СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения. «Некрасов. Стихотворения «Школьник» и «Саша»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения. «Некрасов. Стихотворения «Школьник» и «Саша»».»

Технологическая карта урока литературного чтения.
ФИО: Бакланова Елизавета Вадимовна
Класс: 4Д
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Некрасов. Стихотворения «Школьник» и «Саша»».
Тип урока: открытия нового знания.
Цели темы: познакомиться с творчеством Некрасова; познакомиться со стихотворениями «Школьник» и «Саша»; совершенствовать навыки чтения; развивать речь, внимание.
Содержание изучаемой темы: овладения умением давать характеристику героям сказки и вести исследовательскую работу.
Организация пространства:
Образовательные. Познакомиться со сказкой, совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами.
Развивающие. Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников; развивать речь, пополнять словарный запас, умения работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитывающие: Способствовать нравственному воспитанию учащихся, привить интерес к данному предмету.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Дидактические средства, интерактивное оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение», раздаточный материал.







Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Предметные

Метапредметные

(П- предметные, Р- регулятивные,
К- коммуникативные)

Личностные

Самоопределение к деятельности

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, меня зовут Елизавета Вадимовна. Садитесь.

Приветствуют учителя.


Р – нацеливание на успешную деятельность

Формирование положительного отношения к процессу познания

Мотивация и целеполагание

- С творчеством, каких авторов вы знакомились на прошлых уроках?




- На прошлом уроке вы знакомились с И.С. Никитиным, и ваше домашнее задание было выразительное чтение стихотворений. Сейчас мы с вами его прочитаем.


- Какова отличительная особенность стихотворений Никитина?

-Докажите словами из текста.


-Молодцы! Вы правы!



-Тютчев, Фет, Баратынский, Никитин, Плещеев






-чтение стихотворений.


- стихи красивые, мелодичные, на них написано много песен.

Знание материала

Р- формулирование задач с помощью учителя
К- планирование учебного сотрудничества с учителем и со своими учениками, умение общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Самопроверка, оценивание своего ответа

Актуализация знаний

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством еще одного великого поэта, чтобы узнать кто это, нужно ответить на вопросы по изученным темам. Вам нужно будет составить слово по первым буквам писателей, которых вы будете называть. (на слайде появиться ключевое слово)


Н - кто автор стихотворения

«В синем небе плывут над полями…» (Никитин)

Е - кто автор стихотворения «Поёт зима, аукает…» (Есенин)

К - кто автор басен

«Стрекоза и Муравей»,

«Мартышка и Очки»

(Крылов)

Р – кто автор стихотворения « Чем пахнут ремесла?»

(Родари)

А – назовите имя поэтессы Барто. (Агния)

С– назовите имя поэта Михалкова ( Сергей)

-Последние 2 буквы, для темы нашего урока я Вам подскажу.

О – назовите имя князя, который получил смерть от своего любимого коня (Олег)

В – назовите имя главного героя из рассказа Чехова

«Мальчики» (Володя)


- Какое ключевое слово у вас получилось?

- Послушайте внимательное биографию автора. (портрет представлен на слайде).



-Что нового вы узнали из творчества Н.А. Некрасова?



- Какую цель мы поставим?



-Какие задачи поставим?


-Сейчас мы с вами

проведем речевую разминку.

Давай те прочитаем стихотворение «Школьник», которое у нас представлено на слайде.

1 строфа.

- Как автор описывает дорогу?

- Что значит «Невеселая дорога»?

-Почему автор берет попутчика?

2 строфа.

-Опишите попутчика. Что значит «едва прикрыта грудь»?




3 строфа

-Как он стал «разумен и велик»? Докажите текстом.


4 строфа

-Объясните, как вы понимаете 1строчку.

-О какой мечте узнаем из этого четверостишья?

Почему учебу сравнивают со сном?

5 строфа

-Что такое поприще?





-Что следует делать, по мнению поэта, чтобы добиться славы, успеха?

- Прочитайте, за что автор любит Русь.


6 строфа

- Много ли вышло знаменитых людей из народа? Докажите текстом.



- Сейчас мы с вами найдем в данном стихотворении средства художественной выразительности.

-Я буду называть Вам строчку и какое средство художественной выразительности там есть.

Невеселая дорога... (олицетворение)

-Ребята, этот прием называется олицетворение. От какого слова произошло оно? (лицо).

Это значит неодушевленный предмет автор представляет, как одушевленный. Найдите еще в тексте олицетворение. Докажите.

 грязно тело, (эпитет)

Издержал последний грош. (метафора)

Что проезжая купчиха (эпитет)

Что проезжая купчиха (эпитет)

 Кто-нибудь свезет в Москву, (эпитет)

Сон свершится наяву! (олицетворение)

Не погиб еще тот край, (олицетворение)

И напыщенных собой! (метонимия)


-Хорошо! Молодцы!

-Слушают учителя.











-Отвечают на вопросы. Составляют слово.

























-Некрасов.



-Слушают биографию автора.



-ответы детей.



- познакомиться с творчеством Некрасова.

-познакомиться со стихотворениями;

-уметь их анализировать.


-Выразительное чтение стихотворения.



-трудная.



-ответы детей.



плохо он одет, тонкая рубашка, тонкое полотно на груди - не по сезону одет



-Ответы детей.








Ответы детей.



Это старорусская путевая мера для измерения больших расстояний,


-Ответы детей.







-Ответы детей.




- Находят средства художественной выразительности

Знание прошлого материала

П: анализ объектов с целью выделения признаков.
К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Самопроверка, оценивание своего результата

Открытие нового знания




























Физкультминутка

- В данном стихотворении есть непонятные слова, давай те попробуем их объяснить.

- Как вы понимаете слово – сумерки?

Сумерки- полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.

- А как вы думаете, что такое салазки?

- Салазки – это санки, для катания с горы.

- Сейчас мы еще познакомимся с отрывком из поэмы Некрасова «Саша».

- Давайте прослушаем данный отрывок.


-Какое чувство у вас вызвал данный отрывок?


-Давай те еще раз прочитаем его выразительно.



Раз, два- прямо стой!

Три, четыре – руки шире!

Пять, шесть – потихоньку присесть!

Встать-ногу правую поднять!

Три, четыре – хлопнуть!

Ногу левую поднять,

Раз, два – хлопнуть!


- Как описывает автор забавы Саши?

-Какие слова указывают на настроение девочки? Зачитайте

-Что можно сказать о характере девочки?

- Как автор относиться к героине?

-Как няня называет девочку?


- Давай те в данном отрывке найдем средства художественной выразительности.

-Я буду вам называть средства художественной выразительности, а вы мне будете говорить, как это понимаете.

метафора "летела стрелой полная счастья

олицетворения — "выбьются косы", "смех молодой", "растреплется шубка"

 эпитеты — "родная", "весело мчится", "гора ледяная", "няня седая", "смех молодой", "голубка", "на полном бегу"; риторические восклицания и обращение — "не убейся, родная!", "Саша в снегу!", "смеётся, голубка.






Ответы детей.












-Слушают отрывок.


- Ответы детей.





















Ответы детей с зачитываем из текста.







- Находят средства художественной выразительности

Умение отвечать на поставленные вопросы

К: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, уметь выражать свои мысли

Р: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

П: уметь находить ответы на вопросы

Формирование ЗОЖ

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Поработаем в парах.

-Ответьте на вопрос на странице 150 №1.

-Почему вы так думаете?

- Ответьте на вопрос №2.



Работают в парах.


-Ответы детей




Умение работать в парах

П: умение работать с текстом
Р: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Ребята, сейчас у нас с вами будет творческое задание. Мы сейчас с вами продолжим работать в парах. После того как выполним, ответы будут на слайде.

Задание 1. Собери стихотворение

(учащиеся собирают рассыпанные строки

четверостишия, взятого из стихотворения)

Полная счастья, с горы ледяной.

Саша садилась, летела стрелой,

В зимние сумерки нянины сказки

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки — и Саша в снегу!

Выбьются косы, растреплется шубка –

Любит она её смех молодой…


Задание 2. Проталинки

(учащиеся выписывают пропущенные

слова в четверостишие с использованием учебника)

В зимние сумерки _________________ Саша любила.

Поутру _____________ __________________, летела стрелой,

Полная __________, с ________ ледяной.

Няня кричит: «____________________!»

Саша, ______________________ погоняя,

Весело _______________.

На полном бегу

Набок салазки — и Саша ______________

Выбьются __________, растреплется ________–

Снег _______________, смеётся,___________!

Не до ворчанья и __________________:

Любит она её _________________________.


-Если у вас правильный вариант ответа, то поставьте «+» , если нет, то знак «?». Если у вас получился знак «?», то вам следует быть внимательнее и слушать указания учителя.

- Выполняют задание.

























































- Оценивают свою работу.







Умение работать индивидуально

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Рефлексия

С чем мы познакомились на уроке?

- Назовите автора.

- Что вы узнали о творчестве автора?

- С какими стихотворениями сегодня познакомились?

-Какую цель мы поставили в начале урока?

-Выполнили ее?

-Какие задачи мы поставили вначале урока?

-Мы выполнили их?



Оцените свою работу, я вам буду задавать вопрос, а вы отвечайте на него по поднятой руке.

Сегодня на уроке я узнал (а) …

Сегодня на уроке для меня было трудным…

Сегодня на уроке мне было интересно…

Сегодня мне на уроке запомнилось…

Ответы детей





Ответы детей











Слушают задание учителя.

Оценивают свою работу


К: умение выражать свои мысли

Уметь проводить самооценку

Инструктаж домашнего задания

Домашнее задание будет, прочитать другие стихотворения Некрасова, подготовить выразительное чтение одного из них, подобрать иллюстрацию.

Записывают домашнее задание