СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Характеристика героя сказки В.М. Гаршина "Лягушка - путешественница""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Характеристика героя сказки В.М. Гаршина "Лягушка - путешественница""»


Урок литературного чтения в 3 классе


Ф.И.О. учителя: Инна Васильевна Кононова

Предмет: литературное чтение

Тема учебного занятия: Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»

Место урока в теме: 1урок

Класс: 3

Дата проведения: 20.12. 2023г.

Тип урока: изучение нового материала


Тема

Характеристика героя сказки В.М. Гаршина «Лягушка – путешественница»


Цели


Образовательные:

Пополнять активный словарный запас учащихся сказками, фразеологическими оборотами (уточнять значения некоторых из них), учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах и самостоятельно, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее, анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, высказывать собственное мнение, анализировать произведение.
Воспитательные: воспитывать интерес к литературе; сказкам разных жанров, воспитание любви к творчеству русских писателей.

Планируемый результат

Познавательные УУД – формировать умение различать сказки народные и авторские в обычной речи в нужном контексте; совершенствование умения работать с текстом с элементами рассуждения, давать характеристику героям и их поступкам. Обогащение словарного запаса детей; развитие наблюдательности и мышления.
Коммуникативные УУД – формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение, прислушиваться к мнению товарищей, давать оценку своей работе и работе одноклассников.
Личностные УУД: формировать основы гражданской позиции, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке. Осмысление обучающимися своего опыта и знаний на основе полученной информации, воспитание речевой (коммуникативной) культуры речи.

Предметные:

Различать литературные жанры, различать разные виды сказок: народные и авторские, уметь анализировать пословицы и поговорки применять их к тексту произведения уметь находить межпредметные связи.

Основные понятия


Авторская и народная сказка, жанр, фразеологический оборот, основная мысль произведения, герой, характеристика героя, тема, автор, темп.

Межпредметные связи


Русский язык, литературное чтение, окружающий мир.

Организация пространства


Работа фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.

Ресурсы:

- основные


- дополнительные

Литературное чтение. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др. (1 часть)

-Толковый словарь Ушакова;

-толковый словарь Ожегова;

-толковый словарь Даля;


- электронные физкультминутки;

- лист самооценки;

- презентация к уроку;

-слайд с речевой разминкой;

-головной компьютер для учителя;

- медиапроектор;

-экран;

-книги с произведениями В.М.Гаршина;

- слайды- иллюстрации к сказке “Лягушка-путешественница”;

- карточки для работы в группах;

- пословицы о хвастовстве ;

Список литературы:

  1. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.wildaboutbritain.co.

  2. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=3dkostya.ucoz.ru

  3. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=i03.fsimg.ru%

  4. http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=img1.liveinternet.ru%

  5. http://images.yandex.ru/yandsearch?p
















Этап

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов


Деятельность

учащихся

УУД

Оборудование

I. Самоопределе

ние к деятельности .

( 3мин)

Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность и

включение в деловой ритм.


Организует эмоциональный настрой на урок.





Развивает учебно-познавательную активность детей


– Я желаю вам доброго утра, удачного дня и хорошего настроения. Повернитесь друг к другу – улыбнитесь. А теперь улыбнитесь мне.


-С этим хорошим настроением мы проведем урок литературного чтения.



Самопланирование учебной деятельности.



Познавательные УУД

формулирование познавательной цели
Личностные УУД

Жизненное самоопределение


презентация слайд №1

II.Речевая разминка.

(5мин)-

Цель: - формирование правильного дыхания, правильной артикуляции, внимания, обогащение речи.



Проводит речевую разминку












-Но прежде чем мы приступим к основной части, проведем речевую разминку.

Земля, голая, промёрзла.

Закружились, крупные, воздухе, снежинки, в .

Больше, их, становилось, всё.

Хлопьями, снег, повалил.


-Восстановите предложения,


-прочитайте: шепотом, медленно, быстро, не разжимая зубы.


-О каком времени года говорится в предложениях?

Определяют порядок слов в предложениях.















Познавательные УУД 

Составлять предложение из слов

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.


презентация слайд №2

III. Постановка учебной задачи
Целеполагание ( 20мин)
Цель: формулирование темы и целей урока
Предлагает выдвинуть предположения о теме урока
- Какое время года сейчас? - На улице зима, а мы возвращаемся в осень.


- А кто пригласил нас вернуться в осень, вы узнаете, если прочитаете эти слова наоборот.
(ЧИВОЛЙАХИМ ДОЛОВЕСВ НИШРАГ)
- А вы знаете кто этот человек? - Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (знакомиться с произведением Гаршина, его биографией и произведениями).
Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.





