СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения. Н.Н. Носов. Рассказ «На горке».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения нового материала;

Методы и приемы: приемы смыслового чтения, развития критического мышления (прием Эдварда де Боно, корзина идей, кластер, тонкие толстые вопросы)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. Н.Н. Носов. Рассказ «На горке».»



Технологическая карта урока


Учитель: Золотарева Марина Николаевна, МБОУ «СОШ№9» НГО

Предмет: литературное чтение

Тема урока: Н.Н. Носов. Рассказ «На горке»

Класс: 2

Тип урока: урок изучения нового материала;

Методы и приемы: приемы смыслового чтения, развития критического мышления (прием Эдварда де Боно, корзина идей, кластер, тонкие толстые вопросы)

Цель: познакомить учащихся с содержанием произведения, работа с частями текста, определять главную мысль произведения;

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с содержанием произведения Н.Н. Носова «На горке»;

  • Учить ориентироваться в произведении;

  • Расширять читательский кругозор учащихся;

Развивающие:

  •  Совершенствовать навык устной речи учащихся, навык выразительного чтения;

  • Развитие памяти, мышления, формирование навыков по развитию речи;

  • Расширять словарный запас учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать желания трудиться, уважать чужой труд на основе содержания текста, воспитывать интерес к обучению;

Планируемые результаты:

Предметные:

познакомить учащихся с произведением Н.Н. Носова « На горке»;

совершенствовать навыки осознанного смыслового чтения;

формировать умение устанавливать последовательность событий, происходящих в рассказе;

находить в тексте конкретные сведения, факты, умение высказывать собственное мнение.

Метапредметные:

Познавательные УУД.

определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

сопоставлять героев произведения;

использовать приобретённые знания и умения для составления правил дружеских отношений

умение самостоятельно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Регулятивные УУД:

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.

Коммуникативные УУД.

учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

формирование уважительного отношения к чужому труду;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.


Оборудование учителя:учебник по литературному чтениюУМК «Школа России» авторы: В.П. Канакина, В.Г. ГорецкийЛитературное чтение. 2 класс 2 часть М.: Просвещение, 2014г,карточки для задания; таблицы для чтения;проектор

Оборудование учащихся: учебник, пенал;

Продолжительность урока: 40 минут.











Этапы урока

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационно-мотивационный этап

Цель: сформировать внешнюю и внутреннюю психологическую готовность у учащихся.

- Добрый день, ребята!

Вместе не трудно,

Вместе не тесно

Вместе легко

И всегда интересно!

Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Отмечаем в листе самооценки свои достижения.

«+»-выполнил задание правильно,

«?»-при выполнении задания возникли трудности

Приветствуют учителя.

Настраиваются на учебный процесс.



Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность.






















































2. Процессуальный этап



























































Физкультминутка

Приготовим наш речевой аппарат к работе.

Речевая разминка

  1. Дыхательные упражнения.

(Отрывисто, плавно, глубокое с задержкой)

  1. Чистоговорка( карточка у каждого)

Ма-ма-ма – а на улице зима.
Ра-ра-ра – играет в снежки детвора

Ре-ре –ре – лепят бабу во дворе.

Ить–ить- ить – вышли горку мастерить..

Прочитаем чистоговорку

- шепотом и медленно

- громко и медленно
- громко и быстро.

-прочли соседу и оценили соседа.

3) Интонирование предложения

Разделите предложения на слова и прочтите сначала весело, сердито, удивительно, вопросительно.

Дети строили горку во дворе.

Итог этапа: подготовка артикуляционного аппарата.

-Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить на уроке ? Почему?( о совместной работе, о зиме, о зимних забавах)

- Название произведения спрятано в анаграмме.

Разгадай анаграмму

.екрогаН ( На горке)доска

- Кто автор этого произведения?

Расшифруй имя автора

15,10,12,16,13,1,11 15,16,19,16,3

Николай Носов

« Кластер» кратко об авторе, его, героях, назвать произведения, значения произведений.


- Попробуем понять какие вопросы мы будем сегодня обсуждать?

Итог этапа: определили цель и задачи урока.







Первичное восприятие текста

Словарная работа

а) лексическая работа(из словаря Ожегова)

Горка слово горка многозначное.(«Кластер»)

– это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью.

- это куча чего-нибудь.
–полет спортивного самолета

- застекленный шкафчик для красивой посуды,

Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку крупы.

Фанерка – кусочек древесного многослойного материала

Дворницкая- это помещение для дворника.(Поиск информации по QR-код)

Котька – имя мальчика Костя.

б) подготовка к чтению  трудных слов

Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
ПО-О-БЕ-ДА-ЕМ       –    ПООБЕДАЕМ

НА-ЦЕ –ПИЛ – НАЦЕПИЛ (Как понимаете значение слова?) повесить на что-то, надеть на себя
СКОЛЬ-ЗКА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗО-БРАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ОТ-ТОЛ-КНУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

НА ЧЕ-ТВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?) это поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги( по Ожегову)

( Физкультминутка)


Знакомство с текстом.

– Прослушаем, ребята, произведение Н.Носова «На горке».

-Почему же Н. Носов так назвал свой рассказ?

– Про какую горку нам рассказал сегодня на уроке писатель? (про снежную горку).

Чтение по ролям подготовленных детей.



Итог этапа – первичное знакомство с текстом

«Снежки» -написать на листе бумаги вопрос и передать товарищу


Внимательно слушают учителя



Выполняют речевую разминку, читают в паре, оценивают соседа по парте.










Выполняют интонирование предложения.







