СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока кубановедения на тему: «Традиции кубанской семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока кубановедения на тему: «Традиции кубанской семьи»»

26.04.2019 год

Класс: 1

Предмет: Кубановедение

Тема: «Традиции кубанской семьи»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить детей традициями кубанской семьи.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД:

- самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно - этическая ориентация

  •  Регулятивные УУД:

- целеполагание;

-контроль;

-коррекция;

-оценка;

-саморегуляция.

  •  Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • Познавательные УУД:

- Общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действий;

-смысловое чтение;

Логические:

-анализ;

-синтез;

-сравнение;

- обобщение;

-подведение под понятие;

-классификация;

-построение логической цепи рассуждений;

Знаково-символические:

-моделирование;

-преобразование моделей.



Оборудование: карточки с ребусами, карточки «Воспитание в казачье семье», модель дома, карточки с пословицами, фигурки для самооценивания, карточки с изображением продуктов, презентация.

Ход урока



№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Примечание

Организационный момент

Цель: мотивация изучения нового материала



-Здравствуйте, ребята!

Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя чистоту сегодняшнего дня, выдохните все неприятности и обиды. Пусть ваш организм будет здоровым, душа – чистой, настроение – хорошим, а ум – светлым.


Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

- Ребята, скажите, зачем вы пришли сегодня на урок?


-Я желаю, чтоб урок 
Вам пошёл ребята впрок. 
Чтоб Вы новое узнали,

Всем об этом рассказали,

Впечатленья получили,

Знания крепко закрепили.

Приветствуют учителя














Улыбаются друг другу


Ответы детей

Личностные:

Самоопределение


Познавательные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи


Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Слайд 1

I. Формирование новых знаний с опорой на ранее изученное

Цель: познакомить учащихся с традициями кубанской семьи

1.1













Постановка учебной задачи








-Разгадайте ребус.


- Посмотрите на доску и сравните свой ответ с ответом на доске

- Если у вас получилось также, похлопайте себе

-Молодцы, ребята!





Традиции кубанской семьи




Хлопают

Регулятивные:

- контроль

-коррекция

- оценка

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Логические:

- анализ

- синтез

- обобщение


У каждого ребёнка на парте лист с заданием


Слайд 2,3

1.2

Формулировка тему и цели урока

- Как вы считаете, важно ли знать о традициях кубанской семьи?

- Почему важно знать о традициях кубанской семьи?


- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?


-Какую цель мы с вами поставим?

Мнение учащихся








Традиции кубанской семьи



Познакомиться с традициями кубанской семьи

Личностные:

смыслообразование


Регулятивные:

- целеполагание


Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи


Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Слайд 4


Физминутка

- Ребята, чтобы наш урок прошел хорошо нам с вами нужно как следует подготовиться. Поднимаем и выполняем упражнения за мной.


Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.










Топают ногами


Хлопают руками

Наклоны головой вниз вверх

Поднимаем руки вверх и опускают

Регулятивные:

Саморегуляция


1.3

Решение проблемной ситуации

- Ребята, скажите, что такое семья?



- Правильно. А ещё семьёй мы называем семью народов, проживающих на Кубани. Ведь Кубань населяют разные народности, живущие дружно, помогающие друг другу. Это русские, украинцы, татары, белорусы, армяне, грузины, немцы, греки и конечно адыги – коренные жители этих земель.

– Семьи все разные. Как вы думаете, чем они отличаются?

- Правильно, ребята. Все то, что вы назвали можно назвать одним словом – традиции.

- Давайте посмотрим в Толковом словаре для начальной школы, что такое традиции.



-Привычки, уклад, обычаи, традиции кубанских семей разных национальностей тесно переплелись и обогатили друг друга.


- С чего начинается жизнь любой семьи?

- Быт любой семьи начинается с дома. Мы с вами будем строить дом. На крыше написано слово «традиции», а на кирпичиках в процессе всего урока будут появляться традиции кубанской семьи.

Домостроение – это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей станицы.

Вот как строились дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для мазки.

Специальные обряды соблюдались казаками при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь).

Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус.


- При встрече казаки кланялись друг другу.

Еще одна традиция – это воспитание детей в семьях казаков и общинах.

1.Работа в группах.

Нам нужно разбиться на группы. Подойдите ко мне и возьмите листочки. У кого на листочке цифра 1, садятся за первый стол, у кого цифра 2 – за второй, у кого 3- за третий стол. Выберете капитана команды.

- Давайте вспомним правила работы в группе.




- Прочитайте текст. Расскажите о воспитании девочек и мальчиков в кубанской семье.

Я даю вам 5 минут на подготовку. Отвечать будет капитан команды.

Пока одна команда отвечает, другая команда внимательно слушает и задает вопросы.

- Чем похоже и чем отличает воспитание мальчиков и девочек?










































- Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь.

- Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки» или частушки.

Давайте послушаем кубанские частушки


- Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Каждая группа получает конверт. Соберите кубанские пословицы. Объясните их значение

















- Посмотрите, какой дом у нас получился.





















- О каких традициях он напоминает?





Семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете

















Внешним видом, своими привычками, своим взглядами





Традиции – это обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение, от старших к младшим









Со строительства дома






























































































Говори тихо.

