Технологическая карта урока химии
-
| Провела урок учитель химии высшей категории Салаватова З.А. |
-
| Хасавюртовский многопрофильный лицей «им. А.Абукова» |
-
| 10-й класс |
-
| Дата _______________ |
Тема: Полисахариды
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Общедидактическая цель урока: Создать условия для осознания и осмысления нового учебного материала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Образовательные задачи: Создать условия для формирования понятий о свойствах, строении, нахождении в природе и применении крахмала и целлюлозы.
Способствовать формированию понимания взаимосвязи между строением, свойствами и практическим значением полисахаридов.
Развивающие задачи: Создать условия для дальнейшего формирования навыков и умений самостоятельной работы учащихся, развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, применять знания на практике.
Воспитательные задачи: Способствовать формированию положительного отношения к знаниям, воспитание мотивов учения, интереса и любознательности, формирования межличностных отношений через работу в группах.
Ведущая идея: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению химии через использование технологии критического мышления, как средства активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Форма урока: Беседа с элементами исследовательской деятельности.
Методы обучения: Объяснительно- иллюстративный, исследовательский.
Средства обучения: Медиапроектор, компьютер, экран, презентация «Полисахариды», информационные карточки, карточки с таблицей, материалы для рефлексии (варианты завтрака).
Оборудование и реактивы:
Столы обучающихся – химические стаканы с объектами исследования (мука, овёс, рис, гречка, горох, чечевица, картофель); химический стакан с водой; 2 стеклянные палочки; спиртовой раствор йода; образец крахмала; образец целлюлозы (вата).
Демонстрационный стол – химический стакан с крахмалом; химические стаканы с холодной и горячей водой; 4 хлопчатобумажных платка (три из них накрахмалены); пинцет; стеклянная палочка; кристаллизатор с холодной водой.
Интеграционные связи: Внутрипредметные - единство закономерностей проявления химических свойств. Межпредметные - связь с биологическими и экологическими знаниями, связь химии с историей, литературой.Прямая связь с жизнью.
Ожидаемые результаты:
После проведения урока учащиеся должны
Знать (понимать):свойства, сходство и отличие крахмала и целлюлозы.
Уметь: Распознавать крахмал и целлюлозу. Объяснять значение полисахаридов в жизни человека.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент. 2 минуты | Приветствует учащихся, создает благоприятную обстановку на уроке. Обращает внимание учащихся на готовность к уроку. | Настраиваются на урок. Готовятся к уроку. Осуществляют предметно-практическую деятельность. |
Актуализация знаний. 3 минуты | Предлагает систему вопросов, способствующих выявлению главной проблемы урока. | Отвечают на вопросы, сталкиваясь с противоречиями, возникающими в ходе их обсуждения. |
Целеполагание и мотивация. 2 минуты | Формирует тему урока, ставит цель. | Осмысливают тему урока. |
Первичное усвоение знаний. 13 минут | Организует самостоятельную экспериментальную деятельность учащихся исследовательского характера. Разъясняет исследовательские задания. Проводит инструктаж по технике безопасности при обращении с химическими реактивами. Помогает и контролирует проведение лабораторных исследований. Наблюдает за ходом работы учащихся в парах. | Слушают инструктаж по технике безопасности. Проводят экспериментальные исследования. Выдвигают гипотезу в ходе проведения эксперимента. Объясняют и подтверждают выдвинутую гипотезу. |
Осознание и осмысление учебного материала. 10 минут | Организует обсуждение экспериментальной деятельности учащихся в группах. Демонстрирует свойства крахмала. Предлагает обучающимся найти объяснение увиденного. | Воспроизводят полученные результаты своих исследований. Осуществляют поиск информации, синтезируют ответ на вопрос. |
Закрепление в процессе заполнения сравнительной таблицы. 7 минут | Организует деятельность учащихся по заполнению таблицы по заранее составленным шаблонам. | Осуществляют деятельность по сравнению свойств крахмала и целлюлозы. Делают выводы. |
Домашнее задание 3 минуты | Объясняет особенности домашнего задания. § 15, стр. 116 № 3, 4, 5 (устно) | Записывают домашнее задание. |
Рефлексия. 5 минут | Организует деятельность учащихся по выбору типа питания человека на основе полученных знаний. | Оценивают свою деятельность на уроке, выбирая правильный завтрак. |
Конспект урока:
Актуализация знаний
Приветствие обучающихся.
Дежурный, вытрите, пожалуйста, доску. Ученик медленно встаёт и выполняет просьбу (учащийся заранее предупреждён, как он должен двигаться).
Ребята, вы видите, что дежурный еле двигается. Что бы вы сказали о нём, используя русские народные поговорки? Мало каши ел.
Почему так говорят? Только ли каша придаёт силы живым существам?
Построим логическую цепь:
Из чего варят кашу? Из крупы.
Откуда берётся крупа? Из злаков.СЛАЙД 1
Какие организмы называют злаками? Растения.
Каким образом осуществляется питание растений? Фотосинтез.
Назовите вещества, которые накапливаются в растениях в результате фотосинтеза. Глюкоза, крахмал.
Какое из этих веществ содержится в злаках?Крахмал, так как злаки не обладают сладким вкусом.
Целеполагание и мотивация.
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос мы должны продолжить изучать тему «Углеводы», рассмотрев третью оставшуюся группу углеводов – полисахариды. СЛАЙД1 (тема)
Какие вещества относятся к полисахаридам? Крахмал, целлюлоза, гликоген.
Первичное усвоение знаний.
Вначале поговорим о крахмале. Каким образом можно доказать наличие крахмала в растениях? Стр. 113, рис. 71
Я предлагаю вам обнаружить крахмал в образцах злаков. Соблюдая осторожность, налейте немного воды в стакан с образцом и добавьте 3 капли раствора йода. Представьте свои результаты.
Осознание и осмысление учебного материала.
В какой части растения «прячется» крахмал?В клетке.СЛАЙД 2
Посмотрите, какие формы принимают крахмальные зёрна в клетках различных растений. СЛАЙД 3 - 9
Изучите образец крахмала на вашем столе, опишите его физические свойства.
Растворяется ли крахмал в воде? ДЕМОНСТРАЦИЯ – растворение крахмала в холодной и горячей воде. СЛАЙД 10
Почему крахмал не растворяется в холодной воде, а частично растворяется в горячей? Для ответа используйте рисунок на слайде. СЛАЙД 10 (вопрос + картинка)
Демонстрация - накрахмаливаниеплатка. Учащимся демонстрируется заранее накрахмаленный платок.
Почему накрахмаленный платок стал «хрустящим»? Для ответа на этот вопрос изучите инструктивную карту № 1.
Решите жизненную задачу: Маша и Даша – одноклассницы. Маша позавтракала шоколадкой с чаем, а Даша - гречневой кашей с молоком. Кто из них проголодается после первого урока? Обоснуйте свой ответ.
Все ли животные употребляют в пищу крахмалсодержащие продукты?
Некоторые из них могут кушать так: МУЛЬТФИЛЬМ СЛАЙД 11
Возможна ли такая ситуация в жизни? Да, так как ткань – хлопчатобумажная, а это целлюлоза. СЛАЙД 12
Изучите образец целлюлозы (вата), налейте немного воды, добавьте несколько капель раствора йода. Почему окраска не изменилась?
СЛАЙД 13Может ли человек составить компанию корове? Обоснуйте свой ответ, используя 1 и 2 абзац инструктивной карты № 2.
Закрепление в процессе заполнения сравнительной таблицы.
СЛАЙД 14Дайте сравнительную характеристику крахмала и целлюлозы, заполнив таблицу (см. приложение), используя учебник с. 112 – 115 и информационные карты.
В чём сходство молекул полисахаридов?
В чём отличие молекул полисахаридов?
Какую роль играет крахмал в жизни человека?
Каково значение целлюлозы?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 15, с. 116 № 3, 4, 5 (устно)СЛАЙД 15
РЕФЛЕКСИЯ. Мы изучили роль углеводов в жизни человека. На основе полученных знаний, выберите, по вашему мнению, правильный завтрак (образцы завтраков на слайде). Сделав выбор, прикрепите магнит на картинку с выбранным вами завтраком. СЛАЙД 16 (переход по гиперссылке к презентации «Завтрак»)
Спасибо за урок.