Отвечают на вопросы учителя



Работают в паре с таблицами


Составляют кластер, высказывая свои предположения.


Цель .Познакомимся с произведением Н.Носова «На горке».

Задачи .Научимся его читать, расширим кругозор, научимся ориентироваться в тексте и понимать прочитанное.








Высказывают свои догадки







Рассматривают образец



Расшифровывают код





Читают по слогам, затем целыми словами:












Пробуют позу, вытирают руки салфеткой.




Внимательно слушают детей




Проанализируем проступки и поведение детей.






Пишут вопрос , бросаются снежками, отвечают на вопросы.


Регулятивные УУД: осмысляют учебного материала; действуют с учетом выделенных

учителем ориентиров;


Познавательные УУД:

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.




КоммуникативныеУУД:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью







Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать других;



























Смысловое чтение

Чтение рассказа «по-цепочке». Анализ произведения. ( Толстые и тонкие вопросы)

Читаем первую часть.

Вопросы к первой части:

- Какое время года?

- Что делали ребята во дворе?

- Как об этом сказано в тексте? (Выборочное чтение.)

- Как вы думаете, какая горка получилась? Почему вы так считаете? Какое чувство испытали ребята, глядя на свою работу?

- Как можно назвать работу, которую делают все вместе, дружно?



Читаем вторую часть.

Вопросы ко второй части:

- Какой действующий герой добавился?

- Что делал Котька, пока ребята строили горку?

- Найдите и прочитайте в тексте, как Котька реагирует на приглашение ребят выйти на улицу строить горку?

(Выборочное чтение.)

- Что же сделал Котька, когда ребята ушли домой обедать?

Найдите и прочитайте слова, как Котька собирался на улицу. (Выборочное чтение.)

- Как вы думаете, почему он так спешил?


Читаем третью часть.

Вопросы к третьей части:

- Что сделал Катька с горкой?– Зачем?

- Какие чувства вызывает в нас Котька во время этой сцены?


- В этой ситуации мы ему не сочувствуем, он нас забавляет, за совершенный проступок


Читаем четвёртую часть.

Вопросы к четвёртой части:

- Как отреагировали ребята? (Поругали Котьку и заставили засыпать горку снегом.)

- Прочитайте слова, которыми описывается отношение ребят к поступку Котьки.

- Подумайте, как вы прочитаете слова ребят: выразите досаду, недовольство, обиду, возмущение, угрозу.

- Как должны звучать слова Котьки: робко или уверенно, с удивлением или резко?

- Легко ли было Котьке признаться ребятам в своем поступке?


Читаем пятую часть.

Вопросы к пятой части:

- Какие чувства испытал Котька, когда стал посыпать горку снегом?

- Понравилось ли Котьке работать?


Поразмыслим шестью способами

Все ответы, предположения, выводы , факты мы собрали в корзину, а теперь разберите эти слова себе на листочки.( обведите их) Слова должны соответствовать цвету вашей шляпы. Она лежит перед вами на столе. Можно добавить свои слова.



Белая-факты, желтая- позитив, черная-негатив, красная – эмоции, настроение, зеленая – творческий подход, синяя – вывод, чему научил рассказ.

Проверим вашу работу.

Слово учителя
– Как вы думаете, а трудно ли признаться своим друзьям в совершении плохого проступка?

- А у вас были в жизни такие ситуации, когда стоите перед выбором : признаться или не признаться?

- Кто же главный герой рассказа?

– Что хотел донести нам автор этим произведением?

Выбор пословицы

  • Поспешить людей насмешить.

  • Берись дружно, не будет грузно.

  • Ум хорошо, а два лучше.

  • Умел ошибаться, сумей и поправиться.

Внимательно читают и слушают детей. Отвечают на вопросы, зачитывая ответы


Отбор слов из ответов для «Корзины идей»


Зима

Горка



Радость ожидания



Дружная работа






Котька и ребята

Сидел дома


Хитрит, обманывает










Песок

Очень скользкая горка

Испортил

Смех, потеха


Проступок





Простили, помощь

Досада



Робко




Страх, не бойся


Исправить свою ошибку.


Ступеньки,

Признал

Совместная работа




Внимательно слушают задание




Читают слова, обводят нужные, работают в паре





Выступление ребят .



Рассказывают информацию по разным смысловым направлениям.




Выводы:

Совместная работа помогла исправить герою ошибку.



Свой труд может быть тоже в радость


Познавательные УУД.: извлечение необходимой информации.




Коммуникативные УУД:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью



















Познавательные УУД.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.














Познавательные УУД.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.










Познавательные УУД:

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.





Коммуникативные УУД:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Коммуникативные УУД:учитывание другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;


Домашнее задание

С.60-64 перечитать. В тексте есть иллюстрации найти соответствующие предложения из текста. Проанализировать иллюстрации на с.65. Или записать вопросы.( на выбор)



3.Рефлексивно- оценочный этап














Оценивание детей.

Провести по «6 шляпам»

Белая - Что ты узнал новое на уроке?

Красная - Какие чувства у тебя возникали на протяжении урока?

Черная - Что тебе не удалось?

Желтая - Почему нам важно было познакомиться с этим произведением?

Зеленая - На сколько были креативными?

Синяя - Основные результаты твоей работы?

Определите свой успех и прикрепите снежинку к нашей главной героине .

Дети выказывают свое отношение к уроку


Познавательные УУД.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД.: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха.

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Итог урока


-Чему научились на уроке?

- Что нового для себя узнали?

- Как в жизни пригодится эта история?



Отвечают на вопросы учителя









Познавательные УУД:

осознанное и произвольное

построение речевого высказывания.


Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения.