СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 06.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе" И.А. Крылов – великий русский баснописец. Басня «Ворона и Лисица»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе" И.А. Крылов – великий русский баснописец. Басня «Ворона и Лисица»".»

Технологическая карта урока чтения

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс

3

Тема урока

И.А. Крылов – великий русский баснописец. Басня «Ворона и Лисица»

Тип урока

урок открытия нового знания

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

  2. Формирование умение выражать свое отношение к прочитанному; выделять мораль в басне;

  3. Воспитывать высокие моральные качества.


Технологии, методы, приёмы

Проблемно-диалогическая технология; коммуникативно-деятельностная технология

Основные понятия, термины

Басня, мораль

Планируемый результат

Предметный

Личностный

-развивать способности творческого «видения» смысла художественного произведения.

- находить в тексте примеры использования олицетворения, сравнения, анализировать средства художественной выразительности.

- формировать умение вести диалог с автором.

-учить наблюдать и обнаруживать красоту природы и искусства

-расширить словарный запас

Знать:

– литературоведческие понятия: баснямораль;

– о структуре басни;

– о художественных особенностях басни.



- проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;


Метапредметный

1)Познавательные:

-развитие умения извлекать информацию из прослушанного текста.

-развития умения находить ответы на вопросы используя текст произведения

-развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы


2)Коммуникативные

-Формирование умения работать в группах,

-умение слушать и слышать, договариваться, распределять роли , представлять работу своей группы.

-умение читать выразительно.

3)Регулятивные

-учиться самостоятельно оценивать свои мысли и высказывания.


Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

-фронтальная

-индивидуальная

-Презентация «Басни Крылова»

-толковые словари С.И. Ожегова и Даля

-конверт с пословицами


Технология обучения


Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент.


коммуникативные

- Прошла перемена.

Услышан звонок.

Пора поскорее начать нам урок.

- Все дети повторяют за учителем

2.Подготовка к чтению текста.

Актуализация прежних знаний


познавательные

коммуникативные


- Рассмотрите книжную выставку.

- Как вы думаете с произведениями, какого автора мы познакомимся?

(слайд 1)

- Прочитайте высказывание Крылова.

« Люблю, где случай есть, пороки пощипать»

- Как вы понимаете, такое порок?

Порок - предосудительный недостаток, позорящее свойство.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром басен Крылова. Выясним, какие пороки он высмеивает.


-Слушают учителя




(рассказывает подготовленный ученик)

Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен. Родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, и маленький Ваня не смог получить хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец, поэтому мальчику пришлось поступить на работу. Басни Крылов стал писать, когда ему было уже 37 лет. Басни его не стареют. Они переведены больше, чем на 50 языков.



- Что же такое басня?

- Найдите в толковых словарях, какое же определение дает Ожегов и Даль.

(слайд 2)

- Сравните эти два определения.

- Что общего?

- Чем отличаются?

- Составим из двух значений свое определение басни.

Да, гениальный способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать правду ему в глаза. Хотя перед нами предстают звери, птицы, предметы, мы всегда понимаем, что речь идет о людях.

- Почему басни еще называют нравоучительными произведениями?

- С помощью чего в басни подчеркивается нравоучительный смысл?


Конкурс «Мораль сей басни такова»


- Угадайте, в какой басне такая мораль и ее героев?

  • « Ай, Моська, знать она сильна,

Что лает на слона!»

(Слон и Моська) (слайд 3)

  • « Чем кумушек считать – трудиться,

Не лучше ль на себя, кума оборотиться»

(Зеркало и Обезьяна)


  • «Ты, все пела, это дело

Так, поди же, попляши»

(Стрекоза и Муравей)

- Какими стали эти выражения?

- Молодцы! Хорошо знаете басни И. А. Крылова


( работа в 2 группах)

-(ответы детей)

Басня (по Ожегову)- краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Басня (по Далю)- вымышленное происшествие, выдумка для прикрас, иносказательное, повествовательное, где принято выводить животных и даже вещи словесными

-(ответы детей)

- Басня – это…








-(мораль)

3. Сообщение темы урока

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные


-Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое и важное о себе, о людях.

- Сегодня мы познакомимся еще с одной басней

« Ворона и Лисица»




4. Работа над новыми словами


познавательные

- Как вы понимаете значение следующих слов? Придумайте с ними словосочетания.


Лесть – угодливое восхваление

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что-либо, на верху чего-либо.

Пленить- покорить чем – ибо, очаровать

Ангельский (голосок) – отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью.

Вещуньина (голова)- от слова вещунья – предсказательница

Царь птица – лучшая из всех птиц

Бог послал - так раньше говорили о чем – либо, случайно добытом или полученном.

Все не впрок – не на пользу



5.Первое чтение

регулятивные

- Послушайте басню И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

- Какая история приключилась с Вороной?


-(читает подготовленный ученик)


6.Восприятие прочитанного текста

коммуникативные

- Какая же история приключилась с Вороной?

- Замените слова и словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст.

Хитрит, лукавит, заискивает- …

Смотрит пристально, не отрываясь-…

Подходит тихо, осторожно - …

Утратила способность здраво рассуждать – …

Каркнула очень громко - …

Исчезла, скрылась -

Трудно дышать – …





-вертит хвостом

– глаз не сводит

-на цыпочках подходит

-вскружилась голова

- во все горло

-была такова

-дыхание сперло


7. Повторное чтение басни

регулятивные

познавательные


- Прочитайте басню еще раз и попробуйте разделить басню, исключая мораль, на три части.

-Озаглавьте каждую часть.

  1. Находка

  2. Льстец

3. Простофиля


8. Работа с текстом басни.


регулятивные

коммуникативные


- Назовите главных героев басни.

Ворона и Лисица – главные герои басни. Но наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия героев. Какой? (сыр)

С незапамятных времен сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась ее диковинная находка.

- Какое выражение употребляет Крылов, подчеркивая, что Ворона не стащила сыр, а наткнулась на него случайно?

- Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?


- На что они указывают? Какой предстает Ворона?

- Какие звуки подобраны для неуклюжей, глупой Вороны?

- С которого момента начинается развиваться действие басни?

- Случайно ли появление Лисицы? Подтвердите ответ словами из текста.

- Проследите, как действует на Лисицу сыр.

- Каким метким словом называет Крылов Лисицу?

-Что обозначает это слово?

-Обратимся за помощью к нашему помощнику-словарю.

-










-Вместо того, чтобы сразу съесть сыр, птица раздумывает о посланном ей богом лакомстве.






-Взгромоздилась

Собралась

Призадумалась

Держала

Вскружилась

Каркнула






-(плутовка)


-Ищут значение.


9. Подготовка к выразительному чтению

познавательные

коммуникативные

- Почитайте, как Лисица льстила Вороне. Как Лисица обращалась к ней? Как называла Ворону? Что говорила о ее красоте? О ее голосе?

- Рассмотрите, как выглядит ворона в действительности. Опишите ее по внешнему виду.

Для чего же Лисица так расхваливала Ворону?

- Прочитайте еще раз речь Лисицы, обратите внимание на то, как расхваливает Лисица Ворону, как она постепенно подбирается к «ангельскому голоску»

- Как вы думаете, если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

- Как же действуют на Ворону ласковые слова Лисицы?

- Почему Крылов не забыл упомянуть в басне о способности ворон быть вещими птицами?

- Как же прореагировала Ворона на лесть, как об этом написал Крылов?

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Сравните поведение Вороны и Лисицы.

- Какими качествами вы наделите Ворону? Лисицу?

- Прочитайте басню выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой большую, неуклюжую, глупую ворону, а рядом умную, хитрую, лживую плутовку Лисицу




10.Выразительное чтение басни


коммуникативные

-Проведем конкурс чтецов

(предлагается трем ученикам участие в конкурсе. По впечатлениям учеников выбирается лучший чтец )



11.Работа над моралью басни


Коммуникативные

регулятивные

- Найдите мораль басни. Как вы понимаете смысл первых трех строк? А что означают слова: «И в сердце льстец отыщет уголок»

- Скажите, о чем предупреждает своих читателей И.А.Крылов?

- О чем он советует помнить постоянно?

- Какие пороки людей осуждаются?

- Если вы встретите людей, которые льстят ради своей выгоды. Кого из персонажей басни они вам напомнят?

- Какие строки из басни «Ворона и Лисица» стали крылатыми, т.е. употребляются как пословицы?

- Соберите пословицы. Как вы их понимаете? Как они соотносятся с содержанием басни?

Верь своим очам, а не чужим речам.

На языке - медок, а на сердце- ледок.













-(в сердце льстец всегда отыщет уголок)



12. Домашнее задание



-Вот какие молодцы! Что же, ребята, спасибо за работу, урок окончен.

-(Выразительное чтение басни)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс