СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Бобовые"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Бобовые"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Бобовые"»

Конспект урока по биологии .

Тема урока: «Класс Двудольные. Семейство Бобовые».

Цель: Создать условия для формирования представлений о семействе Бобовых; способствовать развитию умения описывать представителей семейства; помочь раскрыть значение семейства Бобовых в природе и жизни человека.

Задачи: Образовательная: продолжить формирование представления о многообразии цветковых растений, познакомить с особенностями строения семейства Бобовых.

Развивающая: развивать внимание, любовь к природе.

Воспитательная: воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы.

Тип урока: Формирование новых знаний.

Личностные результаты: Любознательность и интерес к изучению природы.

Метапредметные УУД: Регулятивные: развитие логического мышления, умение обрабатывать информацию, контроль и оценка процесса и результатов действия;

Познавательные: находить информацию о растениях, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую, организовывать свою учебную деятельность;

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать одноклассников, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Формы и методы обучения: Формы: индивидуальная, групповая;

Методы: словесные, наглядные, практические, дедуктивные;

Понятия и термины: Бобовые, мотыльковые, боб, парус, лодочка, весла.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, призентация, гербарный материал.

I.Организация начала урока.

Цель: настроить обучающихся на работу на уроке: 1.Сверить количество обучающихся по списку.

2.Проверить готовность обучающихся к уроку.

II.Повторение материала по предыдущей теме: «Двудольные растения. Семейство Розоцветные»

Цель: обобщить и повторить материал по теме: «Двудольные растения. Семейство Розоцветные».

Учитель: -Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Семейство Розоцветные)

-Давайте вспомним этот материал и проверим как Вы его усвоили. Для этого напишем тест на тему семейство Розоцветные .(тест прилагается)

III.Сообщение темы и цели урока.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

Учитель: -Тема нашего урока «Семейство Бобовых (Мотыльковых). Сегодня мы познакомимся с представителями данного семейства и их характерными признаками. Этих растений на Земле очень много, они разнообразны и уникальны. В чем их особенности?

А для начала: отгадай 5 загадок и получи 5. (на доску вывешиваем картинки-подсказки)

1.Цветок-крылатка, а плод – лопатка. Плод зелен и молод, но сладок, как солод. (горох)

2.Что же это за подвох? Вдруг на дереве - горох? (акация)

3.Даже в день укоса, кустик ниже проса. Зато семя одно ста просинкам равно. (бобы)

4.Лист – перчатка. Плод – лопатка, а цветок – мотылек. (Люпин)

5.Голодный шмелик вздыхает тяжко: поесть бы кашки…Да вот же – кашка!

Попробуй, шмелик, в ней сок медовый – шмелям и пчелам обед готовый. (клевер)

Учитель: Семейство Бобовых одно из самых крупных – более 12000 видов. Они обладают разными жизненными формами: это однолетние и многолетние травы (?), деревья(?) и кустарники(?).

Многие из них человек выращивает для получения корма(?),есть среди них лекарственные(?), декоративные (?), дикорастущие (?),пищевые (?).

Правильно! Молодцы!

Пищевые: горох, соя, фасоль бобы, арахис, чечевица.

Горох – Родина Афганистан, а у нас ростет даже в Заполярье. Выдерживает температуру -5оС.

Содержит 34% белка (заменяет мясо).

Фасоль – Родина Южная Америка. Перу – даже во рту у мумии нашли фасоль. 30% белка, низких температур не переносит.

Соя : 40% белка, 25% жира. Делают соевое масло ( у нас в Приморье).

Арахис – Родина Бразилия (плоды под землей – земляной орех).Цветы после оплодотворения погружаются в почву, где и созревают.

Декоративные: акация, душистый горошек, люпин

Кормовые: люцерна, клевер.

Лекарственные: донник, термопсис,солодка.

Учитель: Что же общего у всех этих растений? Конечно формула цветка! Ч(5)Л3(2)Т(9)+1П1

Что это значит? Свое название семейство получило из-за необычного строения цветка: он похож на мотылька, присевшего отдохнуть. А второе название – Бобовые – дано из-за типа плода «боб».

Цветок: 5 сросшихся чашелистиков; 5 лепестков, из них 1-парус, 2-весла, (2) сросшиеся-лодочка; 10 тычинок (из которых 9 срослись и 1 свободная, 1 пестик.

Соцветие: кисть или головка.

Плод: боб (две створки, на которых располагаются семена);

Стебель: прямой, стелющийся (клевер), цепляющийся (горох);

Листья: сложные, тройчатые, перистые, пальчатые;ми, в которых находятся клубеньковые бактерии

Корень: стержневой с клубеньками, в которых находятся клубеньковые бактерии.Они поглощают азот из воздуха почвы и накапливают его в тканях растений. Поэтому их применяют в качестве «живого удобрения» т.к. после гибели растения азот остается в почве.

Учитель: как называется такое взаимоотношение между организмами? (симбиоз)

lV.Закрепление изученного материала.Смотрим слайды по электронному приложению к учебнику и отвечаем на воросы:

-Как называется это семейство?

-Откуда произошло название Мотыльковые.

-Почему семейство имеет второе название Бобовые?

-Напишите формулу цветка.

-Назовите растения семейства, которые используются человеком.

-Почему Мотыльковые часто называют «живым удобрением».

V. Рефлексия. Что нового Вы узнали?

Какие затруднения у Вас возникли при работе на уроке.

Выберите горошины, отражающие Ваше состояние на уроке:

-горошина Интересно; горошина Познавательно; горошина Скучно; горошина Не интересно.

VI.Подведение итогов. Оценивает работу учащихся, комментирует оценки.

Домашнее задание. ( с.81-83) Подготовить сообщение на тему: «Растения семейства Бобовых. Их значение в жизни Человека».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!