Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1 урок |
Орг.момент | | |
Актуализация знаний | - Прочитай название раздела, который мы сегодня будем изучать - А что такое фантазия? - Предлагаю отправиться в фантастическое космическое путешествие. Но для начала проведем речевую разминку. | Раздел «Страна фантазия» Фантазия — это выдумка, неправда |
Речевая разминка | - Прочитать шепотом, вполголоса, громко Звездолёт – стальная птица, Он быстрее света мчится. Познает на практике Звездные галактики - О чем говорится в чистоговорке? | Читает чистоговорку по заданию учителя в чистоговорке говорится о звездолёте, о галактике |
Самоопределение к деятельности | Космокатер на готове - Шум мотора, грохот, рев. *5,4,3, 2,1 В мир фантастики летим – Сегодня мы прочтём отрывок из повести «Путешествие Алисы. Кустики», в котором произошло одно чудесное превращение. | |
Знакомство с писателем | Кир Булычёв – это псевдоним. Настоящее имя - Игорь Всеволодович Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, то Кира Булычёва знают миллионы любителей фантастики. Писатель собрал факты о нераскрытых загадках древних цивилизаций и рассказал о них на страницах своих книг. Популярностью пользовались рассказы о приключениях девочки-непоседы. Главная героиня — школьница Алиса Селезнёва. Имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы. Книги Булычёва представляют собой сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. | |
Словарная работа | Космокатер - летательный аппарат будущего Иллюминатор - круглое, плотно закрывающееся окно на корабле или самолёте, ракете Кают-компания - общее помещение для пассажиров или команды судна, служащее столовой, местом отдыха, занятий. Отсек - отделённая от других часть специального помещения (на корабле, самолёте) Трофеи - вещественная память о победе, подвиге, об успехе в какой-либо области. Бархан – песчаный наносный холм в степях, пустынях. Ложбина – неглубокий овраг с пологими склонами. Трюм – внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей. Зачарованный – покорённый чарующим действием кого-либо, чего-либо. Огнемёт – оружие для метания, выбрасывания горящей жидкости. Механик - следит за исправностью техники, монтирует ее и при необходимости восстанавливает. | |
Чтение и анализ произведения | - О каком приключении Алисы вы прочитали? – В чем необычность, фантастичность всего произошедшего? – От чьего имени ведется рассказ? Докажи. – Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? - Изменилось ли их отношение к кустикам потом? – Охарактеризуй Алису. Какой она была? – Где герои нашли растения? Как они выглядели? (стр.150) –Что услышали герои? – Кто такой Зелёный? –Откуда доносилось пение? Что это предвещало? –Что же испугало механика Зелёного? – Как изменились кустики? – Как повели себя люди? Как повели себя растения? – Как удалось усмирить растения? – Как Алиса догадалась, что им нужно? – В чем фантастичность этой истории? Что близко к действительности? - Почему автор назвал историю «Кустики»? | О космическом приключении кустики были живые от имени автора, он рассказывает от первого лица (я) они испугались, защищались изменилось, герои перестали их бояться, поливали их добрая, любопытная, сообразительная.... в космической пустыне, в ложбине... услышали пение Зелёный- это механик корабля пение доносилось из трюма. Пение предвещало бурю Зеленый испугался кустиков, которые шли на него их корни превратились в корявые ноги, а красные бутоны — в зловещие глаза люди стали убегать от кустиков, защищаться от них шваброй, а растения вырвали у них швабру из рук Алиса полила их водой они же растения, а растениям нужна вода фантастика в том, что кустики ожили. А само путешествие и космический корабль близки к действительности в этой истории рассказывается про кустики, они являются главными героями |
2 урок |
Проверка д/з КИМы «Литературное чтение» 4 кл, стр. 52 | - Соедини слово с его значением Космокатер | круглое, плотно закрывающееся окно на корабле или самолёте, ракете | Иллюминатор | отделённая от других часть специального помещения (на корабле, самолёте) | Отсек | летательный аппарат будущего | Трюм | общее помещение для команды судна, служащее столовой, или местом отдыха. | Кают-компания | оружие для метания. | Бархан | внутреннее помещение корабля между палубой и днищем, используемое для размещения груза, котлов, двигателей. | Огнемёт | песчаный холм в пустыне. | Механик | следит за исправностью техники, монтирует её и при необходимости восстанавливает. | Задание «Верно — неверно» - Я буду читать вопрос и называть ответ. Если ответ правильный — ты ставишь знак +, если ответ неверный — знак «-» | Выполняет задания |
Работа с иллюстрациями | - Найди и прочитай описание фрагмента к данной иллюстрации | Работает с текстом произведения |
Работа на карточке | - Прочитай, подумай и запиши, какие слова пропущены в тексте? Стр. 157 №6 В дверном проёме показались кустики. Зрелище было ужасное. Кустики ...(вылезли) из полного песку ящика и, тяжело ...(переступая) на крохотных уродливых корнях, ...(двигались) на нас. Они ..(шли). полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие (глаза)..., розовые цветы. Слова для справок: глаза, двигались, шли, переступая, вылезли | Работает с карточкой. Вставляет пропущенные слова |
Характеристика героя (Алисы) | - Среди предложенных слов выбери те, которыми можно описать Алису. Запиши их в тетрадь. Алиса: смелая, трусливая, сообразительная, приходит на помощь, добрая, злая, глупая, умная, сообразительная, любопытная, безответственная, фантазерка, ленивая. | Даёт характеристику Алисе |
План рассказа | - Расположи полоски с пунктами плана в правильной последовательности. Наклей их в тетрадь. 1. Космическая пустыня. 2. В пустыне росли Кустики. 3. Герои забрали Кустики на корабль. 4. Кустики поют. 5. Кустики нападают на героев. 6. Борьба с кустиками. 7. Алиса поливает кустики. 8. Алиса спасает всех. 9. Маленький кустик, любитель компота. | Составляет план произведения |
Пословицы | - Найди среди пословиц те, которые подходят к этому рассказу. Объясни их смысл. а) Кто путешествует, тот познаёт. б) Жизнь дана на добрые дела. в) У страха глаза велики. г) Где смелость, там и победа. д) Хочешь есть калачи-не сиди на печи. е) Один в поле не воин. ж) Терпение и труд всё перетрут. з) Тише едешь — дальше будешь. | Ищет в интернете пословицы А, б, в, г, е |
Выборочное чтение | 1) Какими были кусты? (с.150) 2) Сколько раз космокатеру пришлось облететь всю пустыню? (стр. 150) 3) Что услышали на борту? (Стр. 150) 4) Что сделали кустики? (с. 151, 152, 153) 5) Что сделала Алиса? (с. 154) 6) Как Алиса объяснила пение кустиков? (стр. 155 ) 7) Вывод космобиолога о поведении кустиков. (с. 156) | Находит ответы на вопросы в тексте и читает |
Итог урока. Рефлексия | - С каким произведением вы познакомились на уроке? - Чем отличается фантастика от других жанров литературы. - Понравился ли тебе фантастический рассказ? - В этом разделе мы продолжим знакомиться с фантастическими произведениями - Перед тобой лесенка, помести человечков следующими образом. Зеленая – тебе понравилось на уроке работать, было интересно Желтая – тебе понравилось на уроке работать, но возникали вопросы Красная – тебе не очень понравилось на уроке работать. | «Путешествие Алисы. Кустики» отвечает на вопросы. Подводит итог урока. Оценивает свою работу на уроке. |