ФИО | Яровикова Татьяна Алексеевна |
Место работы | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шахунская средняя общеобразовательная школа №2 |
Должность | Учитель географии |
Предмет | География |
Класс | 8 |
Тема и номер урока в теме | Природа России. Рельеф. Урок №1. История развития земной коры. |
УМК | Программа: География. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия «Полярная звезда» 5-11 классы. Учебник: География 8 класс для учащихся общеобразовательных организаций Авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина, С.И. Болысов, Г.Ю. Кузнецова. М.: Просвещение, 2018г. |
Цель: | создание условий для организации учебно-познавательной деятельности по формированию представлений и знаний об истории развития земной коры, умений работать с геохронологической таблицей и геологической картой. |
Задачи: | Образовательная: познакомить с науками, изучающими строение земной коры; сформировать представления о геохронологической таблице, геологическом летоисчислении; обеспечить в ходе урока усвоения следующих понятий: геологические эры, периоды;. Развивающая: развивать у учащихся умение выделять главное в изучаемом материале, умение работать с учебником, тематическими картами; отработать навыки нахождения объектов на карте; способствовать развитию внутренней мотивации обучения. Воспитательная: воспитывать интерес учащихся к предмету, к учению; способствовать развитию познавательного интереса к изучению прошлого Земли и исторического прошлого родного края. |
Планируемые результаты: | Предметные: формирование представлений об этапах развития земной коры, геологическом летоисчислении; Метапредметные: формирование умений: строить логическое рассуждение; устанавливать связи и делать обобщения; планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией. Личностные: понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование познавательного интереса к изучению предмета |
Тип урока: | Урок изучения нового материала |
Формы работы учащихся | фронтальная беседа, эвристическая беседа, парная самостоятельная работа, практическая работа, индивидуальная работа |
Методы: | Частично-поисковый, элементы проблемного обучения |
Оборудование | учебник географии, атлас, геохронологическая таблица, компьютер, интерактивная доска |
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Приёмы | Формы и методы организации учебной деятельности | Личностный компонент урока | Воспитательная задача этапа Личностные результаты |
Организационно-мотивационный этап урока |
Организационный (мотивационный) | Учитель приветствует класс, проверяет присутствие учащихся на уроке. | Приветствуют учителя. Дежурный докладывает о готовности класса к уроку, называет отсутствующих. | Приём «Побуждение» | | | Воспитывать ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию - Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Воспитывать интерес к изучению профессий на основе применения географических знаний - Интерес к практическому изучению профессий на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. |
Постановка цели и задачи. Актуализация опорных знаний | Создает мотивационную установку к деятельности. Организация беседы на планирование деятельности и актуализацию знаний. На слайде демонстрируется эпиграф к уроку «Наша планета существует уже многие миллионы лет, в течение которых жизнь на её поверхности испытывала большие изменения» и портрет В.А. Обручева. - Ребята, внимательно прочитайте слова ученого географа В.А. Обручева. - Что он имел в виду? - Всегда ли планета имела такой облик, как сейчас? - Используя оглавление учебника, сформулируйте цель изучения темы нашего урока. - Каков план изучения темы? - Что Вам уже знакомо в данной теме? - Что такое рельеф? - Что такое земная кора? - Какие типы земной коры известны? - Как называется, наука изучающая строение и историю развития земли? - Какая профессия связана с этой наукой? - Кто такие геологи? - Какой вклад своей деятельностью они вносят для развития нашей страны? - Для чего необходимы знания о рельефе и строении территории страны? | Учащиеся определяют цели и задачи деятельности; планирование деятельности; применение ранее изученного. | Фронтальная беседа | - Для чего необходимы знания о рельефе и строении территории страны? |
Содержательно-процессуальный этап урока |