Узнают автора


презентация слайд №3

IV. Работа по теме урока. (20мин)-



Цель:

Проверить уровень усвоения материала прошлого урока, организовать работу по подготовке учащихся к восприятию текста сказки и формулирования

темы урока.

Знакомство с биографией автора.


Организует работу в группах






































Осуществляет связь с уроком окружающего мира.

Развивает речь учащихся посредством сообщений.




Формулирует вместе с детьми тему урока

и цель.





Предлагает объяснить значение слов.


- Давайте познакомимся поближе с биографией писателя.


2.Работа в группах

-Найдите ответ на вопрос, внимательно прочитав текст

    1. Годы жизни Гаршина В.М., место рождения?

    2. Как прошло детство Гаршина В.М.?

    3. Где и как учился Гаршин В.М.?

    4. Какие сказки написал Гаршин В.М.?


Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.г.)?

И вот сегодня мы познакомимся с одним из его произведений.



-А вот о ком будет это произведение, вам поможет узнать запись голосов. Внимательно послушайте


- Кто главный герой произведения?


- Чтобы больше узнать о лягушках выполним задание №2.

У каждой группы листок с заданием, Вам необходимо прочитать текст на листе и ответить на вопрос.

  1. К какой группе животных относятся лягушки, где обитают лягушки?

  2. Как лягушки проводят зиму?

  3. Расскажите о самых странных лягушках.

  4. Расскажите о болотной лягушке.

-Кто догадался как называется произведение Гаршина, которое мы сегодня будем читать?

- Какова тема урока сегодня? «В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»


-Кто такой путешественник?

-Что такое путешествие? (обратимся к словарю.)

У вас на столах словари, посмотрите значение слова путешествие).

Знакомятся с биографией автора.





Работают в группе, распределяют кто за кем рассказывает. Оценивают работу товарищей и свою.












































Отвечают на вопросы.

Работают со словарем




Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков


презентация слайд №4-13




Вопросы на карточках.















































ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.



-Какими должны быть путешественники?

- Что по утрам делает каждый спортсмен? Зарядку.

- Сейчас и мы сделаем зарядку.

Смелыми, сильными, находчивыми, спортивными


Слайд 16

Словарная работа.


Организует словарную работу.























Помогает выяснить значение фразеологических оборотов.


- Как может лягушка путешествовать?


- Правильные ли ваши предположения мы узнаем, познакомившись с произведением.

- Прежде чем приступить к чтению, проведем словарную работу.


Словарная работа.

- Эту удивительное произведение написал В.М. Гаршин в 1887 году, поэтому в ней нашли отражение слова того времени, прочитаем их. (запись на доске)

СКИРДЫ (хлеб в скирдах) - стога сена.

ЦЕП (стук цепов) - ручное орудие для молотьбы.

ПАЯЦ (бумажный паяц) – кривляка, шут.


фразеологические обороты:


присутствие духа -


полетела вверх тормашками -


закричала во всё горло








.









Отвечают на вопросы.

Определяют значение слов и фразеологических оборотов.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать самостоятельно.


Слайд №14-15

V. Работа по теме урока. (20мин)-

Цель:

Знакомство с произведением.


Организует чтение текста сказки



Совершенствует умения работать с текстом,

воспитывает речевую культуру,

развивает наблюдательность и мышление.


Чтение текста


- А теперь давайте прочитаем сказку В.М. Гаршина « Лягушка-путешественница»,


ученики читают сказку.



Слайд








Организует работу по определению жанра, задает вопросы по тексту.









Правильно оценивать героя произведения и давать ему характеристику.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?


К какому жанру его можно отнести?

Докажите, что это сказка?


- Что вы можете сказать об этой сказке? К каким сказкам её можно отнести?


- Как лягушка смогла путешествовать?


-Давайте составим словесный портрет лягушки - путешественницы.

-Какой она была?.......


осторожной, смелой, любознательной, изобретательной, хвастливой, тщеславной?


Чтобы ответить на этот вопрос, уточним значение этих слов?


Осторожный


Любознательный


Изобретательный


Смелый


Тщеславный


Хвастливый


- Докажите, что лягушка была...

- Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что лягушка была:

Осторожная


Любознательная


Изобретательная


Смелая


Тщеславная


Хвастливая


- Сбылась ли мечта лягушки?

- Что помешало сбыться её мечте?

-В чем же смысл сказки Гаршина?


-Какие пословицы подходят к сказке?

- Чему нас научила сказка?

- Какой совет вы бы дали всем?


- Ребята, наш урок подходит к концу. Нам пора вернуться в свой класс и оценить свою работу.

