1.Организационный момент. 2.Активизация знаний. 3.Открытие нового знания. 4.Первичное закрепление 5.Физкультминутка. 6.Практическая работа. 8. Итог урока. | Прозвенел звонок, Начинаем наш урок. Будем изобразительное искусство изучать, Творчество и фантазию развивать. Садимся тихонечко и красиво за парты. Сколько в мире красок! Сколько красоты! Изобразительному искусству Научишься и ты. Какое это счастье - Дарить людям прекрасное! Только проявите старание, Внимание и прилежание. - Ребята, какие книги вы больше всего любите читать? - Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите. 1)Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал, стучал – ничего не попадает. 2) Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. 3) – Кто, кто в теремочке живёт? - Кто, кто в невысоком живёт? - Я, мышка-норушка. - Я, лягушка-квакушка, а ты кто? 4) –Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. 5) А лиса сидит и приговаривает: - Битый небитого везёт, битый небитого везёт… 6) Зашёл Иван-царевич в топкое болото. Смотрит – сидит лягушка-квакушка и его стрелу держит. 7) Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел. 8) – Я от бабушки ушёл, И от дедушки ушёл. А от тебя, заяц, И подавно уйду. - Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Как вы думаете, как называют художника, который рисует рисунки для книг? Молодцы, совершенно верно- это иллюстратор. Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные. Одним из известных художников является Виктор Михайлович Васнецов. Посмотрите на автопортрет художника (показывает портрет) Может кто-нибудь из вас знает, что такое автопортрет? Совершенно верно. Виктор Михайлович Васнецов создал картины ко многим знаменитым сказкам. Перед вами только некоторые из них. 1.- Обратите внимание на эту картину. Это одна из самых больших удач художника. Крестьянская девочка Алёнушка сидит, пригорюнившись на белом камне, над тёмным лесным омутом. Она захвачена таинственным очарованием лесной чащи с её сумраком, тишиной и гладью воды. - Из какой сказки эта героиня? В какой момент ей нарисовал художник? Почему она такая грустная? 2.- В основе этой картины тоже лежит русская народная сказка. Кто может ответить какая? Художник выбрал самый драматический момент: Иван-царевич и Елена прекрасная мчатся на Сером волке сквозь лесную чащу, позади осталась погоня, но впереди ещё ждут новые испытания. Какое чувство у вас вызывает эта картина? Уставшая от долгой дороги королевна склонила свою голову на грудь Ивана-царевича. Вся её фигура выражает покорность судьбе. Иван-царевич, напротив, полон решимости защитить Елену Прекрасную. Обратите внимание на два тонких деревца дикой яблони, усыпанные нежными цветами. Художник как бы сравнивает молодых людей с хрупкими деревцами. Серый волк стремительно летит вперёд. Стремительность подчёркивается ощущение встречного ветра. 3.- Как вы думаете, что пред нами за героиня? Снегурочку Виктор Михайлович Васнецов изобразил в парчовой меховой шубке на фоне таинственного заснеженного ночного пейзажа. Снегурочка оказалась одна в лесу. Знакома ли вам эта сказка? Почему Снегурочка такая грустная? 4. К какой сказке относится эта картина? В какой момент художник запечатлел Царевну Лягушку? Что произошло в сказке? Обратите внимание на задний план картины, что там изображено? 5.- Ещё один известный художник Михаил Александрович Врубель ( показ портрета) Одна из наиболее известных его картин «Царевна-лебедь». Какую сказку иллюстрировал художник? Кто автор этой сказки? Послушайте отрывок из этого произведения и полюбуйтесь картиной. «Да на свете, Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает – Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает словно пава.» - А сейчас давайте немного отдохнём. - Про сказочного героя. Буратино подтянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Видно ключик не нашёл, Чтобы ключик отыскать, На носочки надо встать. - Пришло время определиться иллюстрацию, к какой сказке мы будем с вами изображать. Давайте нарисуем всем вам известную сказку «Колобок». - Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему? - Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать? Кто главный герой этой сказки? В это время учитель демонстрирует иллюстрации и при необходимости делает наброски на доске (как уходит вдаль дорожка, как небо отделяется от земли, как рисовать зверей, деревья и т. д.) Дети могут по-своему изобразить основных героев сказки. -Поскольку звери — герои сказки, то они могут разговаривать и быть одеты как люди. 1. Работа над композицией рисунка. - Вспомним, что такое композиция? -Какая композиция будет на ваших рисунках? Хорошо, сегодня мы будем выполнять работу в карандаше. 1) Определим расположение главных героев рисунка. Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. 2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы. Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет сам колобок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика. Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев. По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки. Ребята помните - всё, чему вы научились им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях. Очень красивые получились рисунки у вас сегодня. И давайте попробуем их проанализировать по вот таким критериям: - композиционное расположение; - размер листа; - форма и пропорции. - С творчеством каких художников мы сегодня познакомились? - Какие картины мы с вами рассмотрели? - Как называются художники, которые создают картины к книгам? - Сегодня на уроке мы выполнили работу нашей с вами иллюстрации в карандаше. Следующий урок мы посвятим работе с красками. Всем спасибо, урок окончен!!! | Дети стоять около парт и слушают учителя Садятся за парты. Сказки. «Лиса и журавль» «Репка» «Теремок» «Маша и медведь» «Волк и лиса» «Царевна-лягушка» «Волк и семеро козлят». «Колобок» Иллюстраторы. художник сам изображает себя Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Когда она плачет на берегу озера. Потому что, её братец превратился в козлёночка. Иван – Царевич и Серый волк. Чувство тревоги. Снегурочка. Да, знакома. Потому, что она потерялась в лесу. Царевна - Лягушка. Превращение Царевны-Лягушки. Озеро, лебеди, лес. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С Пушкин. Выполняют сами дети. Ответы детей. Колобок. Это расположение элементов на картинной плоскости, которая позволяет с наибольшей точностью выразить замысел. дом, дорога, по которой катится колобок, пригорок, сам колобок. Дети анализируют свои рисунки у доски. Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Александровича Врубеля. «Алёнушка», «Иван Царевич на сером волке", "Снегурочка", "Царевна-лягушка", «Царевна-лебедь». Иллюстраторы. |