СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения по теме И А Бунин "Листопад".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по обновленным ФГОС . Литературное чтение И А Бунин Листопад

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения по теме И А Бунин "Листопад".»

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Учитель

Шкалина Ирина Ивановна

Класс

4

Тема

И.А. Бунин «Листопад».

Тип урока

Освоение новых знаний

Цели деятельности учителя:

Создать условия для знакомства с жизнью и творчеством И А Бунина; учить чувствовать поэтический мир;


Планируемые результаты

(предметные)

Умение прогнозировать содержание произведения, совершенствовать навык сознательного, правильного выразительного чтения, умение выделять из текста средства художественной выразительности.

Личностные результаты

Формирование проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина; положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся; системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну),

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

 Познавательные: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в тексте, пополнение словарного запаса.

Образовательные ресурсы

Учебник «Литературное чтение». 4 кл., автор. Л. Ф. Климанова; презентация по теме И. А. Бунин «Листопад»; компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.









Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

( Орг. момент)

1-2

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

-Сегодня, ребята, у нас необычный урок. К нам пришли гости. А когда приходят гости, в доме бывает праздник. Пусть этот урок принесет всем радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

Михаила Михайловича Пришвина

«Любить природу – значит любить Родину?»

Слушают музыку Осень и рассматривают картины Ребята, какое чувство у вас вызывает эта мелодия и картина?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии Этап выявления места и причины затруднений

4-5

1.Речевая разминка: Дыхательная гимнастика: Как на горке на пригорке. Стоят 33 Егорки (Вдох) 1Егорка, 2 Егорка

2.Проверка д / з. Какое было д.з? - Перед тем как начнем читать, давайте вспомним, критерии выразительного чтения: Выразительное чтение. Выставка творческих работ – рисунков.

3.На прошлых уроках мы с вами работали в разделе Поэтическая тетрадь, Ребята, предлагаю вспомнить русских поэтов и стихи, которые они написали?

- На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете на нём отрывок из стихотворения, ваша задача вспомнить поэта, который написал его. Листочки можно пустить по речке или кладёте под дерево.

(На доске вразброс карточки с именами поэтов).

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян. Иван Саввич Никитин


Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он. Евгений Абрамович Баратынский


Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла. Афанасий Афанасьевич Фет


Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит. Федор Иванович .Тютчев

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной. Иван Алексеевич Бунин


Ребята, а это то какое произведение, кто автор? Почему этот отрывок стихотворения сегодня среди тех произведений, с которыми мы уже познакомились?



Выразительное чтение Николая Алексеевича Некрасова Саша и рисунок. Дети читают отрывки. Критерии выразительного чтения: если все критерии соблюдены «5», 1-ошибка «4», 2ошибки-«3»


























Будем знакомиться сегодня

3. Постановка учебной задачи

4-5


1. Ребята, (предположите) как вы думаете

- О каком времени года будем читать стихотворение?

На прошлых занятиях мы с вами знакомились с описанием в произведениях поэтов с разными временами года. Ведь в природе все одинаково прекрасно, и каждое из времен года имеет свою неповторимую прелесть.. Что бы назвать автора-поэта - писателя этих строчек, нужно Разгадывание анаграммы

ЧИВЕЕСКЕЛА НАВИ НИНУБ.

2. Ребята, предположите тему нашего урока? Правильно, мы познакомимся с отрывком – стихотворением из поэмы Ивана Алексеевича Бунина

Какие цели для себя мы поставим:

Осень, высказывают предположения

Отгадывают загадку








4.« Открытие нового знания»

( построение проекта выхода из затруднения)

8-10

Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И. А. Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А. М. Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. Введение в тему урока. Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски.) А композитор? (Ноты)- А чем пользуется поэт? (Словом). Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин.

1.Слово учителя об И.А.Бунине.

- Мы начинаем знакомство с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

Иван Андреевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Он рос среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Впитывая от родителей, от дворовых предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начинает рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

В 11лет Иван Бунин поступил в гимназию, но, проучившись меньше четырех классов, был вынужден ее оставить: не хватало денег, чтобы платить за обучение. Курс гимназии, а частью и университета, проходил дома под руководством старшего брата Юлия.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В 1933 году, когда Ивану Андреевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Последние годы Бунин провел в бедности. Он очень тосковал по родине, но не вернулся – в возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

2.А сейчас мы послушаем стихотворение «Листопад» - Понравилось , вам произведение? Что понравилось? К какому жанру относится это произведение? Стихотворение. - Что вы представили, когда слушали стихотворение?

