СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Валентин Берестов «Кошкин щенок»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Валентин Берестов «Кошкин щенок»"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Валентин Берестов «Кошкин щенок»"»



Технологическая карта урока литературного чтения.

Класс: 2

Базовый учебник: Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В.

Тема урока: Валентин Берестов «Кошкин щенок».

Цель урока: познакомить детей с весёлым стихотворением В. Д. Берестова «Кошкин щенок»;

Задачи урока:

  • Познакомиться с писателем и его произведением.

  • Научиться читать произведение выразительно.

  • Составить свой рассказ по рисунку.

  • Оценить свои достижения

Планируемые образовательные стандарты:

Личностные УУД:

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим», бережно относиться к ним, сочувствовать и сопереживать;

  • воспитывать интерес к чтению.

Познавательные УУД:

  • умение строить свои высказывания;

  • находить нужную информацию в тексте;

  • развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в стихотворении;

  • структурировать свои знания.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • прогнозирование сюжета произведения;

  • оценка своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • умение общаться друг с другом;

  • управлять поведением партнёра.

Предметные:

  • Познакомить с творчеством детского писателя В. Берестова;

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения текста через осознанное прочтение, художественные особенности в тексте;

  • Учить работать над образом литературного героя: передать своё отношение через поступок, речь героя;

  • Учить определять главную мысль произведения.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Формы: фронтальная, парная

Методы:

  • Объяснительно – иллюстративный;

  • Частично – поисковый;

  • Наглядный;

  • Словарная работа

Оборудование: ноутбук, цветные карандаши, карточки для каждого уч-ся (составление характеристики), карточка для словарной работы, учебник, смайлики.


Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент












2. Речевая разминка





























3. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы



















































4. Постановка темы урока и задач









5. Работа по теме урока































6. Знакомство со стихотворением «Кошкин щенок»















7. Анализ произведения







































8.Физкультми

нутка

































































9. Составление характеристики героя («Работа в паре»)



































































10. Итог урока



















10. Рефлексия











11. Д\ задание








По дорожке к вам школьной спешила.

Любовалась, как жизнь хороша.

Солнце ласково в небе сияло,

И моя улыбалась душа.

- Своё прекрасное настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Посмотрите в глаза друг дружке, подарите свою улыбку.

Слад №1

1. - А сейчас подготовим язык, губы, голос к работе

- Прочитайте, чётко проговаривая звук:

[Ы А О У Э И]

- А теперь добавляем эмоций и выразительности

• Испугали товарища

• Испугались сами

• Удивились

• Разочаровались

• Задумались

• Улыбнулись



Слайд №2

2. Скороговорка

Три чёрных котёнка

У Тёмки-кротёнка

Стащили три тонких

Картонки в потёмках

- Прочитайте с удивлением (ещё вопросительно, утвердительно, сердито, весело).

- Прочитайте быстро.

На столах лежат розовые карточки. Возьмите ручки.

- Прочитайте слова. Соединив пару «Взрослые животные - детёныши», вы сможете помочь малышам найти своих мам.

медвежонок лисица

жеребёнок корова

тигрёнок зайчиха

лисёнок кошка

зайчонок лошадь

телёнок медведица

щенок тигрица

Слайд №3

- Кто из малышей не нашел свою маму? Чья мама осталась?

- Какой раздел мы изучаем? (О братьях наших меньших).

- Ребята, бывает и так, что малышей растят другие мамы. На уроке мы продолжим читать произведения о добрых, нежных, заботливых и, конечно, порой строгих мамах. Нам предстоит познакомиться с удивительным писателем.

- Расшифруйте его имя и фамилию.

На доске: НИТНЕЛАВ ВОТСЕРЕБ

- Чего-то еще не хватает. Как вы думаете чего? (Названия произведения, которое будем читать.)

- В этом нам помогут… Прочитайте.

(Слайд № 4) - Загадки

Мордочка усатая,

Шубка полосатая.

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)


Чёрный нос,

Колечком хвост.

Дом охраняет,

Громко лает,

Кошек пугает. (Собака)

- Какие отношения бывают между этими животными?

- Расшифруйте: WKLCOШSKVИIH JЩQELHVOK - На доске.

- Что необычного в названии?

- Интересно узнать, почему Берестов так назвал произведение? Что для этого необходимо сделать? (Познакомиться с произведением, определить его героев, поразмышлять над содержанием, понять главную мысль)

Откройте учебники на с.130, рассмотрите рисунок. Можно ли по рисунку догадаться, о чём произведение и почему такое необычное название?


- Сформулируйте тему урока. ( В. Берестов «Кошкин щенок»)

 (Слайд № 5)

- Какие задачи поставите перед собой? (Познакомиться… Прочитать…

Сделать выводы …)

 (Слайд № 6)

Задачи урока:

  • Познакомиться с писателем и его произведением.

  • Научиться читать произведение выразительно.

  • Составить свой рассказ по рисунку.

  • Оценить свои достижения


-Ребята, вы дома выполняли творческое задание, вам нужно было найти отрывки из стихотворений Валентина Берестова и заучить их. Вы готовы? Мы вас сейчас послушаем.

- Что объединяет эти стихи? (они о животных)

- Кто автор этих стихотворений?

Слайд №7 - 8

Валентин Берестов стал одним из самых любимых детских поэтов второй половины минувшего века. Обаяние его весёлых «стишков» было настолько велико, что долгое время Валентин Берестов считался поэтом исключительно для малышей. Позже – для детей школьного возраста и взрослых.

Первая книга вышла для детей и называлась "Про машину". Затем последовали сборники стихов детям: "Веселое лето", "Как найти дорожку", "Улыбка", "Жаворонок", "Первый листопад».

Вывод: У нас есть уникальная возможность познакомиться с творчеством поэта на страницах учебника «Литературное чтение»

– Могут ли дружить животные? О дружбе животных расскажет нам В. Берестов в произведении «Кошкин Щенок»

 Слайд №9

- Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: Что показалось смешным, забавным?

Чтение стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок».

- Что же показалось смешным, забавным? (У кошки щенок)

- Определите характер стихотворения

(Шуточное, весёлое)

- Кого растила кошка?

Подготовка к чтению



1) А сейчас мы проведем «Жужжащее чтение»



2) Словарная работа (знак «Работа в парах»). Соедините стрелкой понятие и его значение

 Слайд 10

Приёмный сын

содержащее себя в чистоте, опрятный;

Чистоплотное животное

усыновлённый сын;

Верзила

колыхаться, производить всплеск;

Плескайся

полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Дремлет

высокий и нескладный человек;





Самопроверка:

  • Приёмный сын – усыновлённый сын;

  • Чистоплотное животное – содержащее себя в чистоте, опрятный;

  • Верзила – высокий и нескладный человек;

  • Плескайся – колыхаться, производить всплеск;

  • Дремлет – полуспит, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза.

Выборочное чтение 

Слайд №11

1 - Каким был щенок?

Дети: Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

2 - Как кошка ухаживала за ним?

Дети: Без воды и без мочала

Кошка сына умывала;

Вместо губки, вместо мыла

Язычком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

шею, спинку и бочок.

3- Какой была кошка – мать?

Дети: Кошка-мать - животное

Очень чистоплотное.

4- Каким стал сынок?

Дети: Но подрос

Сынок приёмный,

И теперь он пёс огромный.

5- С какими трудностями встретилась кошка – мать?

Дети: Бедной маме не под силу

Мыть лохматого верзилу.

На громадные бока

Не хватает языка.

Чтобы вымыть шею сыну,

Надо влезть ему на спину.

- Ох, - вздохнула кошка-мать,-

Трудно сына умывать!

6- Какой выход нашла кошка – мать?

Дети: Сам плескайся, сам купайся,

Сам без мамы умывайся.

- Чем закончилось стихотворение?

Дети: Сын купается в реке.

Мама дремлет на песке.

Вывод: для чего нам необходима эта информация(для составления характеристики главных героев)

- Каким был щенок? Какой была кошка – мать?

Слайд №12



На парте у вас лежит карточка со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Разделите слова на 2 группы:

ласковый, заботливая, милый, ласковая, скромный, жизнерадостный, любящая, самостоятельный, труженица, симпатичный, любит чистоту и порядок

Самостоятельная работа со словами.

