2. Формулирование темы урока. (3 мин.) | Организует формулировку темы и основных вопросов урока. Вопрос для формулировки темы: - Послушайте две цитаты и определите, о каком государстве пойдет речь сегодня на уроке? 1. «Литва в основе та же Русь» (Адам Мицкевич) 2. Вся Русь должна принадлежать Литве» (Князь Ольгерд) (Все этапы урока сопровождаются демонстрацией слайдов презентации к уроку «Литовское государство и Русь») | Учащиеся пытаются самостоятельно формулировать тему урока. Совместно с учителем определяют основные вопросы урока – Каковы особенности Литовско-Русского государства? Какие последствия имело вхождение части русских земель в состав Великого состав княжества Литовского? Аргументируют выводы и суждения. | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть устной и письменной речью. Строить монологическое контекстное высказывание | Определять главную тему. | Беседа |
3. Актуализация знаний (6 мин.) | Организует подготовку учащихся к объяснению нового знания. Работа осуществляется по вопросам: Какие русские княжества не попали под власть Золотой Орды? (ответ с использованием карты) Как владычество орды отразилось на экономическом и политическом развитии Руси? Расскажите о борьбе русского народа против ордынского владычества. Составьте краткий рассказ по готовому синквейну «Ордынское иго» (дополнительный материал к предыдущему уроку) | Определяют по карте исторические объекты. Составляют рассказ с использованием различных источников (отрывки документов, иллюстрации, текст учебника и дополнительной литературы). Выражают и описывают свои чувства при обсуждении исторического явления, события. Делают вывод об ослаблении Руси в результате ордынского нашествия. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. Потребность в самовыражении и самореализации | Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Владеть устной и письменной речью. Строить монологическое контекстное высказывание | Определять назначение текста. Решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста | Беседа Составление рассказа |
4. Изучение нового материала. (24 мин.) | Изучение нового материала осуществляется по вопросам: (Используется аудиозапись) Почему северо- западные земли Руси избежали опустошения монголов? Какие народы были соседями Руси на северо-западе? Назовите предпосылки формирования Литовского государства. Посмотрите на экран, перед вами карта «Великое княжество Литовское в XIII в. – первой половине XV в.» Определите территорию Литовского княжества в XIII в. Сравните территорию Литовского княжества в XIII- первой половине XV в. Какие русские земли вошли в состав Великого княжества Литовского в XIII- начале XV в.? Назовите причины объединения русских и литовских земель. Какие князья сыграли ведущую роль в расширении территории? Укажите причины роста территории Литовского княжества. Каков характер устройства Литовско-Русского государства? Как литовские князья управляли русскими княжествами? Какой была религиозная политика литовских князей в XIII – XIV вв.? Почему Литовское государство приняло католичество? Разноуровневые задания для группового выполнения: 1 группа: Используя материалы параграфа, опишите взаимоотношения жителей русских земель с литовскими князьями. 2 группа: Используя Интернет, докажите, что великорусская, украинская и белорусская народности формировались из единой древнерусской народности. Работа с новым словом - ДИАЛЕКТ Как изменилась политика в Великом княжестве Литовском после союза с Польшей? (работа с дополнительным материалом «Акт Кревской унии 14 августа 1385 г.) Работа с новым словом - УНИЯ | Прослушивают аудиозапись, отвечают на первые два вопроса. Работают с картой, контурной картой рабочей тетради с. 83 (на контурной карте обозначают разными цветами литовские земли в начале XIII в.; земли Западной и Южной Руси, отошедшие к Литве в XIII- начале XV в.; границы Великого княжества Литовского в 1462 г.) Заполняют таблицу: «Русские земли в составе Литовско-Русского государства» Выполняют задание №7 (рабочая тетрадь с. 84-85 заполнить пропуски в схеме «Союз Литвы и Польши») | Устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию; | Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации. | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. В совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте).
Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире. | Беседа Работа с контурной картой Заполнение таблицы, Схемы Работа в группах |
5. Первичное осмысление и закрепление (5 мин.) | Организует работу в группах. Постановка проблемного вопроса. Сравните государственные порядки, существовавшие в Великом княжестве Литовском и на Руси, используя памятку для сравнения. В чем состояло историческое значение вхождения части русских земель в состав Великого княжества Литовского? | Сравнивают исторические объекты (с опорой на памятку). Определяют историческое значение события | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | Планировать пути достижения целей | Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Здавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализ | Работа в группах |
6. Итоги урока. Рефлексия (3 мин.) | Диагностика качества учебно-познавательной деятельности. Оценка результатов. | Самооценка учащихся. Я узнал(ла) на уроке____________ Я понял(ла) что ___ Я думаю___________ | Самооценка на основе критерия успешности. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. | | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. | Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса деятельности | Беседа |