Этап Актуализация знаний | Этап мотивации Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие». Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь: «Бродят в траве золотые букашки. Вся голубая, как бирюза, Села, качаясь на венчик ромашки, Словно цветной самолет, стрекоза. Вот тёмно-красная божья коровка, Спинку свою разделив пополам, Вскинула крылья прозрачные ловко И полетела по важным делам. Вот в одинаковых платьях, как сёстры Бабочки сели в траву отдыхать. То закрываются книжечкой пёстрой, То, раскрываясь, несутся опять. Правильно, о насекомых. Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее. Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые. | Высказывают предположения | Личностные УУД Смыслообразование Подготовить мышление учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению дальнейших учебных действий. |
Этап Создание проблемной ситуации | Наука, изучающая насекомых, называется энтомология. Для чего необходимо изучить эту науку? Заочная экскурсия в загадочный мир насекомых. | 1.Для предупрежде- ния заболеваний. 2.Для борьбы с вредителями. 3.Объект решения научных проблем. 4.Охрана насекомых. Работа с рисунком «Легко ли быть энтомологом» Быть наблюдатель- ным. Вниматель- ным. Верить в то, что знания помогают людям жить. | Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей. Аргументация своего мнения и позиции. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиции. |
Этап Целеполага ние | Фронтальная беседа: - Что такое «Классификация»?- Класс Насекомые относится к типу Членистоногие? - Какие ещё классы относятся к данному типу? - Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих. - Какую цель поставим перед собой? - Зачем нам эти знания? | Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют. Высказывают предположения | Коммуникативные УУД. Построение речевого высказывания. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Учет разных мнений. Познавательные УДД. Использование знаково-символических средств. Подведение под понятие. Аналогия, обобщение. Установление причинно-следственных связей. |
Этап Планирование | Как нужно построить работу на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? (изучить учебный материал по классу Насекомых и составить план работы по этой теме) Вместе с учащимися составляется План урока: 1.Общие признаки класса Насекомые. 2.Характерные черты внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа «Внешнее строение насекомого на примере Майского жука». 3.Черты сходства и различия насекомых с другими классами (кольчатыми червями, паукообразными и ракообразными). 4.Вывод о прогрессивных изменениях, возникших в ходе эволюции и позволившим насекомым широко расселиться. 4.Изучить особенности размножения и развития насекомых. | Высказывают предположения | Личностные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему урока, выделять этапы плана Регулятивные УУД Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью. Умение выполнять учебное действие в соответствии с планом. |
Этап. «Открытие» нового знания | Постановка учебной проблемы Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности Почему насекомые самый многочисленный класс, широко освоивший биосферу? (на каждого человека приходится 250 млн. насекомых, обитающих на земле, в воде и воздухе!) Учитель предлагает учащимся выбрать путь для решения этого вопроса. | Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют. | Коммуникативные УУД Умение формулировать высказывание, умение согласовывать позиции и находить общее решение, умение адекватное использовать речевые средства для представления результата. |
Этап Учебные действия по реализации плана Выражение решения Применение нового знания | Изучим внешнее строение насекомого, выполнение лабораторной работы. Управление поисковой деятельностью учащихся, консультирование. Сравнительная характеристика классов типа членистоногих. Учитель - консультант. Первичная проверка понимания Диагностическое задание Вариант 1 Допишите схему. Тело насекомого ? ? грудь Вариант 2 Закончите фразу. 1.Кровеносная система у членистоногих _____________ 2. Вкусовые рецепторы насекомых располагаются не только во рту, но и на ________ Вариант 3 Выберите правильное утверждение. 1. Класс насекомые насчитывает более 1.5 млн. видов. 2. Тело насекомых состоит из 3 отделов. 3. Насекомые могут иметь как сложные, так и простые глаза. 4. Кровеносная система у насекомых замкнутая. 5. Насекомые имеют пять пар конечностей. Применение новых знаний Учащиеся делятся на группы и получают индивидуальные задания - вопросы. на которые отвечают через определенное время. Ответы оцениваются учителем. Вопросы: 1. За сутки одна божья коровка уничтожает до 100 тлей, её самка за летний период откладывает 1000 яиц, а каждая личинка до окукливания (40 суток) может уничтожить до 1000 тлей или 3000 их личинок. Рассчитайте, сколько тлей может уничтожить пара жуков и их поколение за летний период (90 дней). На основе полученных данных сделайте вывод о значении божьих коровок в регуляции численности тлей. 2. Одним из наиболее распространенных на Земле видов насекомых является комнатная муха. Доказано, что первоначально это животное обитало в тропических широтах, а наилучшая температура для размножения насекомых + 25 С. Укажите биологические особенности, которые помогли комнатной мухе распространиться по всему земному шару, в том числе и в северных широтах. 3. Лес дает пищу армаде насекомых. А едят они не что попало – у каждого вида своя пища. Есть короеды, есть сокососы. Какое значение имеют отличия в кормовом рационе насекомых? | 1.Прочитать раздел «Образ жизни и внешнее строение» (стр.125-127) 2.Выполнить работу по инструктивной карте (стр.127). 3.Заполнить таблицу в тетради на печатной основе (стр.85, задание №1). 4.Составить сравнительную характеристику классов членистоногих и заполнить таблицу (стр.86, задание №2). Парное взаимодействие Выбор задания (№1 или №2). Помощь учеников-консультантов. Работа учащихся в группах. В каждой группе ученик-консультант. Учащиеся составляют опорный конспект. Проект учащихся. Монологичес- кая речь. Диалог. Проверяют друг у друга знание основных терминов. Взаимопро- верка по шаблону Ответ: Более 500 млн. тлей. Ответ: Высокая плодовитость, поселение в жилище человека и около него, перемещение с людьми, впадение в состояние спячки в неблагоприятный период (зимой). Ответ: Питание разной пищей ослабляет конкуренцию между насекомыми. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. Познавательные УУД Умение найти и объяснить черты сходства и различия между классами типа Членистоногих. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. Познавательные УДД Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УДД Контроль. Коррекция. |
Этап Рефлексия | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников. | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. Определяют свое настроение в конце урока. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело. |