СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Лабораторная работа "Измерение размеров малых тел"»

Технологическая карта урока по физике в 7 классе

Тема: Лабораторная работа №2. Измерение размеров малых тел

Тип урока: Урок формирования первичных предметных умений

Цель урока. Сформировать навыки проведения измерения способом рядов.

Оснащение урока. Линейка, горох, пшено, иголки, фотография молекул.

Задачи:

Образовательные: освоить способы определения размеров малых тел, научиться на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества ;

Развивающие: развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету; развивать монологическую и диалогическую речь, инициативу

Воспитательные: способствовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира, коммуникативной культуры школьников

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов измерения размеров малых тел (горох, пшено, диаметра молекулы с использованием фото из учебника); овладеть регулятивными универсальными действиями при определении размера малых тел; развивать монологическую и диалогическую речь; уметь работать в группе.

Личностные: сформировать познавательный интерес и творческие способности, способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, ценностные отношения друг к другу, к учителю, к результатам обучения; научиться пользоваться экспериментальным методом исследования при измерении размеров малых тел; принимать и обосновывать решения, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.

Общие предметные: уметь пользоваться методами научного познания, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты в виде таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений; уметь применять знания об измерении физических величин при измерении размеров малых тел. Частные предметные: владеть экспериментальным методом исследования при определении размеров малых тел, устанавливать зависимость точности измерения от цены деления прибора, использовать полученные знания о способах измерения физических величин в быту.

Структура и ход урока

Этап урока

Действия учителя

Способствуют формированию... (Планируемые результаты обучения)

Действия учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Проводит инструктаж по ТБ при проведении лабораторной работы


умения организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

Организовывают рабочее место. Изучают инструкцию по ТБ


Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество

2.

Проверка выполнения домашнего задания

Организовывает обсуждение вопросов:

1. Можно ли для измерения размеров тела пользоваться прибором, цена деления которого больше размера тела? 2. Можно ли определить диаметр проволоки ученической линейкой? 3. Каким способом пользуются в данной работе при измерении размеров малых тел?

способности отвечать на поставленный вопрос, вести диалог

Читают описание лабораторной работы. Отвечают на вопросы. Анализиру-ют ответы других учащихся


Личностные.

 Осознанное, уважительное и доброжелатель-ное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонима-ния.

3. Постановка целей и задач урока

Дает задание на оценивание размеров тела на глаз: определить высоту школьного стола, толщину учебника физики, длину школьной доски.

навыков самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента

Обсуждают, делают вывод о необходимости применения способа рядов для измерения размеров малых тел

Познавательные.  Формулировка познавательной цели. Построение логические цепи рассуждений.

4. Подготовка к практичес-кой части

Предлагает тренировочные задания на способ рядов. Организовывает обсуждение порядка выполнения работы. Выявляет ошибки и неверные представления, корректируя ответы учащихся

монологической и диалогической речи; умения работать в группе.

Умения пользоваться методами научного познания, планировать эксперименты

способности принимать и обосновывать решения, развивать инициативу

Выполняют тренировочные задания.

В парах обсуждают ход эксперимен-та, проговарива-ют его

Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; планировать и корректировать.

5. Практическая часть

Организует самостоятельную работу учащихся, контролирует порядок выполнения работы, отвечает на возникающие вопросы.

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений

Измеряют размеры гороха, пшена, пользуясь линейкой и иголкой. Вычисляют размер молекулы по фотографии, выполняют перевод единиц, записывают результаты измерений в таблицу

Регулятивные.

Умения самостоятельно проводить измерения, описывать свой опыт.

Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

6. Закрепление знаний и способов действия

Проводит обсуждение по вопросам: 1. какой метод использовался для измерения размеров малых тел в лабораторной работе.2. от чего зависит точность измерения размеров малых тел при использовании данного метода.3. назовите известные вам приборы для измерения размеров малых тел.4. какие размеры в нанометрах имеет молекула белка на фотографии в учебнике.


способности применять полученные знания в знакомой и измененной ситуации

После завершения работы анализируют ее и группами по 4 человека обсуждают выводы.

Коммуникативные. умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

7. Рефлексия

Организует обсуждение результатов занятия. Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я научился ...

Было интересно… Было трудно…

Меня удивило…

Теперь я смогу самостоятельно ...

навыков самоконтроля и оценки результатов измерения размеров малых тел

Формулиру-ют фразы, анализируют причины затруднений

Регулятивные. Умение корректировать учебную деятельность

8.

Домашнее задание

Измерить толщину листа бумаги учебника

способности использовать полученные знания о способах измерения физических величин в быту.

Записывают домашнее задание. Получают консульта- цию

Регулятивные.

Умения самостоятельно проводить измерения



Инструкция для учащихся. Оформление работы

Правила техники безопасности при выполнении лабораторной работы №2

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе с мелкими предметами (зерна крупы) используйте их только по назначению, не пробуйте их на вкус.

6. Будьте внимательны и осторожны при работе с колющими предметами

7. При получении травмы обратитесь к учителю.


Лабораторная работа №2

Измерение размеров малых тел

Цель работы: применить способ рядов для измерения размеров малых тел.

Приборы и материалы: линейка, крупа пшена и перловки, иголка.

Тренировочные задания

1. Намотали на карандаш 30 витков проволоки. Оп ределить диаметр проволоки.



2 . Сложили в стопку 20 монет. Определить толщину монеты.


Способ, которым вы определили диаметр проволоки и толщину монеты, называют способом рядов. Именно этим способом вы будете определять диаметр горошины и пшена.


Ход лабораторной работы

1. Положите вплотную к линейке несколько крупинок перловки в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите размер одной крупинки.

2. Определите таким же способом размер крупинки пшена. Чтобы удобнее было укладывать и пересчитывать крупинки, воспользуйтесь иголкой.

3. Определите способом рядов диаметр молекулы по фотографии (рис.199, увеличение равно 70000 раз)

Данные опытов и полученные результаты занесите в таблицу.

Таблица

№ опыта

Число частиц в ряду

Длина ряда

Размер одной частицы d, мм

1(горох)




2(пшено)







На фотографии

Истинный размер






4. Сделайте вывод.

Мы применили способ рядов для измерения размеров малых тел. Длина крупинки перловки _____ Диаметр крупинки пшена _____ Диаметр молекулы на фотографии ________