Актуализация знаний | Беседа, индивидуально | Родина! Какое близкое и понятное всем слово! Родина – это солнце, небо. Мама, ты и я! О Родине хочется говорить только самыми красивыми словами, которые сами складываются в стихи, рисовать ее только самыми яркими красками, собирать звуки в самую прекрасную музыку! Давайте и мы сегодня с вами поговорим о нашем крае, крае, в котором мы живем! 2)Стихотворный монтаж учащихся. (На экране картины контрастной природы Кубани). | | |
Подготовка к изучению новой темы | Прием наводящих вопросов Беседа фронтально | Ребята, какой уголок земли воспевает поэт в этих стихах, о каком крае поётся в песне? Правильно, это наша Кубань. Для многих из нас милой Родиной стал Краснодарский край с его прошлым, настоящим и будущем. Послушайте стихотворение Александра Манахова, который с такой любовью написал о своем крае. Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажете: «Я – гражданин России». А потом с не меньшей гордостью добавите: «Я – уроженец Кубани»! Целевая установка. Для этого нужно любить свою Родину и гордиться ею. Но, наверное, человек может любить только то, что хорошо знает. - Ребята, как вы думаете о чём сегодня мы будем говорить на уроке? Я предлагаю выполнить задание. Нужно разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. Разгадывание детьми кроссвордов. Учитель. Вопросы: 1.Самая большая река в Краснодарском крае. 2. Известный детский курорт нашего края. 3. Чёрное золото Кубани. Как называется почва в нашем крае? 4. Императрица, в честь которой назвали столицу нашего края. 5. Как называется центральная улица города Краснодара. 6. Песня, которая исполняется во время торжественных церемоний. Итак, прочитаем хором ключевое слово. Дети: КАЗАКИ. | | |
Изучение нового материала | Беседа Групповая работа | Мы тоже объединили наши классные коллективы в дружную казачью станицу и решили представить свои казачьи куреня на нашем уроке. Давайте познакомимся : Курень «Казачья слава» Следующий Курень: «Казачья душа» А вот Курень « Казачья старина» - это курень наших старожилов - Мы с вами подошли к Куреню « Казачий задор» Каждому из нас, живущих на Кубани, присущ казачий задор. Это умение веселиться, не падать духом в трудных ситуациях. По ходу нашего знакомства мы выполним коллективно - творческую работу - составим портрет казака. (прикреплены картинки казака и казачки). Мы с вами перенесемся в мир романтики, казачьей удали. Узнаем немало интересного о казачестве, об его истории, современной жизни, традициях. | | |
Проверка первичного понимания | Групповая работа беседа | Вступительная беседа о жителях Кубани. Следующий Курень: «Казачья душа», где чувствуется доброта и любовь Мы подобрали пословицы и поговорки: Где казак – там и слава. Казака и пуля боится. Казаками называли вольных людей, которые по складу своего характера или каким-либо чисто жизненным обстоятельствам не хотели или не могли жить в центральных районах государства и уходили на его окраины. Там они объединялись в братства, общины. Указ императрицы Екатерины II о казаках (наизусть читает ученица). До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Этот язык является составной частью южновеликорусского наречия. Мы часто слышим в речи окружающих слова местного диалекта. Давайте проверим, все ли значения их нам ясны. - словесный аукцион: - словарь казака. Ребята заполняют на доске второй столбик таблицы. Бачить Вродливо Видсиль На Кубани существует богатая устная традиция. Это мудрые пословицы, поговорки, хитрые загадки, бытовые, военные песни. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Часто эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом. – А знаете ли вы традиции и праздники казачьего народа? Кто их назовет? (Проводы на службу, Колядки, Рождество, Встреча весны, Праздник урожая – праздники; гостеприимство, уважение старших, забота о младших, почитание родителей – традиции.) Пословицы и поговорки. Неотъемлемой частью УНТ Кубани являются пословицы и поговорки. Любят их на Кубани, как и везде на Руси. В них отразились быт, труд, обычаи нашего народа. Чем различаются между собой пословицы и поговорки? Пословица – учит, делает вывод. Поговорка – дает меткую характеристику, оценку человеку или поступку. А какие казачьи пословицы вы знаете? | Много языком робыть – без гроша в кармане быть. /пословица/ С миру по нитке – голому рубаха. /поговорка/ Мудрое слово – делу основа. /пословица/ Сорока на хвости прынесла. /поговорка/ | |
Закрепление материала | Групповая работа беседа | – Какие пословицы и поговорки вы нашли, в которых речь идёт о песне? У: “Где труд, там и песня” – говорили в старину. В будни и в праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Сегодня на уроке мы должны выяснить, почему песню считают драгоценным богатством народа, а композиторов – певцами земли кубанской. Физминутка под песню «Варенички». – А задумывались ли вы над тем, как рождается песня? А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой? У: Жители Кубани любят петь. Какие песни поют у нас на Кубани? Русские и украинские песни, в которых звучит то протяжная лирическая мелодия, то бодрый энергичный марш, то весёлая, удалая казачья пляска. – Какими бывают песни? (Народные и авторские) – Чем они отличаются друг от друга? – А какие песни любите вы? – А какие песни поют ваши родители? – Что главное в песне? (мелодия) | | |
Итог урока | Беседа индивидуально | -А теперь давайте посмотрим на доску: (таблички с опорными словами) Эти характерные черты казака на примерах наших близких. Родителей, бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек мы должны воспитать в себе. Чтобы передать их своим детям, следующему поколению. Молодцы, ребята! Вы продемонстрировали хорошие знания, и. надеюсь, что узнали немало интересного о казачестве. | | |