СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения "Проговорился"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения "Проговорился"»


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: Ю. Ермолаев «Проговорился»

Цель : ознакомление обучающихся с биографией Ю.Ермолаева и с произведением Ю.Ермолаева «Проговорился»;

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать содержание рассказа Ю. Ермолаева «Проговорился»;

  • Знать такие качества, как вежливость, воспитанность;

  • Уметь определять тему и идею произведения, совершенствовать навык чтения;

  • Уметь анализировать рассказ Ю. Ермолаева «Проговорился».

Личностные:

  • Формировать положительную мотивацию к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам;

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;

  • Проводить самооценку своей деятельности.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование: УМК «Школа России»; учебник: 3 класс. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., раздаточный материал, презентация.




Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока



Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

Приветствие, проверка готовности

Приветствуют учителя, настраиваются на работу на уроке.

Р: личностное включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и мотивация

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог


- Давайте проверим, насколько хорошо вы выполнили домашнее задание

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

-Кто его автор?

- Какие главные герои в этом произведении.

-Кому подарила Римма табачный кисет.

-Что делала Римма после уроков в госпитале?

-Что принесла Римма через два месяца в госпиталь?

-Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?

Вспоминают содержание рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».


• Была бы охота, а выучиться можно.

• Знание и мудрость украшают человека.

• Наука даром не дается – наука трудом берется.

Пересказывают рассказ от лица Риммы.

П: выделение известной информации и структурирование знаний

Постановка учебной задачи



– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией Ю. И. Ермолаева



• Мы познакомимся с рассказом «Проговорился»

• Мы узнаем, кто проговорился.

• Мы сможем поразмышлять о поведении героев.

Узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока


Л: проявление активности в общей работе



Открытие нового знания


Словесный:

слово об авторе

Наглядный

метод:

презентация
















–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в новом произведении? Когда так говорят: «проговорился»?- откройте учебник на странице 180

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?

ФИЗ.МИНУТКА

• 

Работа над содержанием текста.

1. Работа с толковым словарем.

Словарная работа. Для чего мы проводим её?

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.

2. Первичное чтение произведения

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

– Сейчас вы прослушаете текст. Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?

1.О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?



О том, что кто-то выдаст чью-то тайну или расскажет о чём-нибудь.

О девочке и попугае

Рассказы детей

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию. Существует 316 видов попугаев. 27 видов попугаев занесены в Красную книгу.

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

Чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст

Работают с толковым словарем.

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Осуществляют анализ произведения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение.

Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости

Потому что Ирочка невоспитанная девочка

Нет.

нет

П: поиск и выделение признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов


Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.


1.Работа в группах.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1. Чему учила Ирочка попугая? (вычитать из учебника)

2. С каким настроением Ирочка шла в школу? Ответить устно.

Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1. Как ребята догадались о непослушании Иры?

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она? Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная

 Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды. Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

Работа в парах.

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу.

-Что же такое юмор?

-Какова же проблема у Иры?

Работают в группах




Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников




Попугай повторял её грубые слова

Дают характеристику девочке






Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки.

Взъерошился, покосился, отвернулся.

Юмористический, поучительный

Юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением. Невоспитанность, грубость, хвастовство.

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

Самостоятельная работа с самопроверкой


-Придумайте продолжение рассказа, чтобы у Ирочки все закончилось благополучно.

На выполнение у вас 2 минуты.

Проверяем!

Как здорово у вас получилось!


Ребята придумывают благополучное продолжение

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов творческого выполнения задания;

Включение в систему знаний

Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог










- Что хотел показать писатель в этом рассказе? Какие мысли он в вас пробудил?

-Какой совет автора можно прочитать между строк?

Учитель обращает внимание на плакат с надписью «Вежливым человек должен быть всегда».

- Убедил ли вас Ю. Ермолаев, что необходимо быть вежливыми всегда и во всем?

Чтобы кого-то учить, надо самому быть образцом для подражания. Нужно со всеми быть вежливым. Если ты не всегда соблюдаешь это правило, то сильно рискуешь выдать себя, поскольку «шила в мешке не утаишь».

Каждый человек должен знать и понимать, что доброе, негрубое и понимающее отношение к старшему поколению – это одна из хороших черт воспитанного человека. Старшим, а также младшим и сверстникам, нужно помогать, уважать и понимать их.

Дети делятся впечатлениями об уроке: после урока мне захотелось…, нацеливают себя и друг друга: «Давайте будем вежливы»

П: обобщение и структурирование знаний в речи













Рефлексия деятельности



Словесный:

учебный диалог





Словесный

метод:

фронтальный

опрос, диалог


Давайте подведем итоги урока.

- Почему этот рассказ был напечатан в журнале «Мурзилка»?

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Чему учит рассказ?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Что в рассказе вам НЕ понравилось?

- А у вас были такие случаи? Как должны поступать воспитанные дети?

Оцените свою работу на уроке с помощью веера-светофора: отлично – зеленый свет, хорошо – жёлтый, удовлетворительно – красный.

- Оцените свое отношение к уроку.



Потому что было мало журналов, он был поучительным и интересным

Проговорились.


Вежливости, доброте, учтивости.






поведение Ирочки


Оценивают свою деятельность на уроке


П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение




Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.