СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока изо 1 класс "Иллюстрирование. моя любимая сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока изо 1 класс "Иллюстрирование. моя любимая сказка"»

Конспект урока изобразительное искусство.


Класс: 1 класс.

Тема: Иллюстрирование « Моя любимая сказка».

Цель урока:


Образовательная:

- умение выполнять иллюстрации к народным сказкам на самостоятельно выбранные сюжеты;

- уметь изображать предметы в пространстве листа бумаги;

- уметь работать графитным карандашом, красками;

- знать правила работы с карандашом, красками, пропорциями;

- знать этапы работы с карандашом, красками.


Развивающая:

- развивать интерес к народному сказочному творчеству, графические навыки в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка;

- развивать монологическую речь, воображение, творческие способности.


Воспитывающая:

- воспитывать ценностное отношение к предмету изобразительное искусство;

- воспитывать любовь к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживать настроениям героев сказки, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- воспитывать уважение к учителю и друг к другу.


Формируемые УУД

Личностные :

а) формирование духовных и эстетических потребностей;

б) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

в) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

г) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

б) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Оборудование:

Сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского, портреты художников В. Васнецова, М.Врубеля, репродукции картин В. М. Васнецова; М. А. Врубеля.

Оборудование для учащихся: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш, салфетки, иллюстрации к русским народным сказкам.

















Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.








2.Активизация знаний.









3.Открытие нового знания.





































4.Первичное закрепление













































































































5.Физкультминутка.







































6.Практическая работа.






























































8. Итог урока.



Прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Будем изобразительное искусство изучать,

Творчество и фантазию развивать.


Садимся тихонечко и красиво за парты.


Сколько в мире красок!

Сколько красоты!

Изобразительному искусству

Научишься и ты.

Какое это счастье -

Дарить людям прекрасное!

Только проявите старание,

Внимание и прилежание.


- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать?


- Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.


1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает.


2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.


3) – Кто, кто в теремочке живёт?

- Кто, кто в невысоком живёт?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка, а ты кто?


4) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке.

5) А лиса сидит и приговаривает:

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт…

6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит.


7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел.


8) – Я от бабушки ушёл,

И от дедушки ушёл.

А от тебя, заяц,

И подавно уйду.


- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах.

Как вы думаете, как называют художника, который рисует рисунки для книг?

Молодцы, совершенно верно- это иллюстратор.


Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.


Одним из известных художников является Виктор Михайлович Васнецов. Посмотрите на автопортрет художника (показывает портрет)

Может кто-нибудь из вас знает, что такое автопортрет?

Совершенно верно.

Виктор Михайлович Васнецов создал картины ко многим знаменитым сказкам. Перед вами только некоторые из них.

1.- Обратите внимание на эту картину. Это одна из самых больших удач художника. Крестьянская девочка Алёнушка сидит, пригорюнившись на белом камне, над тёмным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с её сумраком, тишиной и гладью воды.

- Из какой сказки эта героиня? В какой момент ей нарисовал художник? Почему она такая грустная?


2.- В основе этой картины тоже лежит русская народная сказка.

Кто может ответить какая?

Художник выбрал самый драматический момент: Иван-царевич и Елена прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади осталась погоня, но впереди ещё ждут новые испытания. Какое чувство у вас вызывает эта картина? Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивана-царевича. Вся её фигура выражает покорность судьбе. Иван-царевич, напротив, полон решимости защитить Елену Прекрасную. Обратите внимание на два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами. Серый волк стремительно летит вперёд. Стремительность подчёркивается ощущение встречного ветра.

3.- Как вы думаете, что пред нами за героиня?

Снегурочку Виктор Михайлович Васнецов изобразил в парчовой меховой шубке на фоне таинственного заснеженного ночного пейзажа. Снегурочка оказалась одна в лесу. Знакома ли вам эта сказка? Почему Снегурочка такая грустная?

4. К какой сказке относится эта картина?

В какой момент художник запечатлел Царевну Лягушку? Что произошло в сказке? Обратите внимание на задний план картины, что там изображено?

5.- Ещё один известный художник Михаил Александрович Врубель

( показ портрета) Одна из наиболее известных его картин «Царевна-лебедь».

Какую сказку иллюстрировал художник?




Кто автор этой сказки?

Послушайте отрывок из этого произведения и полюбуйтесь картиной.


«Да на свете,

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает,

Ночью землю освещает –

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает словно пава.»


- А сейчас давайте немного отдохнём.

- Про сказочного героя.

Буратино подтянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик отыскать,

На носочки надо встать.


- Пришло время определиться иллюстрацию, к какой сказке мы будем с вами изображать.

Давайте нарисуем всем вам известную сказку «Колобок».

- Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?

- Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

Кто главный герой этой сказки?

В это время учитель демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки.


-Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди.


1. Работа над композицией рисунка.

- Вспомним, что такое композиция?






-Какая композиция будет на ваших рисунках?


Хорошо, сегодня мы будем выполнять работу в карандаше.


1) Определим расположение главных героев рисунка.


Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.


2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.


Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет сам колобок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика.



Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.


По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.


Ребята помните - всё, чему вы научились им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.


Очень красивые получились рисунки у вас сегодня. И давайте попробуем их проанализировать по вот таким критериям:

- композиционное расположение;

- размер листа;

- форма и пропорции.


- С творчеством каких художников мы сегодня познакомились?


- Какие картины мы с вами рассмотрели?




- Как называются художники, которые создают картины к книгам?

- Сегодня на уроке мы выполнили работу нашей с вами иллюстрации в карандаше. Следующий урок мы посвятим работе с красками.


Всем спасибо, урок окончен!!!






Дети стоять около парт и слушают учителя





Садятся за парты.













Сказки.






«Лиса и журавль»




«Репка»




«Теремок»





«Маша и медведь»



«Волк и лиса»



«Царевна-лягушка»




«Волк и семеро козлят».



«Колобок»








Иллюстраторы.

















художник сам изображает себя














Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Когда она плачет на берегу озера. Потому что, её братец превратился в козлёночка.



Иван – Царевич и Серый волк.







Чувство тревоги.

















Снегурочка.






Да, знакома. Потому, что она потерялась в лесу.


Царевна - Лягушка.


Превращение Царевны-Лягушки.



Озеро, лебеди, лес.






«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

А.С Пушкин.
















Выполняют сами дети.















Ответы детей.



Колобок.















Это расположение элементов на картинной плоскости, которая позволяет с наибольшей точностью выразить замысел.

дом, дорога, по которой катится колобок, пригорок, сам колобок.




























































Дети анализируют свои рисунки у доски.



Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Александровича Врубеля.

«Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке", "Снегурочка", "Царевна-лягушка", «Царевна-лебедь».


Иллюстраторы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя