Общая часть |
Предмет: литература | Класс: 5 |
Тема урока | Л. Н. Толстой, «Петя Ростов», урок-знакомство УМК «Литература», 5 класс, Т. Ф. Курдюмова |
Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные): Личностные: -формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности; Метапредметные:: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками - смысловое чтение; - моделирование, - контроль и оценка прогнозирования Предметные: - овладение понятием «портрет литературного героя», из чего он складывается; - определение главных героев текста; - усвоение социального опыта. |
Решаемые учебные проблемы | создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей; освоение теоретико-литературных понятий; совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе |
Основные понятия изучаемые на уроке | Средства создания литературного образа |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Проектор, компьютер |
Методическое назначение средств ИКТ | Обеспечить наглядность изучаемых понятий, демонстрация кластеров и памяток |
Аппаратное и программное обеспечение | Презентация MS Power Point |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: смыслообразование (Я должен посмотреть...) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Длительность этапа | 5 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Организация начала урока Готовность класса. Приветствие. Мотивация формулировка проблемы |
Методы обучения | Беседа, презентация, работа в парах |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, компьютер, презентация |
Форма организации деятельности учащихся | Дети дают ответы, например, это «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, внешность». |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организатор |
Основные виды деятельности учителя | Слово учителя: Ребята, сегодня у нас урок-знакомство. На доске появляется проекция кластера «Знакомство». Давайте вместе попробуем определить, что такое знакомство. Откуда мы получаем информацию о человеке? Выслушав ответы детей, учитель продолжает: Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание? А теперь посмотрите на доску (начинается работа с кластером) Как вы думаете, что еще нужно, чтобы узнать человека получше? Обсудите со своим соседом по парте. |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи |
Формирование конкретного обра- зовательного результата / группы результатов | Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование, - прогнозирование. Познавательные: - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. |
Длительность этапа | 10 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Определение темы урока Проверка домашнего задания Беседа опрос |
Методы обучения | эвристический |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, презентация, компьютер |
Форма организации деятельности учащихся | Ученики отвечают на вопросы учителя, формулируют и записывают тему урока. |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организатор, помогает детям самостоятельно сформулировать тему урока |
Основные виды деятельности учителя | Слово учителя: Давайте попробуем сформулировать тему урока. Дома вы читали отрывки из романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Как вы думаете, почему текст называется «Петя Ростов»? Каким мы видим этого героя? Давайте с ним познакомимся. Запишите тему в тетрадь. Учитель задает классу вопросы: Какие чувства у вас возникали во время чтения? Кто вызывал у вас эти чувства? Давайте вспомним и назовем основных героев отрывка (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску) Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым? Сколько нужно времени (уроков)?Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться? Почему именно с ним? Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Петей Ростовым? |
ЭТАП 3. Практикум |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Длительность этапа | 15 минут |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Составление портрета литературного героя по схеме, Составление образа Пети Ростова Работа по памятке-инструкции по группам Работа в группах |
Методы обучения | Эвристический, кейс-метод |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, презентация: кластер «Знакомство», определение термина портрет |
Форма организации деятельности учащихся | Работа в парах, дети составляют портреты литературных героев с опорой на памятки, словари литературоведческих терминов |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организует и направляет деятельность учеников |
Основные виды деятельности учителя | Учитель разбивает класс на пары, раздает памятки и дает краткое напутствие: «Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться составлять портрет литературного героя». Опираясь на памятку и текст, составьте портрет Пети Ростова» |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | 10 минут |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | Анализ учебного действия и полученных результатов |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | не используются |
Методы контроля | Опрос, выступления |
Способы контроля | взаимопроверка |
Способы коррекции | Вопросы, взаимопомощь |
Форма организации деятельности учащихся | Выступление представителя от каждой группы |
Функция / роль учителя на данном этапе | Организатор |
Основные виды деятельности учителя | Учитель вместе с другими учениками выслушивает выступления каждой группы, при необходимости задает вопросы: Сумел ли автор доказать, что герой его положительный? - А вы могли бы назвать Петю Ростова хорошим человеком? - Какие качества героя вам близки, ценны для вас? |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Слово учителя: Ребята, чему вы сегодня научились? Как оцениваете свою работу? Поставьте оценки в свои дневники. |