Записывают в рабочую тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании цели и задач урока




























Стихотворение – произведение, в котором текст построен ритмично, с использованием рифмы.

5. Первичное закрепление


4-5









Физминутка- игра в мяч «Ассоциации»


6. Самостоятельная

работа с самопроверкой по эталону


4-5






7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

7-8


































































Определение темы и авторской идеи произведения.



8 Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание..




9.Рефлексия.


ОЦЕНКИ


1.Чтение про себя, с выделением незнакомых слов. Ребята вы прочитали стихотворение, встретились ли вам не знакомые слова? Если мы не знаем лексическое значение слова, где мы можем посмотреть, узнать?

2.Работа в парах : карточки «Найди пару»

Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.

Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса

3.Проверка по эталону слайд

4.Ребята предлагаю отдохнуть с пользой «Ассоциации» ОСЕНЬ


  1. Работа в группах

- Ребята предлагаю прочитать в группах стихотворение и определить, лучшего чтеца от группы, который выразительно прочитает это стихотворение. Ребята а как вы будите выбирать лучшего чтеца?

1гр- 1часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

2-гр -2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…»

3гр. часть прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …Завороженной тишиной…»

2.РАБОТА С ТЕКСТОМ

 1  Чтение по частям с анализом

 1часть до слов «И осень тихою вдовой,

вступает в пёстрый терем свой»


- Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы? -( Кто главный герой этого стихотворения?) ЛЕС.- С чем сравнивает поэт лес? -С теремом.

-Какие деревья автор увидел в осеннем лесу? Зачитай.

- Берёзы, елочки, клёны.

- Почему образуются просветы? Листья кое - где опали.

- С чем автор сравнивает эти просветы?- Что оконца. С окнами.

-Кто хозяйка терема? Осень. - С кем сравнивает автор Осень? Вдовой

- Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.

- Предлагаю вам, закрыть глаза и представить, что мы находимся в осеннем лесу и идём по тропинке.

2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…»

- Где мы оказались? - На поляне. - С чем сравнивается поляна?

- С дворцом. -С чем сравнивается паутина? - С тканью из серебра.

-А когда бывает много паутины? В дни теплых дней бабьего лета.

Когда бывает бабье лето?- -- Каждый год в начале осени природа

дарит приятный сюрприз, когда холодная погода на несколько дней сменяется на практически летний зной. Эти яркие дни, когда солнце ласково греет, а тучи не закрывают небо, называются бабьим летом.

-

Почему же этот период получил такое название?
Не знаете? А вот почему!

Есть несколько мнений по поводу происхождения термина «бабье лето». И самый распространенный из них появился еще в древности. Согласно этой версии, деревенские женщины могли освободиться от полевых работ и посвятить время детям, домашним делам только когда уже наступала осень. Но для заготовки солений, прядения пряжи, обработки льна представительницы прекрасного пола выбирали погожие деньки. В бабье лето на Руси было принято устраивать застолья, встречаться с родными.
3 часть А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? 

-Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.

- А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"? - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

2.Каждый поэт описывая природу использует средства художественной выразительности?

- Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин?

Олицетворение,  сравнение, эпитеты, метафоры.

- Карточки назовите по одному выразительному средству - Пользуйтесь памятками, если забыли.

.-Кто есть во дворе на поляне? -Мотылёк.

-- Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич? Белый лепесток.

Сравнение: Лес, точно терем расписной,
Как вышки, елочки темнеют,
Просветы в небо, что оконца. Блестят, как сеть из серебра.
Олицетворение: Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой,
Эпитеты: мёртвое молчание, тихая вдова, лес.. заворожённый

3.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ чтение. -Мы переходим к самому интересному, к актёрской работе над стихотворением.- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? - Почему не следует торопливо читать это стихотворение? - Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише? - Почему 2-ю половину будем читать тише? - Будем читать 2-ю половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.

