СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме «Москва и Тверь: борьба за лидерство».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме «Москва и Тверь: борьба за лидерство».»

Технологическая карта урока. «Москва и Тверь: борьба за лидерство».

Тип урока: открытие нового знания

Цель: организовать деятельность в ходе, которой учащиеся раскроют факторы, способствовавшие возвышению Москвы.


Формируемые УУД

Личностные

Предметные

Метапредметные

осмысление социально-нравственного опыта взаимоотношений Московского и Тверского княжеств в перв. чет. XIV в. (период феодальной раздробленности) ; способность к определению своей позиции о влиянии Орды политическую обстановку на Руси в перв. чет. XIV в. ;

формирование представлений о деятельности московских князей (Даниила Александровича, Ивана Калиты) и тверских князей (Михаила Ярославича, Юрия Даниловича, Дмитрия Грозные Очи);

умение использовать анализ различных групп факторов для раскрытия сущности и значения событий перв. чет. XIV в. в истории России;

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

формулирование задач урока;

осуществление рефлексии действий по решению учебных и познавательных задач;

организация работы внутри группы;

осуществление критериального оценивания;



умение работать с письменными, изобразительными историческими источниками, понимать и  интерпретировать содержащуюся в них информацию;

готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия; умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами.










Основные этапы урока

Учебная задача

Приемы

Средства

Результат

Организационно-мотивационный этап

Ответить на вопросы блиц-опроса, анализ иллюстративного материала, постановка задач урока.

Анализ проблемного вопроса урока. Формулирование примерных задач урока.

Блиц опрос




















Слово учителя






Анализ графической информации




Проблемный вопрос

Подводящий

диалог


Вопросы блиц-опроса:

    1. Основатель Монгольской империи? (Чингисхан / Темучин)

    2. Кому помогали русские князья в битве на р. Калке? (половцам)

    3. 5 апреля 1242 г. состоялось...? (Ледовое побоище/ битва на Чудском озере)

    4. Итогом Раковорской битвы в 1268 г. стало ? (заключение договора между Новгородом и Ливонией, положившего конец крестовым походам против Северо-Западной Руси)

    5. Какой город монголы прозвали «злым городом»? (Козельск)

    6. Монгольские чиновники? (баскаки)

    7. От кого 1255 г. Даниил Галицкий принял императорскую корону? (от папы Римского)

    8. Дань, собираемая монголами с покорённых народов, называлась...? (ордынский выход)

    9. Что писали многие русские князья перед поездкой в Орду? (завещание)

    10. Специальная грамота, выдававшаяся ханом Золотой Орды русским князьям. Давала право править в русских землях? (Ярлык на великое княжение)


В результате монгольского нашествия три из четырёх сильнейших княжеств первой трети XIII в. (Черниговское, Галицко-Волынское, Смоленское) в последующее столетие попадают под власть Польши и Великого княжества Литовского. Четвёртое — Владимиро-Суздальское — распалось, но именно здесь, в Северо-Восточной Руси, с конца XIII в. начинается процесс собирания русских земель.


Задание: Посмотрите на изображения, представленные на слайде презентации (слайд 1). Сделайте вывод, какой ещё процесс протекал в Северо-Восточной Руси в конце XIII – нач. XIV вв. (Борьба за лидерство между Москвой и Тверью). Итак, тема урока «Москва и Тверь: борьба за лидерство (слайд 2).


Как протекала борьба за лидерство? Откройте учебник на С. 152 и прочитайте главный вопрос урока вслух (Считаете ли вы неизбежным противостояние между Москвой и Тверью или был возможен их союз против Орды?) (слайд 3).Что необходимо выяснить, для того чтобы ответить на вопрос урока? Ответить на вопрос урока нам поможет таблица (Приложение 1).

Личностные:

формирование у учащихся познавательного интереса к теме урока.

Регулятивные: концентрация внимания учащихся;

формулирование учащимися примерных задач урока: определить кто и каким образом влиял на взаимоотношения Москвы и Твери; выяснить неизбежно ли было противостояние Москвы и Твери; сравнить силы/ потенциал Москвы и Твери.

Предметные: актуализация ранее полученных знаний о татаро-монгольском нашествии;


Информационно-аналитический

На основе анализа текста учебника и предлагаемых фрагментов историографических текстов ответить на вопросы на каждой станции и заполнить таблицу (см. Приложение 2);

Групповая работа с элементами метода «мировое кафе»:

  1. Инструктаж команд




Дополнение шапки таблицы

  1. Работа с таблицей








Подведение промежуточных итогов


Слово учителя







Инструкция: В процессе работы заполняется таблица (Приложение 1, Приложение 2). Каждому критерию сопоставления соответствует своя станция. По завершению заполнения таблицы (прохождения станций) учащиеся возвращаются на свои места. Время работы на одной станции — 5 минут.


На основе § 22 , 1-3 абзацы пункта 1 определите примерные даты появления Московского и Тверского княжеств.


Тверское княжество (_______________)

Московское княжество (___________)

I. Местоположение. Природные ресурсы

II. Отношения с церковью

III. Отношения с другими княжествами

IV. Отношения с Ордой

Вывод:


Заполняя таблицу, мы рассмотрели факторы, влиявшие на положение Москвы и Твери среди других княжеств. Вопрос: Как вы считаете, какой из этих факторов является наиболее значимым?


Рассказ: В 1325 г. московский и тверской князья вновь встретились в Орде. Юрий был убит. Александр Тверской получил ярлык на великое княжение.

Однако в 1327 г. в Твери вспыхивает восстание против Чолхана / Шелкана. Московский князь Иван Данилович Калита участвует в подавлении. Тверь практически полностью разрушена. Иван Данилович получает от хана ярлык на великое княжение. В истории России наступает «тишина великая». (слайд 4).

Запишите в таблицу дату и место восстания, и его итоги (подавление при участии Ивана Калиты)

Какой фактор оказывал главное влияние на взаимоотношения Москвы и Твери? Изменилось ли ваше отношение? Вернёмся к вопросу урока.

Познавательные:

формулирование характеристик природно-климатических условий, отношения с церковью, отношения с другими княжествами, отношений к Ордой Москвы и Твери (заполнение таблицы);

Коммуникативные: учитывать мнения членов команды и стремиться координировать различные позиции;

Регулятивные:

рациональное планирование рабочего времени и грамотное распределение обязанностей внутри группы;



Итоги. Рефлексия

Формулирование учащимися ответов на проблемный вопрос урока;

осуществление учащимися рефлексии по решению задач урока.

Подведение итогов




Домашнее задание





Критериальное оценивание









Устная рефлексия:



Ответ на проблемный вопрос урока (§ 22 С. 152): Считаете ли вы неизбежным противостояние между Москвой и Тверью или был возможен их союз против Орды? Формулирование устного вывода по таблице.



§ 22, устно ответить на вопросы 1-4, написать вывод по таблице.





Используя листы самооценки, оцените свою работу на уроке.

Самооценка (от 0 до 2 баллов)

Бонус от учителя ____ баллов

Прочитал все предлагаемые материалы

Участвовал в групповом обсуждении

Баллы за блиц-опрос ___

Правильно распределил время — успел всё заполнить

Отвечал на вопросы учителя



Сформулируйте Ваше отношение к проблеме борьбы за лидерство Москвы и Твери. Одним словом или предложением определите значимость урока для вас. Для этого закончите предложения.

Закончите предложения:

Я узнал...

Я понял...

Мне понравилось...

Меня удивило...

Я считаю, что...

Я осознал...

Я научился...

(слайд 5).

Личностные: высказывание учащимися собственного отношения к борьбе Москвы и Твери в XIV в.

Познавательные:

построение учащимися умозаключений о факторах, влиявших на положение Москвы и Твери среди других княжеств Руси в и XIV в.их взаимоотношениях;

формулирование учащимися выводов о противостоянии Москвы и Твери и вероятности их союза против Орды;






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!