2. | Проверка домашнего задания (актуализация знаний). Цель: повторить материал прошлых занятий | Давайте с вами определим, с творчеством какого писателя мы продолжим знакомиться сегодня на уроке. Сыграем в игру «Найди пару». Ребята, вам предстоит поработать в парах. Нужно соединить отрывок из соответствующего произведения с названием этого произведения (на партах лежат карточки, соедините отрывок из произведения с его названием). «Цапнул солнце с небосвода И с набитым животом Завалился под кустом…» «И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки. А за ними пирожок: «Ну-ка съешь меня дружок!» «А посуда вперёд и вперёд По полям, по болотам идёт. И чайник шепнул утюгу: «Я больше идти не могу». «Музыканты прибежали, В барабаны застучали. Бом! Бом! Бом! Бом! Пляшут муха с комаром.» «А слониха – щеголиха Так отплясывает лихо, Что румяная луна В небе задрожала И на бедного слона Кубарем упала». - Все справились с заданием? - Давайте проверим. (один ученик читает отрывок и название вслух). - Кто автор всех этих стихотворных сказок? - Правильно. Молодцы! | - ( «Муха-Цокотуха», « Краденое солнце», « Тараканище», Федорино горе», «Мойдодыр») - Да. - Проверяют правильность выполнения задания. - К.Чуковский. | ПУУД: осознание и произвольное построение речевого высказывания. КУУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения. ЛУУД: учет разных мнений. |
3. | Изучение нового материала. Цель: погрузить обучающихся в мир К.И. Чуковского. | (На доске портрет К.И.Чуковского). К.И.Чуковский – это псевдоним. Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков. Родился 19 (31) марта 1882 в Санкт-Петербурге. В одном из красивейших уголков Подмосковья в п. Переделкино, среди берёз и сосен в небольшом загородном доме, много лет жил высокий, седой человек, которого знали не только все жители посёлка, но и жители нашей обширной страны. Чуковский очень любил детей. Грамотный, громкоголосый, щедрый на ласку, не похожий ни на кого. Корней Иванович, как никто другой, знал, как жизненно необходимы ребёнку радость, веселье, смех. Ребятишки с великой нежностью звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша». Стихи Корнея Ивановича Чуковского легко запоминаются, «сами лезут с языка». Поэт использовал в своих произведениях фольклор, считалки, присказки, сказки, поговорки, загадки, любил шутить. Корней Иванович отличался большим трудолюбием. Он писал: « Всегда, где бы я не был, в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось время, сочинял произведения для детей». Стихи – сказки Чуковского всегда весёлые, задорные, шуточные. Но каждая содержит глубокий смысл, учит чему-нибудь. Мы знали Чуковского как поэта, а сегодня нам предстоит открыть ещё одну грань творчества Корнея Ивановича, он обладал величайшим юмористическим талантом и писал не только стихи, но и рассказы. С главой одного из таких рассказов нам предстоит познакомиться на уроке. - Но прежде чем приступить к работе, ответьте на вопросы. - К.И. Чуковский – это псевдоним или настоящее имя поэта? - Как звали его? - Каким ласковым именем ребятишки назвали Корнея Ивановича? - В каком году родился Корней Иванович? Отгадайте загадку: Через поле и лесок К нам примчался голосок. Он пришел по проводам. Слышно здесь, сказали – там. (Телефон.) Итак: Тема урока: « К.И.Чуковский. «Телефон» (глава из книги «Серебряный герб»). - Откройте учебник на стр. 44. Работа с текстом до чтения. беседа с учащимися по иллюстрации к главе. -Кого вы видите на рисунке к тексту? - Обратите внимание на одежду учащихся. Так в современной школе одеты мальчики? - Чем заняты ребята? - Как вы думаете, для чего они это делают? - Прочитаем название произведения. Ваши предположения, о чём может быть рассказ? Работа с текстом во время чтения. - Сейчас мы с вами узнаем, для чего ребята привязали верёвку к ногам. Текст будем читать по частям, при этом будьте внимательны, так как к каждой части вы должны будете подобрать по смыслу пословицу, таким образом, составим план прочитанного произведения.