СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии "Кислород. Общая характеристика."

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока химии 8 класс по теме: "Кислород, его общая характеристика"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии "Кислород. Общая характеристика."»

Технологическая карта урока по химии

Класс 8

УМК Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Тема урока Кислород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение.

Тип урока изучение нового материала

Цель создание условий для формирования у учащихся знаний о кислороде, как химическом элементе и простом веществе, способах его получения.

Задачи

Предметные: формирование знаний: определения понятий: элемент, вещество, знать методы получения кислорода в лаборатории и промышленности, методы собирания кислорода, физические свойства кислорода; умений: составлять характеристику кислорода по плану, составлять уравнения реакций получения кислорода, объяснять методы собирания кислорода.

Метапредметные: развитие способности к наблюдениям, систематизации информации, способности выделять главное, существенное.

Личностные: развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, готовности к решению задач на выявление сущности того или иного явления природы.

Технологии и методы работы технология разноуровневой дифференциации, технологии системно-деятельного подхода, проблемного обучения, игрового обучения, интерактивные технологии; словесный, наглядный, практический.

Виды деятельности индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающегося

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствует учащихся, определяет готовность к

уроку.



Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

2.

Актуализа-ция знаний и постановка учебной проблемы





















Блиц – опрос:

1. Определенный вид атомов — ... (химический элемент).

2. Вещества, состоящие из нескольких видов атомов, называются...(сложными).

3. Свойство атомов удерживать определенное число других атомов в соединении (валентность).

4. Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав (химической формулой).

5. Вещества, образованные одним видом атомов, называются... (простыми).

5. Химически неделимая частица (атом).

6. Запись химической реакции с помощью химических формул (уравнение химической реакции).

7. Самое распространенное вещество на Земле (вода).

8. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются (химическими).

1. Работа у доски по цепочке: что означают следующие записи?

4N2       3H2O     4S     P2O5     2Fe      3CuO      4O3      3NH3 

Подчеркните формулы сложных веществ.

Определите их валентность.

2. Работа в маршрутных листах (задание 2 и 3)

3. Выполнение задание по таблице. Для перечисленных в правой графе названий отметьте, являются ли они смесью, химическим элементом, химическим соединением. Соответствующую букву обведите кружком. Правильный ответ даст название химического элемента, который мы сегодня изучаем.


-Сформулируйте тему и цель урока исходя из того, что можно узнать о веществе?

Формулировка темы урока.

Отвечают устно.












Работают у доски




Самостоятельная работа.


Работа в парах

Оценивают свою работу.

Выполняют задание, определяют название химического элемента - кислород.

Предлагают формулировку урока.

Формулируют цель:

изучить строение, свойства, нахождение в природе, получение. Записывают тему урока в маршрутных листах.

3.Совместное открытие новых знаний


-Почему изучение простых веществ мы начинаем именно с кислорода?

Задание1. То, что вы уже знаете о кислороде запишите в колонку «теоретическая часть» в маршрутных листах общую характеристику хим. элемента кислорода по ПСХЭ. Проверяем.

-На слайде представлена диаграмма распространения элементов в природе (по массе). Сравните предложенную диаграмму с рис.24 стр.72 учебника. Найдите ошибки, если таковые имеются.

-На этом же слайде представлена диаграмма содержания кислорода в воздухе (по объему).

Как проверить соответствуют ли представленные данные в реальности? (работают с датчиками кислорода в группах).

Делают вывод.


Задание по характеристике физических свойств кислорода.

- А теперь послушайте стихотворные строчки, в которых говорится о кислороде. И отметьте физические свойства кислорода в маршрутных листах.

Бесцветен я, без запаха и вкуса,

Чуть тяжелее воздуха и малорастворим.

Лучинка, тлеющая с нежностью мне, скажет:

«Давай-ка, синим пламенем сгорим!»

Я в жидком виде голубого цвета,

Напоминаю Волгу – русскую реку.

Одна лишь разница при этом:

Я на все стороны теку!

Проверяем, оцениванием свою работу.

Итак, ребята, осталась практическая часть. Получение кислорода. В ваших маршрутных листах разные задания в графе практической части , поэтому вы сгруппируйтесь по схожим заданиям:

1 группа: Опыт Присли, 2 группа: Получение в лаборатории из перманганата калия; 3 группа: получение в промышленности.

выполнить задания по изучению получения кислорода. (в маршрутных листах)

-По одному представителю от каждой группы комментируют: коротко о способе получения кислорода.

- Что означают химические формулы над стрелочками?

Работа с учебником стр.74. Что такое катализаторы?

Напоминаю ТБ при работе с горючими веществами.

Демонстрация опыта «Собирание кислорода методом вытеснения воздуха».

Составляют характеристику кислорода. Работают с таблицей в маршрутных листах.




Работа с датчиками Точки роста.

Взаимопроверка полученных данных, делают вывод.






Составляют описание кислорода по его физическим свойствам.







Самооценка


Учащиеся выполняют работают в парах: читают, составляют уравнения реакций.

Взаимоконтроль.

Самоконтроль.


Учащиеся наблюдают, объясняют опыт, предлагают методы доказательства.

4.Закрепление изученного материала


Организация работы в парах.

Задание вычеркните неверные суждения о кислороде. «Химический элемент – простое вещество»

(Приложение) -Отметьте, в каких случаях речь идёт о химическом элементе кислороде, а в каких – о простом веществе кислороде. Обведите цифру правильного ответа: красным – элемент, синим – вещество.

Обсуждение.

Учитель предлагает выполнить задание (Приложение).

-Вычеркните неверные суждения о кислороде.

Самооценка.

Работа в парах.

Выполняют задание, обсуждают, выбирают ответы, обводят правильные ответы. Представляют результаты, сравнивают.

Учащиеся выполняют задание, выполняют самоконтроль

5.Домашнее задание

Комментирует домашнее задание.

Параграф 22, стр. 75 - № 6, тестовые задания на стр. 76., упр.7

Осмысливают объем задания. Записывают домашнее задание.

6.Итоги урока. Рефлексия.


Учитель предлагает обучающимся оценить деятельность на уроке. Проводится рефлексия (Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…, было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я научился… я приобрел… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…).


Оценивают свои знания.

Задание

Вычеркните неверные суждения о кислороде.

  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Сложное вещество.--

  3. При обычных условиях бесцветный газ.

  4. Собирают вытеснением воздуха

  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.--

  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.--

  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.

  8. Газ, имеющий запах.--

  9. Поддерживает горение.

  10. Тяжелее воздуха.

  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  12. При обычных условиях жидкость.--

  13. Входит в состав воздуха.

  14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.











Маршрутная картаТЕМА :___________________________________________________________________________

Повторение

Теоретическая часть

Практическая часть

Задание1. Подчеркните сложные вещества:

4N2       3H2O     4S     P2O5     2Fe      3CuO      4O3      3NH3 


Порядковый номер____

Хим. знак____________

Латинское название- оксигениум

Аr (O)=________

Хим. формула простого вещества-______

Mr (O2) =_______

Валентность в соединениях равна _____


Получение кислорода в лаборатории.

1. Способ. Из чего получают?


Уравнение реакции, укажите её тип:



2 способ. Из чего получают?




Уравнение реакции:



Задание 2. Заполните таблицу:

КИСЛОРОД В ПРИРОДЕ

Литосфера- %

Биосфера- %

Гидросфера - %

Атмосфера- %

Закончите предложения:

Кислород в колбу можно собрать методом__________________________________________________ и методом ________________________________________.

Объясните, на каких свойствах кислорода основаны эти методы сбора газов.


Задание 3. Прочти записи и расставь валентность в соединениях:


3CuCI2


5AI2O3


Fe(OH)2

Характеристика физических свойств кислорода:

Цвет

Запах

Вкус

Растворимость в воде

Плотность по воздуху

(тяжелее/легче)

Горение-

Вычеркните неверные суждения о кислороде.

  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Сложное вещество.

  3. При обычных условиях бесцветный газ.

  4. Собирают вытеснением воздуха

  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.

  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.--

  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.

  8. Газ, имеющий запах.--

  9. Поддерживает горение.

  10. Тяжелее воздуха.

  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  12. При обычных условиях жидкость.--

  13. Входит в состав воздуха.

Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Оценка:





ТЕМА :___________________________________________________________________________

Повторение

Теоретическая часть

Практическая часть

Задание1. Подчеркните сложные вещества:

4N2       3H2O     4S     P2O5     2Fe      3CuO      4O3      3NH3 


Порядковый номер____

Хим. знак____________

Латинское название- оксигениум

Аr (O)=________

Хим. формула простого вещества-______

Mr (O2) =_______

Валентность в соединениях равна _____


Получение кислорода. Опыт Присли (стр. 73 учебника)

Из чего получал?



Что произошло с мышами?



Уравнение реакции, укажите тип реакции:

Задание 2. Заполните таблицу:

КИСЛОРОД В ПРИРОДЕ

Литосфера- %

Биосфера- %

Гидросфера - %

Атмосфера- %

Закончите предложения:

Кислород в колбу можно собрать методом__________________________________________________ и методом ________________________________________.

Объясните, на каких свойствах кислорода основаны эти методы сбора газов.


Задание 3. Прочти записи и расставь валентность в соединениях:


3CuCI2


5AI2O3


Fe(OH)2

Характеристика физических свойств кислорода:

Цвет

Запах

Вкус

Растворимость в воде

Плотность по воздуху

(тяжелее/легче)

Горение-

Вычеркните неверные суждения о кислороде.

  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Сложное вещество.

  3. При обычных условиях бесцветный газ.

  4. Собирают вытеснением воздуха

  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.

  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.--

  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.

  8. Газ, имеющий запах.--

  9. Поддерживает горение.

  10. Тяжелее воздуха.

  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  12. При обычных условиях жидкость.--

  13. Входит в состав воздуха.

Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Оценка:








ТЕМА :___________________________________________________________________________

Повторение

Теоретическая часть

Практическая часть

Задание1. Подчеркните сложные вещества:

4N2       3H2O     4S     P2O5     2Fe      3CuO      4O3      3NH3 


Порядковый номер____

Хим. знак____________

Латинское название- оксигениум

Аr (O)=________

Хим. формула простого вещества-______

Mr (O2) =_______

Валентность в соединениях равна _____


Получение кислорода в промышленности ( стр.25) учебника.

Из чего получают?



Условия получения?





Как хранят?

Задание 2. Заполните таблицу:

КИСЛОРОД В ПРИРОДЕ

Литосфера- %

Биосфера- %

Гидросфера - %

Атмосфера- %

Задание

Используя данные схемы, объясните методы собирания кислорода. Закончите предложения:

Кислород в колбу можно собрать методом__________________________________________________ и методом ________________________________________.

Объясните, на каких свойствах кислорода основаны эти методы сбора газов.

Задание 3. Прочти записи и расставь валентность в соединениях:


3CuCI2


5AI2O3


Fe(OH)2

Характеристика физических свойств кислорода:

Цвет

Запах

Вкус

Растворимость в воде

Плотность по воздуху

(тяжелее/легче)

Горение-

Вычеркните неверные суждения о кислороде.

  1. В промышленности получают из воздуха.

  2. Сложное вещество.

  3. При обычных условиях бесцветный газ.

  4. Собирают вытеснением воздуха

  5. В природе встречается только в составе сложных веществ.

  6. Собирают в перевернутый вверх дном сосуд.--

  7. В лаборатории получают из перекиси водорода.

  8. Газ, имеющий запах.--

  9. Поддерживает горение.

  10. Тяжелее воздуха.

  11. Входит в состав минералов, горных пород, песка, воды.

  12. При обычных условиях жидкость.--

  13. Входит в состав воздуха.

  14. Образуется в природе в процессе фотосинтеза.

Оценка



Работа в парах:

Для перечисленных в правой графе названий отметьте, являются ли они смесью, химическим элементом, химическим соединением. Соответствующую букву обведите кружком. Правильный ответ даст название химического элемента.

Название

Смесь

Химический

элемент

Химическое

соединение

Оксид водорода (Н2О)

А

В

К

Воздух

И

Н

Т

Атом кислорода

У

С

Ф

Уксусная кислота

З

М

Л

Молоко

О

Щ

Ы

Атом водорода

Ъ

Р

Э

Порошок железа и серы

О

Ю

Г

Глюкоза

Я

П

Д


Ответ:__________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!