Первичное усвоение новых знаний | Организует эвристическую беседу, ставит задачи на организацию самостоятельной парной работы. - Используя текст учебника стр. 78, прочитайте понятие «геологическое летоисчисление». - Используя текст учебника, определите основные этапы геологической истории Земли. - Используя учебник, объясните, как можно судить о возрасте горных пород. - Как можно определить возраст горных пород, слагающих нашу местность | Извлечение информации, осмысление, представление в другой форме, выделение главного. Знакомятся с понятием «геологическое летоисчисление». Выясняют, что в развитии земной коры выделяют пять эр. Каждая эра делится на периоды. Выясняют, что такое эпоха складчатости и какие эпохи складчатости выделяют. Выясняют, что историю развития можно узнать по геохронологической таблице. | Работа с понятием «геологическое летоисчисление». Смысловое чтение – сканирование (быстрый просмотр текста. Работа по алгоритму действий с геохронологи-ческой таблицей. | Эвристическая беседа. Самостоятельная парная работа с геохронологи-ческой таблицей. | - Как можно определить возраст горных пород, слагающих нашу местность? | Способствовать развитию познавательного интереса к изучению прошлого Земли и исторического прошлого родного края - Понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры; формирование познавательного интереса к изучению предмета; проявление интереса к познанию природы своего края. |
Знакомит школьников с геологической картой. Обращает внимание, что породы каждого из периодов на карте изображены особым цветом. Предлагает выполнить обучающую практическую работу. | Выполняют обучающую практическую работу по геологической карте по заданиям: 1. Изучите условные обозначения к геологической карте. 2. Объясните, что обозначают цвета и буквенные индексы на этой карте. 3. Установите, какого возраста породы слагают Восточно-Европейскую равнину. 4. Определите, отложениями какого возраста сложены равнины. 5. Определите отложениями какого возраста сложена территория, на которой мы живём. 6. На основе полученных фактов сделайте вывод о том, что можно узнать, изучая геологическую карту. | Работа с картой «извлечение информации» | Обучающая практическая работа | - Геологичес-кими отложениями какого возраста сложена территория, на которой мы живём? |
Первичная проверка понимания | - Используя карту «Тектоника и полезные ископаемые» и текст §21, заполните таблицу (приложение1). | Заполняют таблицу на основе карты и текста учебника. | Приём «Концептуальная таблица» | Заполнение таблицы | | Воспитывать чувство потребности в самореализации - Формирование потребности в самореализации. |
Первичное закрепление | А сейчас Вам предлагается небольшое задание «Найти соответствие» (приложение 2) в качестве обобщения и систематизации знаний. Ответы критерии оценки высвечиваются на слайде. Результат выполнения проверяете каждый сам у себя. | Выполняют задание «Найти соответствие» Проводят самооценку. | Самопроверка Самооценка | Выполнение задания | | - Способствовать формированию мотивации к достижению целей - Формирование мотивов достижения целей; Формирование границ «знания» и «незнания». |
Оценочно-рефлексивный этап урока |
Информация о домашнем задании | Организация внешкольной продуктивной работы учеников. Задание на дом. Учащиеся мотивируются на творческое и качественное выполнение домашнего задания. Изучить §23, ответить на вопросы и выполнить задания после §. | Записывают домашнее задание. Читают задания и формулируют уточняющие вопросы. | Обмен мнениями по поводу новой информации | Устное обсуждение | | Способствовать формированию мотивации на качественное выполнение домашней работы. - Формирование мотивации на качественное выполнение домашней работы. |
Рефлексия (подведение итогов) | Задает вопрос «Сможешь ли ты представить себя в роли геолога в своей будущей профессии? Начало фразы высвечивается на интерактивной доске «Я могу представить себя в роли геолога в будущем. Во-первых, ….». Я не могу представить себя в роли геолога … | Передавая микрофон, заканчивают фразу «Я могу представить себя в роли геолога в будущем. Во-первых, ….». Я не могу представить себя в роли геолога. Выражают свое отношение. | Приём «Микрофон» | Проговаривают в устной форме и приводят аргументы. | | Воспитывать способности к адекватной позитивной самооценке; интереса к изучению профессий на основе применения географических знаний - Формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки. Интерес к практическому изучению профессий на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого. |
Без ошибок – оценка «5».
1 ошибка – оценка «4».
2-3 ошибки – оценка «3».
Более 3-х ошибок – оценка «2».