Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальный опрос, диалог | - Давайте проверим, насколько хорошо вы выполнили домашнее задание - С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? -Кто его автор? - Какие главные герои в этом произведении. -Кому подарила Римма табачный кисет. -Что делала Римма после уроков в госпитале? -Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? -Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы? | Вспоминают содержание рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой». • Была бы охота, а выучиться можно. • Знание и мудрость украшают человека. • Наука даром не дается – наука трудом берется. Пересказывают рассказ от лица Риммы. | П: выделение известной информации и структурирование знаний |
Постановка учебной задачи | – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева | • Мы познакомимся с рассказом «Проговорился» • Мы узнаем, кто проговорился. • Мы сможем поразмышлять о поведении героев. Узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать. | П: самостоятельное формулирование темы и цели урока Л: проявление активности в общей работе |
Открытие нового знания Словесный: слово об авторе Наглядный метод: презентация | –Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам. Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. - Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?- откройте учебник на странице 180 -Рассмотрите иллюстрацию. -Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ? -Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них? ФИЗ.МИНУТКА • Работа над содержанием текста. 1. Работа с толковым словарем. Словарная работа. Для чего мы проводим её? – Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. 2. Первичное чтение произведения Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети. – Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился? 1.О чем проговорился попугай? 2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность? 3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему? 4. А можно назвать Иру доброй? | О том, что кто-то выдаст чью-то тайну или расскажет о чём-нибудь. О девочке и попугае Рассказы детей Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу. -Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст Работают с толковым словарем. Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных. Похвала – одобрение. Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться. Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости Потому что Ирочка невоспитанная девочка Нет. нет | П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе; П: структурирование знания; П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах; К: инициативность в общем поиске нового знания; Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов |
Первичное закрепление во внешней речи Словесный: беседа. | 1.Работа в группах. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника) 2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно. Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1. Как ребята догадались о непослушании Иры? 2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная Выборочное чтение. Ответить на вопросы: 1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды? 2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы. Работа в парах. -Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. -Что же такое юмор? -Какова же проблема у Иры? | Работают в группах Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников Попугай повторял её грубые слова Дают характеристику девочке Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки. Взъерошился, покосился, отвернулся. Юмористический, поучительный Юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением. Невоспитанность, грубость, хвастовство. | Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению |
Включение в систему знаний Словесный метод: фронтальный опрос, диалог | - Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил? -Какой совет автора можно прочитать между строк? Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда». - Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем? | Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь». Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их. Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы» | П: обобщение и структурирование знаний в речи |
Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог Словесный метод: фронтальный опрос, диалог | Давайте подведем итоги урока. - Почему этот рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»? - С каким произведением мы сегодня познакомились? - Чему учит рассказ? - Что вам понравилось в рассказе? - Что в рассказе вам НЕ понравилось? - А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети? Оцените свою работу на уроке с помощью веера-светофора: отлично – зеленый свет, хорошо – жёлтый, удовлетворительно – красный. - Оцените свое отношение к уроку. | Потому что было мало журналов, он был поучительным и интересным Проговорились. Вежливости, доброте, учтивости. поведение Ирочки Оценивают свою деятельность на уроке | П: доказательство качества выполнения задания; К: умение полно и точно выражать своё мнение Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы. |