Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
IОрганизация начала урока Задача: Создать благоприятную психологическую атмосферу (1мин) | Психологический настрой. Я рада видеть каждого из вас И пусть в окно зима прохладой дышит, Нам будет здесь уютно и тепло Ведь весь наш класс Друг друга любит, чувствует и слышит. -Ваши мышцы все проснулись? Да. -Ваши губы улыбнулись? Да. -Приступаем к работе. | Слушают, садятся |
II Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока (2мин) Задача: Подготовить учащихся к осознанному восприятию материала. | Откройте учебник на с.45 и прочитайте название нового раздела. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом разделе? Обратите внимание, кто изображен справа от названия раздела? Верно! Вот с этим мальчиком на данном уроке мы и познакомимся. Дальше, посмотрите, нам даны цели этого раздела. По цепочке читаем каждую цель. - Итак, с какими поэтами мы познакомимся в данном разделе? - Читаем 2 цель. - Как вы понимаете эту цель? Правильно, мы будем расширять словарный запас новыми, красивыми словами, чтобы потом вы могли пользовать ими в речи. - Прочитайте последнюю, 3 цель. Объясните данную цель, стоящую перед вами. А теперь, попробуйте сформулировать задачи урока по алгоритму, написанному на доске. Узнаем….. Научимся…. Закрепим…. | Поэтическая тетрадь 1 В данном разделе мы будем изучать стихи Справа от названия раздела изображен мальчик, который в руках держит утенка Мы познакомимся со стихотворениями С. Черного, А.Блока, С. Есенина. В данном разделе мы познакомимся с такими поэтами, как С. Черный, А.Блок, С. Есенин. Мы научимся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения. Мы будем учиться находить такие интересные слова, выражения, которые употребил в определенном стихотворении поэт, чтобы потом употреблять данные слова в своей речи. Мы будем учиться сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему; самостоятельно придумывать стихотворные тексты. Мы будем сравнивать стихи поэтов, а именно находить интересные слова, может интересная конструкция стихотворения будет и на основе сравнения, попробовать написать свое собственное. Сегодня на уроке мы Узнаем, с каким поэтом мы познакомимся на уроке. Научимся выразительно читать стихотворение, определить его основную мысль. Ведь как в рассказах мы ищем главную идею, так и в стихах не забываем. Закрепим полученные знания на уроке. |
Актуализация опорных знаний ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | Урок я хочу начать с одной очень красивой фразы знаменитого писателя Антуан де Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете эту фразу? Если мы взяли домой маленького котеночка мы будем о нем заботится? Будем его любить? Всю ту любовь, заботу, которую мы отдаем ему и он будет проявлять тоже самое по отношению к тебе. Ребята, вы знаете такого писателя, может быть слышали? Антуан де Сент-Экзюпери - известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик Известный французский писатель, поэт и профессиональный лётчик. Автор сказки «Маленький принц» (данная сказка перевдена на 160 языков), так уж ребята, если вам захочется прочитать данную сказку, вы об этом не пожалеете, по ней даже снят мультфильм. В обще, обратите внимание на данную сказку, вы очень много полезного приобрете. Проговорите эту фамилию и имя. Антуан - имя. Сент-Экзюпери - фамилия. Де - аристократическая приставка к фамилии. Если видите у французов приставку "Де", то знайте что перед Вами представитель аристократического рода. | Мы возлагаем на себя ответственность за другого, потому, что он считает нас значимыми для себя. ответственность за тех, кого приручил - это и есть любовь, самая настоящая, не больше и не меньше. Нет/да Проговаривают |
Первичное усвоение нового материала ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ) Задача: Сформировать умение осознано, прочувственно воспринимать текст произведения и выражать свое отношение. | Сегодня мы познакомимся с интересным человеком. Это поэт «серебряного века». Это вас слуга покорный, Он зовется «Саша Черный»… Почему? Не знаю сам. Вешаю портрет поэта на доску. Настоящее имя Александр Михайлович Гликберг. А Саша Черный – это псевдоним. Вы знаете, что такое псевдоним? Псевдонимами пользуются многие известные личности такие как писатели, поэты, политические деятели, певцы, актеры. Возвращаемся к нашему поэту. Псевдоним «Саша Черный» возник спонтанно. В семье, где родился Гликберг Александр Михайлович, было пятеро детей. Двоих из них звали Сашами. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Так что Александр не долго придумывал себе творческое имя. Детство будущего поэта прошло в Украине, затем жили в Петербурге, но его исключили из гимназии и возвратился обратно в Украину доучиваться. Саша Черный на протяжении всей жизни был добрым и отзывчивым человеком, любил детей, также он любил вспоминать своем детстве и в стихотворении «Приготовишка» он упоминает. Написал множество стихов, сказок, рассказов для детей. Что интересного вы запомнили об этом поэте? Вглядитесь в портрет поэта. Каким вам представляется поэт? Обратите внимание на высокий лоб, внимательный взгляд, лицо серьезное, но мягкое. Он как будто смотрит на нас и очень хочет, чтобы мы поняли почему он написал это стихотворение и чем о поделился с маленькими читателями Вот мы и поговорили о творчестве писателя, а теперь мы переходим непосредственно к изучению стихотворения. А чтобы узнать героя стихотворения я вам предлагаю отгадать загадку. Удивительный ребенок: Только вышел из пеленок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. Верно, это утенок. Установка на восприятие стихотворения. Я вам сейчас прочитаю стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?...» Ваша задача – прочувствовать это стихотворение и ответить на вопросы: - Какую картинку вы представили, слушая стихотворение? - Какие чувства у вас возникли? | Внимательно слушают Псевдоним – это вымышленное имя, придуманное вместо настоящего. У него был псевдоним, который появился следующим образом. В семье было два Саши. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Детство прошло в Украине и он очень любил вспоминать об этом, также он был добрым и отзывчивым человеком, любил детей и для них написал множество стихов, сказок и рассказов. Утенок |
Проверка первичного восприятия текста Задачи: Проверить, как учащиеся поняли фактическое содержание стихотворения Выяснить, какое впечатление произвело на учащихся | Итак, ребята. Понравилось ли вам стихотворение и почему. - Какую картинку вы представили, слушая стихотворение? - Какие чувства у вас возникли? | Мне понравилось данное стихотворение, потому что оно заставляет задуматься, как нужно обращаться с животными В начале стихотворения я увидела, как мальчик мучил маленького утенка, а потом автор этого стихотворения его осуждал за такое поведение. Мне стало жалко бедненького утенка |
Вторичное чтение и анализ произведения. Задачи: Формировать навык сознательного чтения, умения анализировать художественный текст Учить отвечать на вопросы, используя текст | Это стихотворение было написано более 100 лет назад и поэтому в нем встречаются слова не всегда понятные нашим современникам. Уточним их значение. Прочитаем их. Словарная работа. ТИСКАТЬ – давить, прижимать ПРИТИСНЕШЬ – прижмешь БРЫКАТЬСЯ – бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt) РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время - Какие из этих слов вам знакомы? - Какое удивительное слово «тискать». Что оно значит? - Покажите, как это, тискать? - А «притиснешь», что значит? - А как вы понимаете словосочетание «рвется прочь», «брыкаться», А какое слово «капут», оно стоит самым последним. Как вы понимаете значение этого слова. - Это слово пришло к нам из немецкого языка. Анализ стихотворения - О ком это стихотворение? - О чем рассказывает нам автор? - Обратите внимание на первую строчку. Каким знаком заканчивается предложение? Верно, но так бывает не всегда. Что же волнует автора? - Какие слова передают беспокойство? - А как в поведение утёнка автор показал его страх? - Ну-ка, покажите движение утенка. - Хорошо, вы прям как артисты показали его поведение. Переходим ко 2 четверостишью. -Человеку всегда бывает понятнее, когда одно сравнивают с другим. Какое же сравнение представляет нам автор во втором четверостишье? - Толстый бегемот? А бегемоты бывают худыми? - А вы знаете сколько весит бегемот? 3 тонны, это всех нас поставить на весы, но он все равно перевесит, вы представляете какой он огромный? (слайд) - Как же играл этот толстый бегемот с мальчиком? Прочитайте. Что было бы самое неприятное попавшему к бегемоту в лапы? Представляете, вот такой язычище шершавый тебя лижет. Он бы спрашивал бы тебя, можно взять тебя или нет?? - Как вы думаете, есть ли общее между содержанием 1 и 3 четверостишья? (смотрите утенок рвется, а мальчик брыкается). - А что еще, похоже, в 1 и 3 куплете? -Вспомним, многоточие ставится, когда автор просит нас задуматься, и да ребята, это повод поразмышлять. А почему в 4 строке 3-го четверостишья есть восклицательный знак? - А что же дальше? - Обратите внимание, какой глагол использует автор в начале четвертого четверостишья? -А этот глагол, с каким значение? - Зачем? - И автор ставит точку, а потом как будто бы подумавши, дописывает еще 2 строчки. Прочитаем их. Стилистический эксперимент. Давайте сейчас мы проведем литературный эксперимент. Посмотрите, автор употребил слово «лапы» мальчика, вместо рук. Почему лапы, а почему не руки? Мы можем заменить лапы на руки? Прочитаем. Изменился смысл? Вот, посмотрите, какие точные детали поэты употребляют в своих стихотворениях. Мы должны присматриваться к каждому слову. Ведь не просто же оно дано нам. | Тискать – давить, прижимать Притиснешь – прижмешь Брыкаться – бить, отбивать ногами; лягаться; активно сопротивляться, упрямиться рвется прочь – вырывается КАПУТ – конец, гибель (от немецкого kaputt) О мальчике, о утенке Автор рассказывает нам о том, как мальчик тискает утенка, а автор его за это осуждает и говорит, что так не стоит делать. Первое предложение заканчивается вопросительным знаком. Он малыш, а ты большой. Он задрал головенку Здесь идет сравнение с бегемотом. Если бы мальчика мучил бегемот. Нет Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать. Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!.. Он бы языком стал лизать. Не спрашивал Многоточие Снеси Приказа, повеления Чтобы мальчик осознал свою ошибку и помог утенку оказаться на свободе к маме. Лапы мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут. Руки мальчика не шутки, Чуть притиснешь - и капут. Да, потому что как и для бегемота ребенок в лапы попал, так и утенок чувствует себя в руках мальчика, в чужих больших лапах. |