( пословицы на листах на каждой парте) Словарная работа. В тексте нам встретятся трудные в произношении и незнакомые слова, давайте познакомимся с ними. Директор Бургмейстер Полдюжины – 6 (половина 12) Господин попечитель учебного округа – человек, помогающий финансами содержать гимназию или другие учебные заведения. Граф (титул) Николай Фердинандович фон (обязательная приставка к титулу у немцев) Люстих. Чемпион – человек, занимающий первое место в какой-то области. Доблестный – героический, способный на подвиг. Чиновник из канцелярии – служащий в государственном аппарате, заведует документацией. Знакомство с содержанием текста. I часть (чтение учащимися вслух до слов “Теперь этот день…”). - К чему готовились ребята - Кого ждали на урок русского языка? - Как вы думаете, что он должен был проверить у ребят? - Как чувствовали себя ребята перед проверочной работой, какое чувство всегда испытываете вы перед контрольной работой или диктантом? - Какую бы из предложенных пословиц вы подобрали бы к первой части? Самостоятельное чтение II части (до слов “В нашем…”) - Что придумал автор, герой рассказа, от имени которого ведется повествование? - Кому он решил помочь и почему? - Кто еще решил воспользоваться телефонной связью? Почему нашему герою пришлось и им помочь? Анализ прочитанного: - Можно ли было ребятам сразу догадаться, получится это дело у них или нет? - Какую пословицу вы подберете? Обобщение учителя: иногда, начиная какое-нибудь дело, думаешь, что получится, как задумано, а получается совсем по-другому. III часть (чтение вслух до слов “Но вот распахнулась дверь…”) Анализ текста: - Кем считался герой текста? - Почему же учителю приходилось ставить ему две оценки? - Как вы думаете, какая из пословиц подойдет к этой части? IV часть (чтение учителя) Анализ текста: - Как выполнял работу наш герой-изобретатель? Ответьте словами текста. - Как он относился к ребятам своего класса? - Какую пословицу вы подберете к этому отрывку? Чтение V части по ролям до слов “Беда произошла…”. - Надежды ребят на хорошие оценки оправдались? - Что же каждый получил за свой труд? Прочитайте пословицу. VI часть (чтение вслух до слов “После этого дня…”) Анализ текста: - Отчего же произошла такая беда? - Можно ли было надеяться ребятам на своего товарища и его изобретение “телефонную связь”, ведь связь у них была такая. - Какая из пословиц была бы этим друзьям советом? Самостоятельное чтение VII части Анализ прочитанного: - Бывало ли у вас так, чтобы от благодарности болели ребра? - А как же отблагодарили ребята своего изобретателя? Словами какой пословицы вы бы поддержали мальчика-изобретателя? | - псевдоним. - Николай Васильевич Корнейчуков. - Чукоша. - (31) марта 1882. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. - мальчиков - нет, так одевались гимназисты в 30-е годы. - завязывают веревку. - догадки ребят. - Предположения ребят. - к диктанту. - попечителя. - Проверить знания учащихся. - переживание, страх. - «У страха глаза велики» - телефонную связь. - Тимоше Макарову, так как он болел тифом и много пропустил. - другие ребята. - так как кто-то расскажет об их затее, кто-то побьет, кто-то обидится. - да, потому что на телефонной связи их было очень много и у них могло ничего не получиться. - “Всякое дело о двух концах” - чемпионом по диктовке. - за кляксы и за грамотность. - “Кто грамоте горазд, тому не пропасть” или “Не пером пишут, а умом”. - “старался так, что в глазах потемнело”. - по- доброму, хотел помочь. - “Всем добро, да не всякому на пользу”. - нет. - “Каждому – по делам его” - почерк и темп письма был у ребят разный. - высказывания ребят. - “На друга надейся, да сам не плошай”. “На друга надеяться – самому пропадать”. - высказывание ребят. - избили его. - “Дружбу помни, а зло забывай!”. | ПУУД: структурирование знаний. КУУД: выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью. ЛУУД: самоопределение учащихся. |