№ | Этапы урока, методы и приёмы | Время | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный Словесный: слово учителя. | 1 | Приветствует учащихся. - Вы любите преодолевать трудности? -Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями. -трудность всегда преодолевается. Если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. -Какое настроение у нас сейчас? Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке? Если у вас хорошее настроение возьмите красную звездочку, если плохое – зеленую. - Проверим готовность к уроку. | Приветствовать учителя. | Р: принимают и сохраняют учебную задачу. Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. |
2. | Мотивационный Словес.: Беседа. | 1-2 | Дорогие друзья! Сегодня мы с вами отправляемся в далёкое путешествие. Старая пословица гласит, что путешествие развивает ум. А пословица, как известно – это народная мудрость. Сегодня у вас появится возможность блеснуть своими знаниями и научиться чему – то у своих друзей. Начнём наш урок с загадки: Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это? (Космонавт) | Слушать учителя, Отгадывать загадку. | Р: умение самостоятельно определять круг учебных задач. |
3. | Сообщение темы урока и задачи | 1-2 | Ребята, близится 12 апреля, а знаете ли вы, что это за праздник?(День космонавтики) - Кто первым полетел в космос? (Юрий Гагарин) Что вам известно об этом событии? - Как назывался первый космический корабль? («Восток») -Предположите, какую тему мы будем изучать?(предположения детей) -Кто может сформулировать задачу нашего урока? Смотрите на опору. (Познакомимся с историей покорения космоса, Научимся создавать свою композицию космического пространства) | Самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему, цель урока. | Р: умение самостоятельно определять круг учебных задач. |
4. | Знакомство с новым материалом Словес.: слово учителя, ответы на вопросы. Наглядно- иллюстративный: просмотр иллюстраций, презентации. | 5 | -Давайте вспомним, что вам известно о космосе. -Какие объекты мы можем встретить в космосе?(планеты,звезды,метеориты,кометы, метеоры, созвездия, …) Человек смотрел на звездное небо и ему хотелось узнать, что же это за звезды, почему они такие яркие? С помощью каких приборов людям удавалось наблюдать за объектами в космосе? (телескопы) Ученые, наблюдая за звездным небом, узнали, что кроме Земли есть и другие планеты — одни меньше, другие больше. Назовите планеты Солнечной системы. (Меркурий, Венера, Юпитер, Сатурн, Нептун и Плутон, Марс, Уран.) Какая из планет вас привлекает и почему? (ответы детей) Какие ученые первыми начали изучение космического пространства?(Циолковский Константин Эдуардович, Королев Сергей Павлович) – Прежде, чем в космос полетел первый человек, кого учёные сначала отправляли в космическую неизвестность?( различных животных.)Каких животных вы помните, которых отправляли в космос?(собаки породы лайки, Белка, Стрелка) – Ребята, как вы думаете, почему поступок Юрия Алексеевича Гагарина можно назвать героическим? - Да, действительно, это было опасно, но зато он увидел то, что до него из людей никто не видел. - Скажите, в чем выходят космонавты в открытый космос? (в скафандрах) Почему? (В космосе нет воздуха) Какими качествами, по-вашему мнению, должен обладать человек, который решил стать космонавтом?(стойкий, терпеливый) - А как вы думаете, космонавт – это мужская профессия? (выслушиваются ответы детей) - Оказывается, космос покоряется и женщинам. Имя одной женщины – космонавта известно всему миру. Это Валентина Николаевна Терешкова (портрет).Имена каких космонавтов вы знаете?(Алексей Леонов) | Слушать рассказ учителя, анализировать, аргументировать своё мнение. | П:поиск и извлечение информации Р:принятие цели и постановка задач урока П: умение наблюдать, делать выводы, умение внимательно следить за материалом. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение. |
4. | Анализ Анализ слайдов | 5-7 | Посмотрите, какие композиции на тему «Космос» нарисовали ребята из нашей школы. Опишите, что изображено на 1-ой картине.Опишите, что изображено на 2-ой картине? Что необычного вы заметили? ( рисунок выполнен в необычной технике, набрызг) | Наблюдать, анализировать, отвечать на вопросы, определять особенности композиции. | П:поиск и извлечение информации |
5 | Физминутка | 2-3 | Один, два, три, четыре, пять / Ходьба на месте/ В космос мы летим опять /Соединить руки над головой/ Отрываюсь от земли / Подпрыгнуть/ Долетаю до луны /Руки в стороны, покружиться/ На орбите повисим /Покачать руками вперёд, назад/ И опять домой спешим /Ходьба на месте/ | | |
6 | Педагогический показ объяснение, показ. | 2-3 | Ну что, ребята, а теперь давайте с вами немного пофантазируем и попробуем нарисовать наше с вами космическое путешествие. В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально. Перед вами лежат конверты, посмотрите, что в них лежит. Это шаблоны космической ракеты, планет, звезд. Определите изображения, расположите его в плоскости листа. Ребята посмотрите на свои парты. Я подслушала разговор между кисточкой и красками. Кисточка сказала, что она самая главная, а краски ответили, что главные они и без них не получится никакого изображения. Кисточка обиделась и ушла, что же нам делать? Сможем мы без кисточки нарисовать? Какие предметы вы видите на своих столах? Сегодня мы будем рисовать зубной щеткой. Это техника называется набрызг. Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу, а может быть, не только на неё. | Наблюдать и усваивать приёмы и порядок выполнения работы. | П: умение следить и усваивать практические приемы работы. |
7 | Постановка творческой задачи Инструктаж | 1 | Ребята, а сейчас послушайте учебную задачу: нарисуйте композицию на тему «Космос». Придумайте сюжет композиции сами, все зависит от вашей фантазии, расположите ракету,планеты и звезды, так как вам нравится. | Принимать общую задачу. | Р: умение воспринимать задачу, мобильно выполнять работу. Формирование ответственного творческого отношения к работе. |
8. | Практическая работа | 15-18 | А сейчас приступайте к работе. Желаю вам успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием. | Самостоятельно выполнять задание. | Р: умение организовывать свою учебную задачу. Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе. |
. | Итог урока Словесный: Беседа. Выставка детских работ, выявление ошибок, анализ работ. | 2-3 | -Ребята, время выполнения творческой работы подошло к концу, пожалуйста, заканчивайте свою работу. Давайте полюбуемся работами друг друга. Приносим свои работы и вывешиваем их на доску. Внимательно посмотрите на работы. Чьи работы вам кажется более творческими? У кого получились наиболее яркие работы? Давайте повторим то. Что вы узнали на сегодняшнем уроке: -Когда был совершен первый полет в космос? -Назовите известных вам космонавтов. -Какими качествами должен обладать настоящий космонавт? -Хотели ли вы стать космонавтами? В завершении нашего путешествия, мы создали с вами выставку вашего космического путешествия. Космическое путешествие нам ещё раз доказало, что, изображая, украшая и строя, человек выражает своё отношение, мысли, чувства, настроение.- Поднимите баночку с гуашевой краской того цвета, который передаст ваше настроение и покажет, понравился ли вам урок: Желтый – очень понравился и у меня всё получилось. Зелёный – не очень и мне надо потренироваться в рисовании и смешивании красок. Синий – мне не понравилось и у меня ничего не получилось. -Я очень довольна вашей работой! Молодцы, ребята! Спасибо всем за работу! | Анализировать проделанную работу на уроке, оценивать свои силы, высказывать свое мнение. | Р: самооценка, умение анализировать результаты своего труда и труда других. |