Конспект урока по биологии .
Тема урока: «Класс Двудольные. Семейство Бобовые».
Цель: Создать условия для формирования представлений о семействе Бобовых; способствовать развитию умения описывать представителей семейства; помочь раскрыть значение семейства Бобовых в природе и жизни человека.
Задачи: Образовательная: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений, познакомить с особенностями строения семейства Бобовых.
Развивающая: развивать внимание, любовь к природе.
Воспитательная: воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы.
Тип урока: Формирование новых знаний.
Личностные результаты: Любознательность и интерес к изучению природы.
Метапредметные УУД: Регулятивные: развитие логического мышления, умение обрабатывать информацию, контроль и оценка процесса и результатов действия;
Познавательные: находить информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, организовывать свою учебную деятельность;
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать одноклассников, находить ответы на вопросы, формулировать их.
Формы и методы обучения: Формы: индивидуальная, групповая;
Методы: словесные, наглядные, практические, дедуктивные;
Понятия и термины: Бобовые, мотыльковые, боб, парус, лодочка, весла.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, призентация, гербарный материал.
I.Организация начала урока.
Цель: настроить обучающихся на работу на уроке: 1.Сверить количество обучающихся по списку.
2.Проверить готовность обучающихся к уроку.
II.Повторение материала по предыдущей теме: «Двудольные растения. Семейство Розоцветные»
Цель: обобщить и повторить материал по теме: «Двудольные растения. Семейство Розоцветные».
Учитель: -Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Семейство Розоцветные)
-Давайте вспомним этот материал и проверим как Вы его усвоили. Для этого напишем тест на тему семейство Розоцветные .(тест прилагается)
III.Сообщение темы и цели урока.
Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.
Учитель: -Тема нашего урока «Семейство Бобовых (Мотыльковых). Сегодня мы познакомимся с представителями данного семейства и их характерными признаками. Этих растений на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. В чем их особенности?
А для начала: отгадай 5 загадок и получи 5. (на доску вывешиваем картинки-подсказки)
1.Цветок-крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (горох)
2.Что же это за подвох? Вдруг на дереве - горох? (акация)
3.Даже в день укоса, кустик ниже проса. Зато семя одно ста просинкам равно. (бобы)
4.Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек. (Люпин)
5.Голодный шмелик вздыхает тяжко: поесть бы кашки…Да вот же – кашка!
Попробуй, шмелик, в ней сок медовый – шмелям и пчелам обед готовый. (клевер)
Учитель: Семейство Бобовых одно из самых крупных – более 12000 видов. Они обладают разными жизненными формами: это однолетние и многолетние травы (?), деревья(?) и кустарники(?).
Многие из них человек выращивает для получения корма(?),есть среди них лекарственные(?), декоративные (?), дикорастущие (?),пищевые (?).
Правильно! Молодцы!
Пищевые: горох, соя, фасоль бобы, арахис, чечевица.
Горох – Родина Афганистан, а у нас ростет даже в Заполярье. Выдерживает температуру -5оС.
Содержит 34% белка (заменяет мясо).
Фасоль – Родина Южная Америка. Перу – даже во рту у мумии нашли фасоль. 30% белка, низких температур не переносит.
Соя : 40% белка, 25% жира. Делают соевое масло ( у нас в Приморье).
Арахис – Родина Бразилия (плоды под землей – земляной орех).Цветы после оплодотворения погружаются в почву, где и созревают.
Декоративные: акация, душистый горошек, люпин
Кормовые: люцерна, клевер.
Лекарственные: донник, термопсис,солодка.
Учитель: Что же общего у всех этих растений? Конечно формула цветка! Ч(5)Л3(2)Т(9)+1П1
Что это значит? Свое название семейство получило из-за необычного строения цветка: он похож на мотылька, присевшего отдохнуть. А второе название – Бобовые – дано из-за типа плода «боб».
Цветок: 5 сросшихся чашелистиков; 5 лепестков, из них 1-парус, 2-весла, (2) сросшиеся-лодочка; 10 тычинок (из которых 9 срослись и 1 свободная, 1 пестик.
Соцветие: кисть или головка.
Плод: боб (две створки, на которых располагаются семена);
Стебель: прямой, стелющийся (клевер), цепляющийся (горох);
Листья: сложные, тройчатые, перистые, пальчатые;ми, в которых находятся клубеньковые бактерии
Корень: стержневой с клубеньками, в которых находятся клубеньковые бактерии.Они поглощают азот из воздуха почвы и накапливают его в тканях растений. Поэтому их применяют в качестве «живого удобрения» т.к. после гибели растения азот остается в почве.
Учитель: как называется такое взаимоотношение между организмами? (симбиоз)
lV.Закрепление изученного материала.Смотрим слайды по электронному приложению к учебнику и отвечаем на воросы:
-Как называется это семейство?
-Откуда произошло название Мотыльковые.
-Почему семейство имеет второе название Бобовые?
-Напишите формулу цветка.
-Назовите растения семейства, которые используются человеком.
-Почему Мотыльковые часто называют «живым удобрением».
V. Рефлексия. Что нового Вы узнали?
Какие затруднения у Вас возникли при работе на уроке.
Выберите горошины, отражающие Ваше состояние на уроке:
-горошина Интересно; горошина Познавательно; горошина Скучно; горошина Не интересно.
VI.Подведение итогов. Оценивает работу учащихся, комментирует оценки.
Домашнее задание. ( с.81-83) Подготовить сообщение на тему: «Растения семейства Бобовых. Их значение в жизни Человека».