Слушай других.

Умей договариваться.



Карточка №1.

Система воспитания детей на Кубани основана на традициях и обычаях кубанских казаков.

Мальчиков готовили к защите Отечества. Начиная с пеленок мальчиков готовили патриотами своей Родины. Как только рождался младенец, его появление сопровождали ритуалом. На зуб клали пулю, давали подержать шашку.

Карточка №2

После 40 дней после рождения мальчику на пеленки вешали саблю, взрослый казак брал ребенка на руки, садился на коня и вез мальчика в церковь крестить.

Карточка №3.

Через три года - следующий ритуал. Это ритуал посвящения мальчиков в казаки. На этот ритуал собирали близких, родню, кумовьев. Сына сажали на табурет и выстригали волосы кругом и потом сажали на коня.

Карточка №4.

Дети к родителям обращались на Вы, к этому их приучали сурово.

На сына надевали казацкое обмундирование, дети до 7 лет питались за отдельным столиком. Семь лет – важнейший этап в жизни казачьих сыновей. С этого времени мальчики за свои поступки отвечали сами.

Карточка №5.

В 13 лет казачатам выдавалось оружие из дерева, а в 14 лет мальчиков торжественно провозглашали полуказачниками и давали большую заточенную шашку.

Карточка №6.

Девочек приучали быть хозяйками с ранних лет. Они шили, готовили, убирали дом.




















Слушают кубанские частушки





Яка мамка, така и лялька – какие родители такие и дети


Каждый казак государь в своем дворе – каждый казак глава в своей семье


Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота - на женщине весь дом держится















Традиции






речь



досуг



воспитание



питание



домостроение





О традициях постройки дома, особенностях питания, воспитания детей, особенностях отдыха, своеобразие речи







Познавательные:

Общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации

- структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания

- смысловое чтение

Знаково- символические:

- моделирование

-преобразование модели

Логические:

- анализ

-синтез

-сравнение

- построение логической цепи рассуждений

-подведение под понятие


Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точной выражать свои мысли



Слайд 5







Слайд 6



















Слайд 7


















Слайд 8,9



Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «домостроение».











































Слайд 10









Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «питание».


















Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «воспитание ».
























































Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «досуг».













Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «речь».














Слайд 11


Физминутка

- Вы, наверное, устали?

- И поэтому все стали.

Дружно вытянули шеи

И как гуси зашипели: «Ш-ш-ш».

Пошипели, помолчали

И, как зайцы, поскакали

И за кустиком пропали.


- Да!

Встали

Вытянули шею

Зашипели



Прыжки

Приседание


Регулятивные:

Саморегуляция


II.Первичное закрепление

Цель: закрепить знания учащихся о традиция кубанской семьи

2.1

Игра «Традиции семьи»

Ребята, есть ли в вашей семье традиции кубанских казаков? Если есть, то какие? Закрасьте кружок под картинкой, если считаете, что эти традиции есть в вашей семье.





Познавательные:

Логические:

-анализ

-синтез

-сравнение




На парте лист с заданием.

2.2

Игра - конкурс "Кубанский борщ"

Работа в паре

-Кто умеет варить кубанский борщ?

- Вам необходимо выбрать из предложенных ингредиентов те, из которых варится борщ. (Горох, лук, свекла, редис, картошка, репа, сосиски, соль, мясо, сахар, молоко, перец, лапша, капуста, морковь, колбаса, фасоль, огурец, томат, вермишель, пшено).

- Сравните свои ответы с ответами на доске





Ответы детей




Лук, свекла, картошка, соль, мясо, капуста, томат, морковь

Регулятивные:

- контроль

- коррекция


Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Логические:

-анализ

-синтез

-сравнение

- классификация


Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками









Картинки с изображением продуктов



Слайд 12,13

2.3

Игра «Собери флаг»

Работа в паре

Ребята, а у казаков были священные символы. Кто знает, какие?

- И сейчас на Кубани есть свои символы.

Проверим, знаете ли вы их. Нужно сложить из отдельных фрагментов герб Кубани.

А из полосок составить флаг Краснодарского края.


- Давайте проверим


Молодцы, ребята, вы правильно с этим справились.

Герб и флаг








Собирают флаг и герб

Регулятивные:

- контроль

- коррекция


Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи

Логические:

-анализ

-синтез


Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками









Дети работают в парах.


III. Итог урока

Цель: подведение итога урока; самооценка результатов своей деятельности

3.1

Рефлексия

- Кубань – наша семья. И пусть наш дом – Кубань будет оплотом нравственных устоев, среди которых – взаимопомощь, милосердие, уважение, забота о других людях, ответственность за свои поступки. Любите свою семью и свою малую Родину.

- Какую цель урока мы ставили?


-Удалось ее выполнить?


-Нарисуйте свое настроение на смайлике.

- У кого такое настроение, как у меня (смайлик-улыбка), похлопайте в ладоши!

- Спасибо за урок!













Познакомится с традициями кубанской семьи


Удалось



Выполняют задание

Познавательные:

Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания

-рефлексия способов и условий действий


Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли





















Слайд 14