отвечают на вопросы


это авторская сказка , её можно отнести к сказкам о животных






Лягушка придумала способ путешествия на утках.

услышала рассказ уток и это стало её мечтой


Выполняют задание:

соединяют слова и их значения.


-крайне осмотрительный в своих действиях, поступках;

-стремится к приобретению новых знаний, к познанию окружающей среды;

-быстрый на выдумку, способный изобретать;

-не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей;

-стремится к почестям, к славе;

-склонный к хвастовству, неумеренное восхваление своих достоинств.


Дети находят в тексте подтверждение качеств лягушки

выборочное чтение



Хвастовство не приводит к добру, надо быть скромным и сдержанным.


Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.










Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД

Уметь работать в

группе.

определение основной информации

извлечение информации из прослушанных текстов;


Познавательные УУД

Уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:




Коммуникативные УУД

Уметь работать в

группе.

определение основной информации

извлечение информации из прослушанных текстов



Личностные УУД

 профессиональное самоопределение




Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Слайд №20

VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, подвести итог проделанной работе на уроке.

Организовывает рефлексию и оценку учениками

собственной учебной деятельности.



Оценивает работу учащихся.


Помогает подвести итог урока

-Оцените свою работу на уроке.


-Возьмите листы с тестом и отметьте правильные ответы.

Оценивают свою работу на уроке.


Отвечают на вопросы теста.




VII. Домашнее задание

(1 мин)


Организует запись д/з.и выбор

домашнего задания

разных уровней сложности.

Домашнее задание (по выбору).

Перечитать сказку, разделить на части и озаглавить каждую часть.

краткий пересказ сказки;

придумайте другую концовку сказки.

Составить рассказ о лягушке и выразить своё отношение к ней.

Нарисовать иллюстрацию к сказке.

Спасибо за урок!


Личностные УУД:

умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Презентация слайд № 24

Домашенее

задание на выбор








Рассказы детей о лягушках.

1. К какой группе животных относятся лягушки и где обитают?

Лягушки относятся к крупнейшему отряду земноводных – бесхвостые. Лягушки живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

2. Как лягушки поводят зиму?

Зимой лягушки спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

3. Расскажите о самых странных лягушках.

Лягушек существует тысячи разновидностей, но есть самые странные лягушках в мире.

1. Радужная лягушка –меняющая окраску, считается богом в Индии.

2. Стеклянная или прозрачная лягушка - из-за своей прозрачной кожи, сквозь которую можно увидеть ее внутренности. К сожалению, это вымирающий вид амфибий.

3. Лягушка-голиаф – крупнейший сохранившийся вид жаб на Земле. Ее размеры достигают 33 см в длину, а весит она до 3 кг.

4. Лягушка Мантелла имеет красный/оранжевый окрас. Это маленькие лягушки, достигающие в длину до 2,5 см. Обитает она на Мадагаскаре.


4. Расскажите о лягушке, которая обитает в болотах.

Остромордая лягушка или болотная лягушка— вид бесхвостых земноводных семейства настоящие лягушки. Широко распространена в Евразии от западной на западе Франции до Якутии на востоке. Животное небольших размеров, длина тела 5-6, иногда до 8 см. Окраска варьируется от коричневой до сероватой. Общий тон окраса зависит от погоды, например, в солнечный день лягушки значительно светлеют. Брюшко светлое.

Особенностью внешнего вида лягушки является хорошо заметное темное височное пятно и заостренная морда. В весенний период самцы приобретают голубоватую окраску.







Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

    1. Годы жизни Гаршина В.М., место рождения?

Всеволод Михайлович родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Екатеринославской губернии. Когда ему минуло девять лет, он был привезен матерью в Петербург и определен в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович Гаршин трагически ушёл из жизни 5 апреля 1888 года.


    1. Как прошло детство Гаршина В.М.?

Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними. В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.

    1. Где и как учился Гаршин В.М.?

С 1864 года он учился в петербургской 7-й гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. В 1874 году Гаршин окончил гимназию и поступил в Горный институт, но не закончил его. Война с Турцией прервала его занятия: он поступил добровольцем в действующую армию, был ранен в ногу; выйдя в отставку, отдался литературной деятельности.





    1. Какие сказки написал Гаршин В.М.?

За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей. Именно после армии Гаршин вплотную занялся литературой. Его первый рассказ назывался «Четыре дня», он стал доступным для читателей в 1876 году, и сразу же обрёл популярность.

Сказки :

  • «То, чего не было» (1882)

  • «Сказка о жабе и розе» (1884)

  • «Сказание о гордом Аггее» (1886)

  • «Лягушка-путешественница» (1887)