Урок «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений» (7 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Рада приветствовать вас на уроке алгебры! – У кого есть желание узнать что-то новое? – Я уверена, что мы с вами справимся с любыми трудностями! | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 549(2). Решите уравнение: | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно / неправильно | Не смог решить потому, что … | | | | Решение. | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении действий с многочленами. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Был ли объектом ваших исследований квадрат суммы и квадрат разности двух выражений? Формулирует учебную задачу: – Исследовать квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. | Выбирают форму презентации своих достижений. – Я знаю… – Я могу… – Я выполняю… – Мне уже под силу… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять правила о квадрате суммы и квадрате разности двух выражений; – научиться использовать формулы квадрата суммы двух выражений и квадрата разности двух выражений для решения заданий | Формирование умений принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему мне нужно знать о квадрате суммы и квадрате разности двух выражений? – Каких результатов я ожидаю на сегодняшнем уроке? – Как быть активным на уроке? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как можно преобразовать в многочлен выражения – Как можно в дальнейшем использовать результат преобразования? Предлагает учащимся проанализировать правила. Отвечает на вопросы. Стимулирует мыслительную деятельность учащихся. Оказывает поддержку учащимся, которые не понимают смысла правил. Поясняет, что с помощью рассматриваемых на уроке формул можно проще возводить в квадрат сумму либо разность любых двух выражений, не используя правило умножения. Организует анализ примеров использования формул. Пример 1. Представьте в виде многочлена выражение: а) ; б) Пример 2. Преобразуйте в многочлен выражение: а) б) Пример 3. Решите уравнение: Задает вопросы: – Как формулы квадрата суммы двух выражений и квадрата разности двух выражений применить для решения уравнения? – С чего начать решение уравнения? | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Проводят исследования. Выполняют соответствующие математические действия. Презентуют найденную и проанализированную информацию. Полученная информация после исследования | Комментарий ученика | | Это формула квадрата суммы двух выражений | | Это формула квадрата разности двух выражений | Анализируют правила. Задают вопросы учителю. Правила | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения | Почему…? | Как…? | Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения | Почему…? | Что…? | Анализируют предложенные решения заданий. Формулируют вопросы учителю для уточнения логики решения заданий Решения задания | Комментарий ученика. Вопросы учителю | а) + | Зачем…? | б) + | Каким образом…? | Принимают участие в решении заданий. Предлагают свои идеи решения заданий. Сравнивают собственные решения с предложенным решением учителя. Решения задания | Сравнительный анализ с собственным решением. допущенные ошибки | а) + | Зачем…? | б) + | Каким образом…? | Совместно с учителем решают уравнение. Ответ: 2. | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. Умение анализировать информацию |
VII. Закрепление изученного материала | Организует самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не знают ответов на вопросы. Создает условия для повторного рассмотрения вопросов, вызвавших затруднение | Отвечают на вопросы. Определяют свой уровень усвоения знаний. Заполняют таблицу. Вопросы | Варианты ответов | Знаю ответ на вопрос (+) | Не знаю ответ на вопрос (+) | Какое тождество называют формулой квадрата суммы двух выражений? | | | Как сформулировать правило возведения суммы двух выражений в квадрат? | | | Какое тождество называют формулой квадрата разности двух выражений? | | | Как сформулировать правило возведения разности двух выражений в квадрат? | | | | Умение осуществлять актуализацию полученных знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задания: 1. (№ 571) Упростите выражение: 1) 2) 3) 2. (№ 573) Решите уравнение: 1) 3. (№ 578) Преобразуйте в многочлен выражение: 1) | Решения. 1. 1) 2) 3) 2. 3. | Умение самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что нового я узнал на уроке? – Чему я научился? – Как бы я оценил свою работу на уроке? – Над чем мне еще предстоит поработать? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |