I.Организационный момент Цель: приветствие; эмоциональный настрой; проверка готовности учащихся к уроку. | 1. Эмоциональный настрой. 2. Приветствие учащихся. 3.Проверка готовности к уроку. | – Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. – Здравствуйте ребята! Сегодня урок изобразительного искусства проведу у вас я. Зовут меня Алиса Сергеевна. – Давайте, проверим вашу готовность к уроку. На партах у вас должны лежать альбом, шаблон чашечки, краски, кисти и стаканчики с водой. | Приветствует учащихся; эмоционально настраивает обучающихся на работу; проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя; внимательно слушают учителя; организуют свое место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. |
II. Целеполагание Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Беседа | – Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, я предлагаю Вам отгадать загадки. (слайд 2) – Носит воду хозяину в угоду, При нем живет, пока не упадет. (Чашка.) (слайд 3) – Из стекла или фарфора, А вокруг неё приборы. Она – столовая посуда И нужна она повсюду. (Тарелка) (слайд 4) – На плите – кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… (Чайник) – Кто догадался, о чем пойдет речь? – Правильно, героем нашего сегодняшнего урока, будет посуда. – Ребята, назовите предметы посуды, которые есть в вашем доме. (Перечисляют предметы посуды) – Рассмотрите предметы посуды изображенные на слайде, как вы видите посуда бывает разной. (слайд 5) – А теперь, вопрос – из каких материалов изготавливают посуду? (перечисляют материалы) – Молодцы, еще в древней Руси посуду делали из разных материалов: дерево, глина, олово, иногда сталь (но это уже позже). А сейчас перед вами предметы царской посуды, выполненной из золота и серебра, которая чаще всего изготавливалась за границей. (слайд 6) – В современном мире существует будничная посуда и праздничная посуда. Как вы думаете чем отличается праздничная посуда от повседневной посуды? (она более нарядная). – А кто из вас знает, как называется комплект посуды? (Сервиз) – (читает учащийся) Сервиз – слово французское, обозначает полный набор посуды, в котором предметы объединены единством образно– декоративного и конструктивного решения. (слайд 7) | Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению. | Демонстрируют готовность к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
III. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению); создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. | 1.Рассказ учителя по теме уроке. | – Как вы знаете существует много городов, сел, деревень, фирм, заводов, где создают посуду. Но сегодня мы познакомимся с гжельской посудой. Своё название она получила от названия села, которое находится в 60 км от Москвы. -Гжельская земля очень богата глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта. Гжель от старинного слова «жечь», «обжигать». – Давайте рассмотрим примеры гжельской посуды. Как вы думаете из чего она изготовлена? (из глины) (слайд 8) – Вначале посуду расписывали синим, зелёным и жёлтым цветом. Постепенно мастера пришли к росписи изделий только каким цветом? (синим) – Правильно, на Руси издавна любили синий цвет, так как Россия – страна синих рек и озер. Небо над головой – синее– синее. Синий цвет – символ мечты и счастья. – Все Вы знаете, что вначале художник придумывает форму предмета посуды, делает эскиз на бумаге, работая карандашом, потом синей краской. Затем по эскизу делает роспись на глиняном изделии. – Рассмотрев примеры гжельской посуды Вы уже можете сказать, что является излюбленным мотивом росписи у мастеров Гжели? (Цветы) – Правильно! А сейчас давайте рассмотрим образцы работ, как вы могли заметить узор находится в центре посуды (в данном случае у нас чашечка), здесь изображена Гжельская роза, листья, все это изображают приемом «Капелька»- т.е мазок с растягиванием краски. Примеры этих элементов вы можете увидеть на доске. Также используются такие элементы росписи как линии и точки, они показаны на слайде. Для завершения композиции по краям художники изображают бордюры, примеры которых вы можете увидеть на доске и слайде. (слайд 9) – А теперь давайте вместе подумаем, Гжельская посуда будничная или праздничная? (праздничная) – Молодцы! Но перед тем, как Вы приступите к самостоятельной работе, мы разучим прием теневого мазка, который является одним из главных в гжельской росписи. – Открываем свои альбомы, внимательно слушаем технику выполнения и повторяем за мной. – В стаканчик с водой макаем кисточку и убираем излишнюю воду на ней, набираем на кисть синий цвет и делаем мазок на листе альбома, так как сделала я, далее моем кисточку в стаканчике и полусухой кистью начинаем тушевать синий цвет, теперь снова промоем кисточку, уберем воду и растушуем уже получившийся голубоватый цвет ввиде капельки, как это представлено на доске. Следите за тем, чтобы у Вас на рисунке не было много воды, иначе он поплывет. – Молодцы! Теперь попробуем сделать такую же капельку, но только в другую сторону. Набираем синий цвет, делаем мазок, моем кисточку, убираем излишнюю воду и начинаем тушевать. –А теперь попробуйте самостоятельно нарисовать капельку техникой теневого мазка. | Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Совершают активные действия, под руководством учителя, и самостоятельно добывают знания и овладевают способами действия, осмысливают сущность усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. |
Физминутка. Цель: устранить утомляемость детей, предотвратить рассеянность, невнимательность детей на уроке. | | – Ребята, а теперь давайте устроим небольшую зарядку. Выходим все из– за своих рабочих мест, смотрим на меня и выполняем упражнения. Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны) А над нами дуб высокий. (Руки вверх) Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны туловищем) Головами зашумели (Наклоны головы) Грянул гром, сосна упала, (Присели) Только ветками качала. (Встали, потрясли руками) – Присаживайтесь. | Снимает утомляемость, предотвращает рассеянность, невнимательность детей | Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем. |
IV.Самостоятельная работа учащихся. Цель: выполнить самостоятельную работу | 1.Объяснение выполнения задания. 2.Практическое выполнение задания. | – Сейчас я предлагаю Вам почувствовать себя настоящими художниками гжельской посуды. – У вас на столах лежат бумажные чашки, хорошо продумайте свой узор, а затем украсьте вашу чашку синей краской по мотивам гжельской росписи без предварительной прорисовки карандашом. – Оценивать работу я буду по 3 критериям. Аккуратность и чистота выполненной работы. Правильность выполнения задания. Композицию рисунка. – Приступайте к работе, время на выполнение задания 20 мин. Старайтесь выполнять работу аккуратно и чисто. – Если у вас возникнут затруднения, поднимайте руку и я к Вам подойду. | Объясняет выполнен6ие работы. Предлагает детям начать выполнять работу. Контролирует процесс выполнения. | Слушают инструкции учителя; Проявляют самостоятельность в подборе содержания рисунка, следуют указаниям по декору и работе красками, добиваются высокого качества рисунка. |
V.Подведение итогов урока Цель: инициировать интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками; обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | 1.Выставка готовых рисунков, анализ проделанной работы. | – Заканчиваем работу ребята. – Вы отлично справились с заданием! – Я прошла по классу и увидела у вас много красивых и красочных работ. - Сейчас я выберу работы, которые побывают на нашей выставке рисунков. (анализ работ учащихся) - Посмотрите все на свои работы, сегодня вы все постарались и заслужили свои оценки. | Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся; подводит итоги. . | Осуществляют активную и продуктивную деятельность по включенью части в целое. |
VI.Рефлексия Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности. | 1.Беседа. | Ребята, продолжите одним предложением: – Мне понравилось … – Мне было трудно… – Мне захотелось … – Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились. Те, кто не успел закончить работу, не расстраивайтесь, вы сможете закончить работу дома. – Спасибо всем за работу. Урок окончен. | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения, обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты. |