Урок «Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений» (7 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – О чем вы сейчас думаете? Что поможет вам сосредоточить ваше внимание на уроке алгебры? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих познаниях в изучении преобразований многочлена. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Что вам известно о преобразовании многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений? Формулирует учебную задачу: – Исследовать преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | Выступают перед классом или в группах. – Мы уже изучали… – У меня хорошо получается… – Я могу выполнить… – Я знаю формулы… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
III. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, как выполнять преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений; – научиться использовать формулы для преобразования многочлена | Формирование умений принимать и сохранять учебную задачу |
IV. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему мне нужно еще уделить внимание вопросу преобразования многочлена? – Насколько для меня интересно достичь поставленных целей и задач урока? – Где я смогу использовать знания, приобретаемые на уроках алгебры? – Как алгебра может быть связана с моей будущей профессией? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
V. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Существуют ли формулы, помогающие представить трехчлен в виде квадрата двучлена? Организует исследовательскую деятельность учащихся. Рекомендует направления проведения исследований. Консультирует. Отвечает на вопросы. Организует анализ примеров использования формул. Пример 1. Представьте трехчлен в виде квадрата двучлена: а) ; б) Пример 2. Найдите, пользуясь преобразованием выражения в квадрат двучлена, значение суммы: а) Пример 3. Решите уравнение: | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Выбирают, как организовать свою работу на уроке по изучению нового материала: А) буду самостоятельно изучать новый материал; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе. Проводят исследования. Работают с источниками информации. Найденная информация | Комментарий ученика. Вопросы для дополнительных исследований. | | Надо уточнить… | Трехчлен, который можно представить в виде квадрата двучлена, называют полным квадратом | Почему…? | Анализируют предложенные решения заданий. Формулируют вопросы учителю для уточнения логики решения заданий. Решения | Комментарий ученика. Вопросы учителю | | Зачем…? | | Каким образом…? | Предлагают свои идеи решения заданий. Сравнивают собственные решения с предложенным решением учителя. Решения задания | Сравнительный анализ с собственным решением. Допущенные ошибки | Пример 2. = | Я сделал… | Пример 3. Представим левую часть уравнения в виде квадрата разности: Так как значение квадрата равно нулю тогда и только тогда, когда его основание равно нулю, то получаем х = 1,5 | У меня получилось… | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей. |
VI. Решение заданий | Задания: 1. (№ 626) Представьте многочлен в виде квадрата суммы или квадрата разности двух выражений: 1) 3) 2) 4) 2. (№ 628) Найдите значение выражения, представив его предварительно в виде квадрата двучлена: если у = 3. (№ 640) Решите уравнение: 1) 4. (№ 643) Докажите тождество: 1) | Решения. 1. 1) 3) 2) 4) 2. 3. 4. | Умение самостоятельно принимать решения |
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Можно ли сказать, что я чему-то научился на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – В чем мне нужно совершенствоваться? – Что помешало мне работать лучше? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
VIII. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |