СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока химии за курс 8 класса по теме: Кристаллические решетки.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твёрдых тел, кристаллической решётке; познакомить с типами кристаллических решёток, их взаимосвязи с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока химии за курс 8 класса по теме: Кристаллические решетки.»



Технологическая карта урока химии за курс 8 класса по теме: Кристаллические решетки.

Цель

сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твёрдых тел, кристаллической решётке; познакомить с типами кристаллических решёток, их взаимосвязи с видами химической связи и их влиянием на физические свойства веществ.

Тип урока

урок открытия новых знаний

Методы обучения

Частично-поисковый, проблемный

Формы обучения

Индивидуальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия

Аморфные, кристаллические вещества, кристаллическая решетка, виды кристаллических решеток: молекулярная, атомная, металлическая, ионная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Химия»; О.С. Габриелян, ПСХЭ Д.И.Менделеева, модели кристаллических решёток хлорида натрия, графита, оксида углерода (IV), плакат «Типы кристаллических решёток», образцы кристаллических и аморфных тел (изделия из пластмассы, пластилин, стекло, слюда, мрамор, кварц, графит, песок, йод кристаллический, поваренная соль, сера кристаллическая, сахар, Al, Zn), карточки с заданиями, тесты.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: определения изученных понятий: «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристаллическая решетка», «ионная кристаллическая решётка», «атомная кристаллическая решётка», «молекулярная кристаллическая решётка», «металлическая кристаллическая решётка»

Уметь: устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью и типом кристаллической решётки химических соединений; характеризовать атомные, молекулярные, ионные и металлические кристаллические решётки; характеризовать свойства веществ с атомной, ионной, металлической и молекулярной кристаллическими решётками; приводить примеры веществ с разными типами кристаллической решётки

Познавательные – использовать знаково-символические средства для решения задач; создавать обобщения, устанавливать аналогии, осуществлять классификацию, делать выводы; проводить наблюдение; моделировать объекты; составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ.

Регулятивные – формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты; работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно; оформлять отчёт с описанием эксперимента, его результатов и выводов.

Коммуникативные - строить речевые высказывания в устной форме; выражать и аргументировать свою точку зрения; сотрудничество учащихся между собой, работа в группах; взаимоконтроль, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Личностные - формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту; понимание значимости естественно-научных знаний в повседневной жизни, технике, медицине, для решения практических задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующее совре­менному уровню развития науки и общест­венной практики.

Организационная структура урока

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат или формируемые способы деятельности

Продолжительность этапа

1

Организационный этап

Приветствие. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу, проверяет готовность к уроку


Подготовка класса к работе

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)


1 мин.

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Ведет эвристический диалог и организует деятельность учеников по определению цели урока и её достижения.

Какие области применения кристаллов вы можете назвать?

Как вы думаете, почему кристаллы применяются по-разному?

Почему у кристаллов разные свойства?

Вопрос: Какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать?

По итогам беседы учитель и ученики совместно формулируют цель урока:

«Изучить типы кристаллических решёток»

Цели урока, после ответов учащихся (показ слайдов презентации)

Включаются в эвристический диалог.

Совместно определяют тему и цель урока.






















Личностные

(смыслообразование)


Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)


Регулятивные (прогнозирование)

5 мин.

3

Актуализация знаний

Организует деятельность учащихся по определению связи изученного ранее на уроках физики и химии с новой темой

Группа 1, 2

Обсудите в группах, от чего зависит агрегатное состояние воды, и составьте кластер.

Группа 3,4

Обсудите в группах, от чего зависит одинаковое агрегатное состояние железа, поваренной соли, кварцевого песка, и составьте кластер.

«Кристаллические вещества имеют чёткую температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц в строго определенных точках пространства. При соединении этих точек прямыми линиями образуется пространственный каркас, называемый кристаллической решёткой. Точки, в которых размещены частицы кристалла, называют узлами решётки. Типы кристаллических решеток зависят от частиц, которые расположены в узлах кристаллической решетки».

(3,4,5,6)

Отвечает на вопросы учителя, работая в группе.

Записывают определения основных понятий по теме урока

познавательные:

умение структурировать знания;

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

логические:

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез

коммуникативные:

умение выражать свои мысли, осуществляют контроль, коррекцию и оценку своих действий;

регулятивные:

самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия































































































Личностные

(смыслообразование, формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью)

10 мин.

4

Первичное усвоение новых знаний



























































































Физминутка




Организует учащихся на выполнение практической работы, координирует работу в группах, предлагает планы работы групп.

Лабораторная работа

Используйте учебник

Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества

1 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

1. Какие кристаллические решетки называются ионными?

2. Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия.

3. Заполните таблицу №1

4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой.

5. Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку?

2 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

1. Какие кристаллические решетки называются атомными?

2. Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза.

3. Заполните таблицу №1

4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой.

5. Какие вещества имеют атомную кристаллическую решетку?

3 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

1. Какие кристаллические решетки называются металлическими?

2. Исследуйте макет кристаллической решетки железа.

3. Заполните таблицу №1

4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой.

5. Какие вещества имеют металлическую кристаллическую решетку?

4 группа

Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток.

1. Какие кристаллические решетки называются молекулярными?

2. Исследуйте макет кристаллической решетки воды.

3. Заполните таблицу №1

4. Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с молекулярной кристаллической решеткой.