Физкультминутка | Представьте себя, что вы на время стали маленьким и беззащитным утенком, который радуется жизни и всему прекрасному, что его окружает. (Музыкальная физминутка проводится под музыку «Танец маленьких утят») Вновь у нас физкультминутка Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.) | |
Первичное закрепление ВТОРИЧНЫЙ СИНТЕЗ Задачи: Выделить основную мысль Выразительное чтение | Итак, какие же выводы можно сделать из того, что мы узнали? - Что хотел сказать автор нам этим стихотворением? Правильно, ведь как сказал Антуан де Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили». Речевая разминка. Сейчас мы прочитаем стихотворение выразительно. А для этого мы должны подготовить свой речевой аппарат к чтению. Мы сейчас прочитаем скороговорку. ПЕРЕПЕЛ ПЕРЕПЁЛКУ И ПЕРЕПЕЛЯТ В ПЕРЕЛЕСКЕ ПРЯТАЛ ОТ РЕБЯТ . - Вы знаете, кто такой перепел, перепелка? Перепел – миниатюрная курочка весом около ста граммов. Тихая, проворная, пестрая, она почти незаметна в густой траве. Птицы устраивают гнезда на открытом месте в степи, в поле или на лугу в небольшой ямке, устилая ее густым слоем сухой травы. Питается зернами, семенами, травами. Перелесок – это небольшой лесочек. Прочитайте строки с доски про себя, затем: -вслух медленно -с интонацией – вопросительной -с интонацией – восклицательной -сердито -весело -быстро и весело О чем говорится в этом предложении? Почему перепел прятал их от ребят? Какая опасность может угрожать птицам? Ребята, а похожа эта скороговорка со стихотворением. Чем? Возвращаемся к стихотворению. - Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, ругает его или дружелюбно, что-то советует? - Какие чувства вы испытывали к утёнку, читая стихотворение? - Прочитайте стихотворение, для выразительности используйте интонацию голоса. Где «!» с чувством, где «?» читаем вопросительно. Где « ,» остановка, «-» пауза побольше, ………. Пауза. -Спасибо, мне понравилось как ты прочитал(а) стихотворение», «я услышала интонацию автора», «у тебя так хорошо получилось». | Нельзя мучить, обижать животных, нужно бережно относиться к ним. Проговаривают скороговорку В предложении говорится о перепеле, который в перелеске прятал от ребят перепелку и перепелят. Бывает так, что некоторые ребята не обдумывают свои поступки и обижают птиц. Скороговорка очень похожа со стихотворением тем, что в скороговорке говорится, как ребята обижали птиц, так в стихотворении. Взрослый разговаривает с малышом сердито, но в тоже время дружелюбно, советует не делать так, как он тискал утёнка. жалость читают выразительно стихотворение |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) | Выразительное чтение стихотворение или наизусть. | Записывают в дневник домашнее задание. |
Подведение итогов (3 мин) Задачи: Установить соответствие между поставленными задачами урока его результатами, внесения корректирования | Вначале урока мы поставили перед собой цели узнаем, научимся, закрепим. Итак, что мы узнали ….. Узнаем….. Научимся…. Закрепим…. Какую же мысль хотел донести С.Черный до читателей? | Мы сегодня узнали творчество Саши Черного, что у него был псевдоним, который появился следующим образом. В семье было два Саши. Один был блондином, а другой – брюнетом. Чтобы не возникало путаницы, их стали звать, соответственно, Саша Белый и Саша Черный. Детство прошло в Украине и он очень любил вспоминать об этом, также он был добрым и отзывчивым человеком, любил детей и для них написал множество стихов, сказок и рассказов. Научились анализировать стихотворение, выделять главную мысль Закрепили, отработали выразительное чтение на произведении. Поучительное и веселое стихотворение Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?...» учит детей бережному, чуткому обращению с природой и любви к птицам и животным. Поэт использует сравнение, чтобы передать образно, что может чувствовать маленький утенок в руках человека. Он говорит о том, что утенок, когда оказывается в руках человека, испытывает те же ощущения, как если бы человек оказался в лапах бегемота |
Рефлексия (2 мин) | Вам понравился урок?Что вам сегодня запомнилось на уроке? Что вам понравилось сегодня делать? Что вы сегодня узнали? И мне хочется закончить урок одной фразой, которую сказал Антуан де Сент-Экзюпери «мы в ответе за тех, кого приручили». Повторите ее и запомните. | Мне на уроке запомнилось, что у поэта Саши Черного есть псевдоним (вымышленное имя). Мне понравилось сегодня отвечать на вопросы, выразительно читать. Я узнала новое стихотворение из творчества Саши Черного |