СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии на тему "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока химии с использованием технологии развивающего обучения

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии на тему "Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения"»

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Галина Лариса Владимировна


Класс: 

8


Предмет

Химия


Тип урока

Комбинированный


Тема урока

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения


Дата

24.10.2024






Цель урока


Образовательная

Способствовать формированию у обучающихся понимания закона сохранения массы веществ и понятия о химических уравнениях; способствовать формированию навыков применения полученных знаний на практике и в повседневной жизни


Развивающая

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, навыки самостоятельной деятельности, умение организовывать себя на выполнения поставленной задачи; навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности.


Воспитательная

Воспитывать умение работать в парах; ответственность перед товарищами за результат своей деятельности, толерантность.






УУД

Личностные

Развивают мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл обучения, социальных и межличностных отношений.


Регулятивные

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней


Коммуникативные

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения.


Познавательные

Извлекают информацию из прочитанного текста, определяют основную и второстепенную информацию.


Планируемые результаты

Предметные

-знать



-уметь



Определения законов сохранения массы вещества и химическое уравнение; определять понятия «исходные вещества (реагенты)», «продукты реакции», «условие протекания реакции», «коэффициент»



Записывать схемы химических процессов и преобразовывать их в уравнения химических реакций


Личностные

Развивать умение управлять своей познавательной деятельностью.

Проявлять готовность к творческой работе и саморазвитию.


Метапредметные

Регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

Познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.


Основные понятия

Вещество, атомы, молекулы, химическая реакция, закон сохранения массы веществ


Ресурсы

Электронные

Химия. 9 класс. Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса



Методические для учителя

Гара Н.Н. Химия уроки в 9 классе. Пособие для учителя/М. Просвещение 2020.

Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы.



Учебные для ученика

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс/М. Просвещение 2020г.


Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная


Методы и приемы работы, используемые технологии

Технология развивающего обучения обучения. Приёмы: «дерево предсказаний», «кластер», «толстые и тонкие вопросы», «незаконченное предложение», «синквейн»


Дидактическая структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

УУД

Приёмы

Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие , проверка готовности к уроку

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место

Коммуникативные УУД:

-слушают и понимают речь других;

-умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-формулируют и аргументируют своё мнение и позицию;

-публично защищают свою позицию

Личностные УУД

Умеют осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости.


І ВЫЗОВ –

Актуализация имеющихся знаний;

Пробуждение интереса к получению новой информации; постановка учеником собственных целей






Проверка знаний

Обсудите в парах и дайте ответ на вопрос:

- Что происходит с дровами по мере их сгорания? Изменяется ли при этом масса веществ?














Напишите в середине строки словосочетание «Признаки химических реакций», от которого проведите стрелочки и напишите какие признаки химических реакций вам известны





Какие условия возникновения химической реакции?

Как отличаются условия возникновения и протекания химической реакции горения?






Отгадайте химический ребус:

В этом слове перепутаны слоги. Расставьте слоги так, чтобы можно было прочитать слово

не со ния хра

физическая величина с единицей измерения грамм

у=ения.

Сформулируем тему урока



Запишите в тетрадях тему урока.

Помогает формулировать цель урока:
- какая цель нашего урока?



Обсуждают ответ и высказывают своё мнение по данному вопросу
















Записывают в виде кластера признаки химических реакций

Отвечают на вопросы:

- тщательное измельчение и перемешивание веществ и нагревание.

- для возникновения реакции горения необходимо нагревание, а для дальнейшего протекания нагревание не нужно, реакция протекает с выделение большого количества теплоты.

Отгадывают ребус:

- закон





- сохранения


- масса

- уравнения


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения

Записывают тему.

Формулируют цель:

- знать формулировку Закона сохранения массы веществ, его физический смысл, уметь составлять уравнения химических реакций

Коммуникативные УУД

Умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Умеют вступать в дискуссию; анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение


Регулятивные УУД

Умеют определять учебную цель и задачи, осознавать цель и задачи предстоящей деятельности

Познавательные УУД

Сформулируют мнение методом аналитического мышления; обосновывают или доказывают правильность своего суждения.




