5. Какие вещества имеют молекулярную кристаллическую решетку

Делает вывод. Показ слайдов (7-8-9-10-11)

- Как вы думаете, влияет ли тип кристаллической решётки на физические свойства вещества? (Да)



Повторяют движения используя тренажер для глаз Базарнова В.Ф.


Выполняют практическую работу в группе, делают выводы.


Работают с учебником по предложенному плану, заполняют таблицу, делают вывод, составляют рассказ.


В конце самостоятельной лабораторной работы внимательно слушают выступления представителей от каждой из 4 групп по одному из типов кристаллических решёток, остальные дополняют, корректируют ответы.
































































Существует следующая закономерность: Если известно строение веществ, то можно предсказать их свойства или наоборот: если известны свойства веществ, то можно определить их строение.


5 мин.

5

Первичная проверка понимания

Организует деятельность учащихся по обсуждению результатов работы в группах

Представляют результаты выполненной работы (рассказ), слушают и заполняют таблицу в тетради. Приложение.

Сравнивают данные таблицы и устанавливают причинно-следственные связи

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Коммуникативные

(сотрудничество в поиске информации)

Личностные

(смыслообразование)

5 мин.

6

Первичное осмысление и закрепление изученного

Даёт тестовое задание по изученной теме.

вариант 1

1. Вещества с атомной кристаллической решеткой

1) очень твердые и тугоплавкие

2) хрупкие и легкоплавкие

3) проводят электрический ток в растворах

4) проводят электрический ток в расплавах

2. Молекулярное строение имеет

1) алмаз

2) азот

3) кремний

4) поваренная соль

3. У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка

1) атомная

2) ионная

3) молекулярная

4) металлическая

4. Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении:

1) NaCl

2) SiO2

3) Н2О

4) Ba(NO3)2

5. Найти соответствие


Вещество


Тип кристаллической решетки

1

Серебро

А. Молекулярная.

Б. Ионная

В. Металлическая

2

Поваренная соль

3

Углекислый газ

4

Азот


вариант 2

1. Вещества с молекулярной кристаллической решеткой

1) очень твердые и тугоплавкие

2) хрупкие и легкоплавкие

3) проводят электрический ток в растворах

4) проводят электрический ток в расплавах

2. Ионное строение имеет

1) алмаз

2) азот

3) кремний

4) поваренная соль

3. У веществ с высокой теплопроводностью кристаллическая решетка

1) атомная

2) ионная

3) молекулярная

4) металлическая

4. Атомный тип кристаллической решетки реализуется в строении:

1) NaCl

2) SiO2

3) Н2О

4) Ba(NO3)2

5. Найти соответствие


Вещество 

Тип

кристаллической

решетки

1

Вода

А. Молекулярная

Б. Ионная

В. Металлическая

2

Сернистый газ

3

Нитрат калия

4

Олово


Предлагает провести взаимоконтроль и оценить деятельность друг друга по данным критериям.

Побуждает к высказыванию учащимися своего мнения о результатах урока.



Выполняют тест.

Проводят взаимоконтроль и оценивают ответ одноклассника.

Вариант1:

1)1, 2)2,3)3,4)3.

2 Задание :1-в,2-б,3-а,4-а

Вариант 2

1)2, 2)4, 3)4, 4)2

2 задание: 1)а, 2)а3)б 4)в

КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ

"5" – 7- 8 – правильных ответов;

"4" –5- 6 правильных ответов;

"3" –4- 3 правильных ответов;

"2" – 2 и меньше правильных ответов


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Определяют значимость урока для себя лично.

познавательные:

общеучебные:

умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.


коммуникативные

умение выражать свои мысли.


регулятивные:

волевая саморегуляция;

оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, прогнозирование

15 мин.

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Предлагает разноуровневые домашние задания по выбору,

1 уровень (для всех): параграф 23 упр.1,4 ,5

2 уровень смоделировать кристаллическую решетку любого вещества;

составить синквейн на тему «кристалл», «решётка»

записывают задание в дневник

Личностные (самоопределение)


Регулятивные (оценка, саморегуляция)

2 мин.

8

Рефлексия (подведение итогов занятия)

предлагает заполнить таблицу:


Знания/умения

Да

(+)

Нет

(-)

1) я знаю



а) типы кристаллических решеток



б) физические свойства веществ с определенным типом решеток



2) я умею:



а) определять тип решетки по свойствам веществ



б) прогнозировать свойства веществ по типу кристаллической решетки



просит обучающихся поделится впечатлениями об уроке:

-что узнали нового интересного на уроке?

- что произвело большее впечатление?

Делают выводы

Осуществляют самооценку собственной деятельности



























Познавательные

(общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)

Регулятивные

(коррекция)

Личностные (самоопределение)

2 мин.



Приложение 1

Таблица 1. Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ


Тип

решетки

Виды частиц в узлах решетки

Вид связи между частицам

Примеры веществ

Наиболее характерные физические свойства

Практическое значение физических свойств

Ионная

Ионы: катионы и анионы

Ионная

Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов

Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие хорошо растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве

Производство металлов методом электролиза из растворов или расплавов их солей

Атомная

Атомы

Ковалентная

Алмаз, кремний, бор, кварц (оксид кремния)

Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д.

Изготовление режущих и сверлящих инструментов из данных веществ

Молекулярная

Молекулы

Между молекулами существуют слабые силы межмолекулярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь

При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др.

Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость

«Сухой лёд», нафталин

Металлическая

Атом-ионы

Металлическая

Металлы и сплавы

Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д.

Изготовление изделий различной формы, электропроводников, нагревательных элементов и т.д.