли готов СССР к войне?

Изучить документ «Маршал Жуков Г.К о подготовке войск и штабов накануне войны» и ответить на вопросы:

1.Какую тактику ведения войны выбрал СССР в своих планах?


Задание 2. Изучите документ «Выступление И. В. Сталина по радио 3 июля 1941 года», «Выступление Гитлера», ответьте на вопросы, запишите выводы в тетрадь:

1.Кого обвиняют Гитлер и Сталин в развязывании войны?

2. Как они поясняют данный факт?

3.Каковы реальные причины войны?

Задание 3. Изучите документы «План Барбаросса», «План «Ост», ответьте на вопросы, выводы запишите в тетрадь:

1.Какую тактику ведения войны выбрала Германия в своих планах?

2.Какие три направления обозначил для себя Гитлер в соответствии с планом «Барбаросса»? 3.Каковы его цели?

Задание 4. Проследить по карте основные направления ведения войны в соответствии с «Планом Барбаросса». Документ «План Ост» .

Вопросы:

1.О чем говорилось в плане «Ост»?

2.Определите отношение фашистов по отношению к славянским народа и их дальнейшей судьбе?

Задание 5. Изучите по учебнику раздел «Смоленская битва» и ответьте на вопросы:

1.Когда началась Смоленская битва и кто из советских офицеров руководил битвой?

2.Какое новое вооружение использовал СССР в битве за Смоленск?

3.Каково стратегическое значение битвы за Смоленск?

Предлагает проанализировать документ «Приказ 270» и ответить на вопросы:

1. Как вы считаете каковы причины неудач советской армии в начале войны?

2. Кого следовало считать изменниками и каковы были последствия для них и их семей?

Задание 6. Изучите по учебнику раздел «Битва за Москву» и ответить на вопросы:

1. Когда началась битва за Москву, какое кодовое название носила битва и кто из советских офицеров руководил фронтами?

2.Когда наступил перелом в Московской битве?

3. Какая из противоборствующих сторон одержала победу в этой битве и почему?

4.Каково стратегическое значение битвы за Москву?

Задание 7. Посмотрите видеофрагмент о блокаде Ленинграда, и ответьте на вопросы:

1.Когда началась и закончилась блокада Ленинграда?

2.Какие планы были у Гитлера по поводу завоевания города?

3.Каково значение прорыва блокады Ленинграда?


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Индивидуальная работа

https://learningapps.org/view21379455





БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Групповая работа.

По историческим вопросам в обществе высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

«Неудачное для СССР начало Великой Отечественной войны было связано с неправильными (а в чем-то и преступными) действиями советского политического и военного руководства».

  Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1)  …

2)  …

Аргументы в опровержение:

1)  …

2)  …

Пояснение.

1)  В подтверждение, например:

— поражения были вызваны ослаблением командного состава армии в результате сталинских репрессий (были казнены три из пяти маршалов);

— неудачи были вызваны устаревшей и не соответствующей требованиям момента тактикой советских войск (неоправданное стремление к проведению контратак в неподходящих условиях), которая утвердилась при наркоме обороны Ворошилове;

— советское руководство перед войной недооценило значение производства ряда вооружений, которые сыграли важную роль в войне (автоматы, миномёты);

— внешняя политика советского руководства перед войной (деятельность Коминтерна, война с Финляндией, ультиматум Румынии о Бессарабии, действия в Прибалтике) провоцировала в Европе антисоветские настроения, что способствовало привлечению Германией в поход против СССР союзников –

Финляндии, Румынии и др.;

— игнорирование И. В. Сталиным данных разведки перед началом войны обеспечило немцам фактор внезапности при нападении на СССР и сковывало инициативу советских командиров, имевших приказ "не поддаваться на провокации";

— в начале войны непрофессиональное вмешательство Сталина в планирование военных операций вело к росту неоправданных жертв (например, по мнению некоторых специалистов, отказ Сталина одобрить вывод советских войск с правого берега Днепра привёл к Киевской катастрофе).

2)  в опровержение, например:

— неудачи в начале войны связаны с фактом вероломного (без объявления войны и с нарушением имевшегося с СССР пакта о ненападении) нападения нацистской Германии;

— на момент нападения войска нацистской Германии имели более богатый военный опыт, чем советские войска (масштабные военные компании 1939-1941 гг. в Польше, Франции и др. европейских странах);

— к июню 1941 г. Германии оказалась подчинена практически вся Европа, промышленный и иной потенциал которой работал на нацистов (например чешские заводы «Шкода»), что и обеспечило первоначальный успех нападения;

— на стороне нацистской Германии выступил ряд европейских государств, что было связано с давно царившей в Европе русофобией, не связанной с деятельностью именно советского руководства (проявившейся в Крымской войне, в Первой мировой войне).


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Групповая работа.

Укажите месяц, в который началось контрнаступление Красной армии от линии фронта, обозначенной в легенде схемы цифрой «2».

Рассмотрите схему и выполните задания 8−11.

Пояснение.

В легенде схемы цифрой «2» обозначена линия, с которой началось контрнаступление РККА в Московской битве 5 декабря 1941 года.

 Ответ: декабрь.


Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

https://learningapps.org/view1440940


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Групповая работа. https://hist.reshuege.ru/test?filter=all&extra_id=235&sort=hard

Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из воспоминаний историка Е. В. Гутновой.

  «Из шипящего репродуктора раздался зычный голос Левитана и шумно разнёсся над притихшей площадью... Впервые за прошедшие полгода перечислял города, которые мы не оставили, а взяли обратно... Левитан называл цифры захваченных пленных, военных трофеев, сообщал число километров, на которое немцев отогнали от [столицы]. Я слушала и не верила ушам. Счастье, невыразимая радость заливала меня... слёзы радости текли из глаз...

Счастье было не просто в успехах нашей армии, а главным образом в том, что... выжила, не истощилась в страшной многомесячной битве с врагом, нашла силы при тридцатиградусном морозе в открытых полях... разгромить... В этом была первая близкая, робкая надежда на возможность победы... бесконечная гордость за наших солдат, молодых офицеров и генералов... В этот момент счастья странным образом забылись поражения первых месяцев... Так целый месяц мы жили в атмосфере великого праздника».

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  война  — Великая Отечественная война;

2)  битва  — Московская;

3)  воспоминания относятся к декабрю 1941 г.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Индивидуальная работа.

https://edu.skysmart.ru/homework/new/604


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

– Оценить ответы и работу активных обучающихся на уроке.


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Фронтальная работа. Анализ и оценка проведенного урока

Учитель

- Ребята, перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос «Почему Красная Армия терпела поражения в начале Великой Отечественной войны?»

Учитель помогает ученикам с использованием заранее сделанных записей в тетрадях

- Просчеты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

- Переоценка значения советско-германского договора о ненападении.

- Войска не были приведены в боевую готовность.

- Отсутствие укрепленной линии обороны в связи с переносом границы в 1940 году.

- Физическое уничтожение высшего и среднего командного состава Красной армии в конце 30х годов.

- Отсутствие стратегии ведения отступления.

- Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях. (Слайд 12)

Каково значение первого этапа Великой Отечественной войны?


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Запись домашнего задания в дневник

– Освоение цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (дифференцированный характер, вариативность)



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!