Личностные результаты:

-учебно-познавательный интерес;

-самоопределение, самосознание;

-формируют умение анализировать и делать выводы о проделанной работе, оценивать свои умения и навыки.




«Дерево предсказаний»
















«Кластер»









«Толстые и тонкие вопросы»

ІІ. Осмысление

Организует работу

по осмыслению и первичному запоминанию изучаемого материала, консультирует.


Выбери формулировку закона сохранения массы веществ.

Равные объёмы различных газов при одинаковых температуре и давлении содержат одинаковое число молекул.

Вещества имеют постоянный состав независимо от способа и места их получения.

При неизменном давлении объёмы реагирующих и образующихся газов соотносятся как небольшие целые числа.

Суммарная масса исходных веществ, участвующих в реакции, равна суммарной массе продуктов реакции.

- Что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями?




Что такое, по-вашему, химическое уравнение?

Предлагаю посмотреть видео опыта «Горение фосфора в кислороде».

Опишите словами, что вы наблюдали?

Вы описали химическую реакцию словами. А теперь давайте составим условную запись или схему реакции

P+O2 P2O5

Как химики обозначают на письме фосфор, кислород, оксид фосфора?

- Как вы назовёте вещества (фосфор, кислород), которые вступили между собой в реакцию? 


- Как вы назовёте оксид фосфора (V), который образовался в ходе химической реакции? 

Можете ли вы между левой частью и правой частью вашей записи поставить знак равенства.

Почему нет? Сравните левую и правую части схемы. В чем сходство? В чем разница?



Какой закон необходимо применить?

Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдаётся выдаётся алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций.

- пользуясь данным алгоритмом, расставьте коэффициенты.

Посмотрите видео опыта «Горение серы» и самостоятельно составьте уравнение реакции.



Предлагаю выполнить тестовый самоконтроль







Выбирают правильный ответ:

- Суммарная масса исходных веществ, участвующих в реакции, равна суммарной массе продуктов реакции.














Используем уравнения в математике и физике. Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами.

Высказывают свои мысли.



Смотрят видео опыта.

Описывают опыт.


Записывают схему реакции в тетрадях.



Под формулами веществ записывают их названия



Исходные вещества или реагенты.

Продукт реакции.



Нет



Сходство – в наличии фосфора и кислорода, разница – в количестве атомов химических элементов.

Закон сохранения массы веществ.

Выполняют задания в группах, затем один ученик - у доски:

4P+5O2=2P2O5



Смотрят видео опыта и составляют уравнение реакции горения серы:

S+O2=SO2


Выполняют  тест. Проверяют по ключам ответы теста.

Определяют вопросы, на которые даны неправильные ответы.















Познавательные УУД.

-способны ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивные УУД

-Развивают навыки самооценки и самоанализа;

-умеют определять степень успешности выполнения работы.


ІІІ Рефлексия-рождение нового знания

Закончите любое из предложений на выбор:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. я понял, что…

  6. теперь я могу…

  7. я почувствовал, что…

  8. я приобрел…

  9. я научился…

  10. у меня получилось …

  11. я смог…

  12. я попробую…

  13. меня удивило…

  14. урок дал мне для жизни…

  15. мне захотелось…


Самоанализ, самооценка

Познавательные УУД.

Развивают способность анализировать результаты, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного. Коммуникативные УУД

Умение оформлять свои мысли в устной форме;

-умение работать в группе;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Незаконченное предложение

Домашнее задание

Составить синквейн на тему Химическое уравнение

Уточняют задание, задают учителю вопросы

Регулятивные УУД

-умеют проявлять самостоятельность , творчество ( креативный подход) к составлению синквейна;

-систематизируют полученные знания.

«Синквейн»

Приложение 1

Алгоритм расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций

1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.

2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти наименьший общий кратный (НОК).

3. Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты. Поставить их перед формулами.

4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.

5. Последним: проверить количество атомов кислорода.