- Прочтите заключение.- Бунин заканчивает свое стихотворение теми же словами, с которых начал. Он как будто осмотрел всю поляну кругом и снова увидел те же деревья, которые поразили его воображение в самом начале.

- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства. Отношение.

- Скажите, что мы сегодня читали? - О чём это стихотворение? .

- А как вы думаете, для чего Бунин написал это стихотворение?

- Определите авторскую идею этого стихотворения. - Что значит для И. Бунина листопад?- Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.



Я предлагаю вам выбрать самостоятельно домашнее задание:

• 1ур Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина  «Листопад» .

•  2 ур Выучите наизусть стихотворение.

• 3ур .Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок  текстом наизусть.



- Активно работая на уроке каждый, из вас внёс вклад в достижение поставленных задач –КАКИЕ ЗАДАЧИ ЦЕЛИ СТАВИЛИ В НАЧАЛЕ УРОКА? научиться видеть красоту природы, узнать об отношении автора стихотворения к родной природе, определить авторскую идею.

– Оцените себя, выбирая начало фразы на доске.

сегодня я узнал… 
было интересно… 
было трудно… 
я выполнял задания… 
я понял, что… 
теперь я могу… 
я почувствовал, что… 
я приобрел… 
я научился… 


ПРОБА ПЕРА СЕНКВЕЙН «ОСЕНЬ», «ТВОРЧЕСТВО БУНИНА»

Отвечают на вопросы учителя.


Толковый словарь Ожигова…

Работа в парах.

Два ученика читают текст,карточки.
























Работа в группах.

По критериям




















Ответы учащихся

- Лес.

-С теремом.


Берёзы, елочки, клёны

-

- Листья кое - где опали.

- Что оконца. С окнами.

-Осень.


- И Осень тихою вдовой… 

- Оживляет, даёт ей имя.




- На поляне.

- С дворцом.

- С тканью из серебра.

- В дни теплых дней бабьего лета.


-- Каждый год в начале осени природа

дарит приятный сюрприз, когда холодная погода на несколько дней сменяется на практически летний зной. Эти яркие дни, когда солнце ласково греет, а тучи не закрывают небо, называются бабьим летом.









-Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье.

 - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…





Олицетворение,  сравнение, эпитеты




-Мотылёк.

- Белый лепесток.









- Будем читать 2-ю половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.



Оценивают по критериям



- Об осени, о красоте осенней природы. -Чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе.












Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных задач и высказывается одним предложением.

(ответы детей)






В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями;

Чуть заметен над лесом туман,

Теплый вечер прозрачно-румян

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем —

Лишь два крыла.



Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.



Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.





Терем 


Лиловый – 


Багряный – 


Лазурь -


Вдова – 


Завороженный 



- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки;

-от слова ворожить( колдовать);

- в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома;

один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день;

- чистый, яркий алый цвет; - одинокая женщина, у которой умер муж.


Терем 


Лиловый – 


Багряный – 


Лазурь -


Вдова – 


Завороженный 



- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки;

-от слова ворожить( колдовать);

- в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома;

один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день;

- чистый, яркий алый цвет; - одинокая женщина, у которой умер муж.


Терем 


Лиловый – 


Багряный – 


Лазурь -


Вдова – 


Завороженный 



- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки;

-от слова ворожить( колдовать);

- в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома;

один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день;

- чистый, яркий алый цвет; - одинокая женщина, у которой умер муж.


Терем 


Лиловый – 


Багряный – 


Лазурь -


Вдова – 


Завороженный 



- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки;

-от слова ворожить( колдовать);

- в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома;

один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день;

- чистый, яркий алый цвет; - одинокая женщина, у которой умер муж.


Терем 


Лиловый – 


Багряный – 


Лазурь -


Вдова – 


Завороженный 



- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки;

-от слова ворожить( колдовать);

- в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома;

один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день;

- чистый, яркий алый цвет; - одинокая женщина, у которой умер муж.


Терем 


Лиловый – 


Багряный – 


Лазурь -


Вдова – 


Завороженный 



- светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки;

-от слова ворожить( колдовать);

- в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома;

один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день;

- чистый, яркий алый цвет; - одинокая женщина, у которой умер муж.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!