- Проверяем: Щенок: ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

Кошка – мать: заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

Проверь работу

 Слайд №13



Кошка - мать

Щенок

заботливая, ласковая, любящая, труженица, любит чистоту и порядок.

ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, самостоятельный, симпатичный.

- Как изменился характер щенка, когда он подрос? (остался милый, скромный, ласковый и еще стал самостоятельный)

- Какие отношения между кошкой и щенком? (доброжелательные, ласковые, нежные)

- Кто наши герои по отношению друг к другу? (кошка-мама, щенок-сын)

Вывод: Такие отношения бывают между близкими, родными людьми, даже если дети приёмные.

1) - Каково отношение автора к своим героям? (доброе, нежное…) Докажите.

- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? - Какова идея автора? (показать, что…)

- Придумайте своё название («Дружба», «Заботливая кошка», «Ласковый щенок»)

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Щенок и кошка могут дружить, заботиться друг о друге и даже жить вместе.



2)- Составьте по рисунку рассказ про цыплёнка (с. 131). Придумайте окончание этой истории.

- Знаете ли вы истории, когда животные воспитывали не своих детёнышей?

- Кто расскажет свою историю?

Показать видео о дружбе животных

Объясните значение пословиц:

- Живут как кошка с собакой.

- Собака видит мир носом, а кошка ушами.(у собаки хорошо развит нюх, а у кошки слух).

- Без кошки - нет дома, а без собаки - двора.

- Дом без кошки или собаки - это дом скряги.(жадина).

- Собака не забудет хозяина, а кошка дом.


- Какую цель перед собой ставили?

- Дай оценку своей деятельности на уроке:

  • На уроке я узнала...

  • После урока мне захотелось...

  • Меня удивило:

  • Что дал мне этот урок…

- Какое ваше отношение к этой истории?

- Каково отношение автора к своим героям? (Доброе, нежное)

- Какое значение имеет для вас тема, которую мы изучали на уроке? (Чтобы мы увидели, как животные могут дружить, заботиться друг о друге.)


- Где эти знания вам могут пригодиться?



- Как оцениваете свою работу на уроке?

- Вспомните задачи, которые мы формулировали на урок. Подумайте, чему мы научились, что получилось хорошо. А над чем ещё хотелось бы поработать?

ОЦЕНКИ


- Подготовить выразительное чтение стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок».

1. Нарисовать, как выглядит пёс из стихотворения В. Берестова (побудьте в роли художников - иллюстраторов).

2.Написать объявление о пропаже щенка.(побудьте в роли писателя).









Кивают головой в знак приветствия, дарят улыбки, садятся.















Произносят с эмоциями и выразительно



















Произносят.













































Отвечают на вопросы, делают выводы.



Просматривают презентацию.



Отвечают на вопросы.











Читают стихи.





































Самостоятельно дети читают стихотворение и подчёркивают непонятные слова.









Соедините стрелкой понятие и его значение





































Каждый слушает вопрос учителя и ищет ответ в учебнике и читает эти строки



















































Берут карточки со словами, характеризующие кошку-мать и щенка. Делят слова на 2 группы: закрашивают каждую группу цветным карандашом.

Делают вывод.





Подводят итог урока, высказывают свое мнение, свои впечатления.













Отвечают на вопрос.























Составляют по рисунку рассказ – 1 группа.

Рассказывают истории о животных, которые воспитывали не своих детёнышей.



Работают над значением пословиц.















Дают оценку своей деятельности на уроке.







Записывают в дневник домашнее задание.







Личностные: положительный эмоциональный настрой на урок.































































































Познавательные: осуществляют смысловое чтение; синтез, сравнение, обобщение, необходимой информации из текстов.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения

проблемы информации.

Личностные: осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.















Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию,

классификацию; поиск необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевое высказывание, логическую цепь рассуждений, доказательство.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.







Коммуникативные: формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание















































































































Познавательные: ориентируются в системе знаний – отличают новое от уже известного.

Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке.

Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний