Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения "Лев Кассиль"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока литературное чтение по теме Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Тема урока: Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Цель урока: познакомить обучающихся с рассказом Л. А. Кассиля « Отметки Риммы Лебедевой
Задачи урока: способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, развитию желания читать периодическую печать; совершенствовать культуру общения.
Планируемые результаты:
предметные:
- познакомятся с произведением Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
- научатся пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника); понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте
метапредметные:
познавательные: осознают смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет);
регулятивные: составляют план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагают совместно с группой план изучения темы урока;
коммуникативные: находят нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет
личностные:
- посещают по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения
- знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать
басню как особый жанр литературы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые способы деятельности |
Организация начала урока | Проверяет готовность к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. – Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! | Сообщают о готовности к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, руч- ки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность | Слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют задачи |
Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной работе дома. Читают на оценку. Предлагают найденные ими конкурсы, задания, загадки. | Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. Слушают в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
Сообщение темы урока. Определение целей урока | Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Л. А. Кассиля. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Анализируют выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме |
Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора | Рассказ учителя о биографии, творчестве автора. Лучше всего Льва Кассиля знают дети. Он познакомил юных читателей с удивительными странами Швамбрания, Синегория и Джунгахора. Несколько поколений выросло на его замечательных рассказах и повестях. Биография советского писателя полна приключений: он не сидел на месте, пользовался малейшей возможностью увидеть мир, напитаться впечатлениями и эмоциями. Лев Абрамович с малых лет отличался богатым набором талантов и склонностей: показывал успехи в музыке, рисовании и, конечно, литературе. Но маленький Лева грезил о своем. Писатель был знаком с детской и молодежной аудиторией СССР не понаслышке, он изнутри изучал жизнь детей и подростков, постоянно вращаясь среди будущих героев своих книг. Лев Кассиль, рассказы которого отличались правдивостью и достоверностью, даже если он писал их в шутливой форме, был любимым автором миллионов советских читателей именно благодаря своей доверительной манере повествования. Писатель словно делился своими мыслями с читателем, рассказывая о том, что его волновало. | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию |
Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. | Словарная работа парами или группой – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы. Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих). Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком. | Работают с толковым словарем. | Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются. Приходят к общему мнению. Осуществляют контроль по результату |
| | |
2. Первичное чтение произведения | Первичное прослушивание текста. Дальнейшее чтение хорошо читающими учениками. Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения | Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения |
Физкультминутка. | Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки) Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо) Мы размяться все успели, И за парты снова сели. (Дети садятся за парты) | Выполняют задания. | |
Повторное чтение и анализ произведения | Организация повторного, выборочного чтение и обсуждение содержания произведения. – В какой город приехала со своей мамой девочка Римма Лебедева? (Свердловск.) – В какой класс она поступила? (В третий класс.) – Что сказала учительнице тетка девочки? – Как ребята отнеслись к Римме? Прочитайте строчки из текста. – Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? (В госпиталь.) – Что сшила Римма? (Табачный кисет.) – Кому подарила Римма табачный кисет? (Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.) – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? – Прочитайте строчки из текста. – Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте. – Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? – Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? – Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения | Выразительно читают. Пони-мают на слух ответы обучающихся. Слушают собеседника. Строят понятные для собеседника высказывания. Аргументируют свою точку зрения. Осуществляют анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулируют свое мнение и позицию |
Домашнее задание | • Подготовить пересказ от лица Риммы Лебедевой. • Читать по ролям диалог Риммы и лейтенанта. • Подобрать пословицы к произведению Л. Кассиля | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают принимают, сохраняют учебные задачи |
Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов урока. А. Предметная - Понравился ли вам рассказ? - Чему вас научил этот рассказ? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В. Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заполняют таблицу самооценки. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |