Ответить на вопросы блиц-опроса, анализ иллюстративного материала, постановка задач урока. Анализ проблемного вопроса урока. Формулирование примерных задач урока. | Блиц опрос Слово учителя Анализ графической информации Проблемный вопрос Подводящий диалог | Вопросы блиц-опроса: -
Основатель Монгольской империи? (Чингисхан / Темучин) -
Кому помогали русские князья в битве на р. Калке? (половцам) -
5 апреля 1242 г. состоялось...? (Ледовое побоище/ битва на Чудском озере) -
Итогом Раковорской битвы в 1268 г. стало ? (заключение договора между Новгородом и Ливонией, положившего конец крестовым походам против Северо-Западной Руси) -
Какой город монголы прозвали «злым городом»? (Козельск) -
Монгольские чиновники? (баскаки) -
От кого 1255 г. Даниил Галицкий принял императорскую корону? (от папы Римского) -
Дань, собираемая монголами с покорённых народов, называлась...? (ордынский выход) -
Что писали многие русские князья перед поездкой в Орду? (завещание) -
Специальная грамота, выдававшаяся ханом Золотой Орды русским князьям. Давала право править в русских землях? (Ярлык на великое княжение) В результате монгольского нашествия три из четырёх сильнейших княжеств первой трети XIII в. (Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское) в последующее столетие попадают под власть Польши и Великого княжества Литовского. Четвёртое — Владимиро-Суздальское — распалось, но именно здесь, в Северо-Восточной Руси, с конца XIII в. начинается процесс собирания русских земель. Задание: Посмотрите на изображения, представленные на слайде презентации (слайд 1). Сделайте вывод, какой ещё процесс протекал в Северо-Восточной Руси в конце XIII – нач. XIV вв. (Борьба за лидерство между Москвой и Тверью). Итак, тема урока «Москва и Тверь: борьба за лидерство (слайд 2). Как протекала борьба за лидерство? Откройте учебник на С. 152 и прочитайте главный вопрос урока вслух (Считаете ли вы неизбежным противостояние между Москвой и Тверью или был возможен их союз против Орды?) (слайд 3).Что необходимо выяснить, для того чтобы ответить на вопрос урока? Ответить на вопрос урока нам поможет таблица (Приложение 1). | Личностные: формирование у учащихся познавательного интереса к теме урока. Регулятивные: концентрация внимания учащихся; формулирование учащимися примерных задач урока: определить кто и каким образом влиял на взаимоотношения Москвы и Твери; выяснить неизбежно ли было противостояние Москвы и Твери; сравнить силы/ потенциал Москвы и Твери. Предметные: актуализация ранее полученных знаний о татаро-монгольском нашествии; |
На основе анализа текста учебника и предлагаемых фрагментов историографических текстов ответить на вопросы на каждой станции и заполнить таблицу (см. Приложение 2); | Групповая работа с элементами метода «мировое кафе»: -
Инструктаж команд Дополнение шапки таблицы -
Работа с таблицей Подведение промежуточных итогов Слово учителя | Инструкция: В процессе работы заполняется таблица (Приложение 1, Приложение 2). Каждому критерию сопоставления соответствует своя станция. По завершению заполнения таблицы (прохождения станций) учащиеся возвращаются на свои места. Время работы на одной станции — 5 минут. На основе § 22 , 1-3 абзацы пункта 1 определите примерные даты появления Московского и Тверского княжеств. Тверское княжество (_______________) | Московское княжество (___________) | I. Местоположение. Природные ресурсы | II. Отношения с церковью | III. Отношения с другими княжествами | IV. Отношения с Ордой | Вывод: | Заполняя таблицу, мы рассмотрели факторы, влиявшие на положение Москвы и Твери среди других княжеств. Вопрос: Как вы считаете, какой из этих факторов является наиболее значимым? Рассказ: В 1325 г. московский и тверской князья вновь встретились в Орде. Юрий был убит. Александр Тверской получил ярлык на великое княжение. Однако в 1327 г. в Твери вспыхивает восстание против Чолхана / Шелкана. Московский князь Иван Данилович Калита участвует в подавлении. Тверь практически полностью разрушена. Иван Данилович получает от хана ярлык на великое княжение. В истории России наступает «тишина великая». (слайд 4). Запишите в таблицу дату и место восстания, и его итоги (подавление при участии Ивана Калиты) Какой фактор оказывал главное влияние на взаимоотношения Москвы и Твери? Изменилось ли ваше отношение? Вернёмся к вопросу урока. | Познавательные: формулирование характеристик природно-климатических условий, отношения с церковью, отношения с другими княжествами, отношений к Ордой Москвы и Твери (заполнение таблицы); Коммуникативные: учитывать мнения членов команды и стремиться координировать различные позиции; Регулятивные: рациональное планирование рабочего времени и грамотное распределение обязанностей внутри группы; |
Формулирование учащимися ответов на проблемный вопрос урока; осуществление учащимися рефлексии по решению задач урока. | Подведение итогов Домашнее задание Критериальное оценивание Устная рефлексия: | Ответ на проблемный вопрос урока (§ 22 С. 152): Считаете ли вы неизбежным противостояние между Москвой и Тверью или был возможен их союз против Орды? Формулирование устного вывода по таблице. § 22, устно ответить на вопросы 1-4, написать вывод по таблице. Используя листы самооценки, оцените свою работу на уроке. Самооценка (от 0 до 2 баллов) | Бонус от учителя ____ баллов | Прочитал все предлагаемые материалы | Участвовал в групповом обсуждении | Баллы за блиц-опрос ___ | Правильно распределил время — успел всё заполнить | Отвечал на вопросы учителя | | Сформулируйте Ваше отношение к проблеме борьбы за лидерство Москвы и Твери. Одним словом или предложением определите значимость урока для вас. Для этого закончите предложения. Закончите предложения: Я узнал... Я понял... Мне понравилось... Меня удивило... Я считаю, что... Я осознал... Я научился... (слайд 5). | Личностные: высказывание учащимися собственного отношения к борьбе Москвы и Твери в XIV в. Познавательные: построение учащимися умозаключений о факторах, влиявших на положение Москвы и Твери среди других княжеств Руси в и XIV в.их взаимоотношениях; формулирование учащимися выводов о противостоянии Москвы и Твери и вероятности их союза против Орды; |