Повторение материала по теме: «Каждый народ – художник»
Беседа по теме урока
| Словесно- иллюстративный рассказ по пройденному материалу Вернисаж рисунков детей
Просмотр презентации «Средневековый город».
Б. Гоццоли «Танец Саломеи», 1460-е гг.; Рогир ван дер Вейден «Изабелла Португальская», 1450 г. | Начинаем урок с вернисажа предыдущих уроков. Какую страну представляет первая группа работ? (Япония). Какой любимый праздник отмечают весной в Японии? (Цветение сакуры) Чем заняты люди в это время? (Любованием) Какие краски использовали в изображении Севера во второй группе работ? (Холодные: голубой, изумрудный, фиолетовый). В какой из работ вы ощутили особый холод? В чём особенность и различие архитектуры в третьей группе работ? Сравним колорит пустыни с колоритом Севера? (Тёплый, яркий, звонкий колорит) Откуда узнаём о жизни людей в Древней Греции? (Рисунки на вазах, совершенные фигуры людей. Это совершенство наблюдаем в архитектуре) Сегодня мы с вами совершим путешествие в города Средневековья. Какова тема урока?- «Города Средневековья». Эмоционально нас настроят стихи нашего земляка М. Во-лошина «Леса готической скульптуры!» Леса готической скульптуры! Как жутко всё и близко в ней. Колонны, строгие фигуры Сибилл, пророков, королей… Мир фантастических растений, Окаменелых привидений, Здесь всё есть символ, знак, пример. Чтобы создать художествен-ный образ того времени, нужны сведения, которые вы получили на уроках окружающего мира. Как выглядели города внешне? (Крепости с башнями, воротами). А когда мы входим в ворота, какие постройки мы видим (Дома тесно прижаты друг к другу, узкие улочки, а в центре площадь и собор) В это время по всей Западной Европе стали вырастать города. Каждый город нуждался в защите и превращался в настоящую крепость с башнями и воротами, которые запирались на ночь. Тесно прижатые друг к другу дома с высокими двухскатными крышами росли, образуя сплошные стены узких кривых улочек. Каким словом в искусстве называются городские здания, сооружения, красивые постройки?(Архитектура.) Население средневекового города было немногочисленным. . Лишь немногие города Западной Европы, такие как Лондон или Париж, насчитывали несколько десятков тысяч жителей. В тесноте города люди стремились избежать однообразия. Каждый старался построить дом по-своему. Самые богатые постройки выходили на центральную площадь. Какие функции выполняет площадь в городе, у нас в Новофёдоровке ? В центре города всегда возвышался собор.Городской собор – это архитектурный, и даже в каком-то смысле хозяйственный центр города. Вокруг него лепились лавки ремесленников. У его портала (входа) завязывались научные и политические дискуссии, здесь же в праздничные дни разворачивались театральные зрелища… Соборная колокольня определяла городское время, а ее тревожный звон в неурочный час возвещал бедствие – пожар, набег неприятеля, внезапную эпидемию. Обратите внимание на портал – вход в храм, за которым начинается внутреннее архитектурное великолепие собора. Как называется главное городское архитектурное сооружение? (Собор.) Стиль, в котором были построены соборы европейского Средневековья, назывался готическим. Произошло это слово от германского племени – готов. Готика – так назвали стиль всей этой эпохи. В готических храмах нет ничего собственно готического, варварского, – французы гораздо удачнее называют готический стиль «оживным», то есть стрельчатым. Постройки как бы взмывают вверх. А как выглядели люди, что они носили? Рассмотрим репродукции картин художников: Рогира ван дер Вейдена, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли. Обратимся к стр. 126 учебника. Какой общий колорит иллюстраций? В одежде периода раннего Средневековья присутствуют меховые и кожаные плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды, примитивная обувь и обмотки для штанов. Длинные и короткие туники, надеваемые одна на другую, плащи –от шкур до сшитых кусков ткани, сколотых, связанных, прошнурованных, с отделкой и без. Штаны – короткие, до колен, длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь – постолы. Вся эта информация помогла представить средневековый город плюс звуки музыки дополнят его художественный образ. | Слушают, отвечают на вопросы учителя. Обсуждают, сравнивают, анализируют . Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Отвечают на вопросы.
Рассматривают иллюстрацию в учебнике | Фронтальная работа. Фронтальная работа | Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) об архитектуре.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их |
I Практическая деятельность | Создание коллективного панно «Площадь средневекового города» в технике аппликации. Музыкальный фон: Фр. да Милано «Сюита для лютни: канцона и танец» | Сегодня мы работаем творческими группами. Мы – живописцы – создаём панно средневековой площади. Делит учащихся на группы и объясняет оследовательность выполнения работы. 1-я группа изготавливает фон панно – архитекторы-градостроители. Главный архитектор – Даня Коломасов. Для фона, ребята, лучше взять белую бумагу, прорисовать детали пейзажа. 2-я группа изображает жителей города красками на листках бумаги, соразмерных величине панно(одна-четвёртая формата А4). Потом их можно вырезать и наклеить. Чтобы они получились в движении и легче было исправлять ошибки в пропорциях, эти рисунки можно разрезать на отдельные участки, а затем соединить, усиливая впечатление движенияперсонажей. Постарайтесь, чтобы получились группы людей. Подумайте, чем они заняты: разговаривают, торгуют, прогуливаются и т. п. | Выполняют творческую работу | Коллективная работа | Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата. Коммуникативные: активно работают в группах; задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка |
I Рефлексия
Оценивание
Домашнее задание | Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа
На следующем уроке мы будем создавать витражи. По желанию можете приготовить информацию. | С помощью каких художественных средств мы создали образ средневекового города? Удалось ли нам передать атмосферу Средневековья? Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо потрудились, нам удалось создать художественный образ благодаря тому, что каждый, рисуя, вкладывал свои чувства. Я наблюдала за вашей работой и оцениваю вашу работу в баллах: «5» -…»4»-… Поаплодировали друг другу | Рассматривают коллективную работу, оценивают работу свою и одноклассни-ков, сравнивая их | Фронтальная работа | Личностные:понимают значение знаний для чело- века, воспринимают произведения искусства; связывают свои знания о средневековом городе с оценкой увиденного в произведениях средневекового искусства. Регулятивные:оценивают свою работу |